Судебный юрист Тимохин Алексей

№309. Признание незаконными действий руководителя следственного органа по передаче заявления о преступлении в службу судебных приставов

Признание незаконными действий руководителя следственного отдела

Решением Московского районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2019 года по делу №2а-966/2019 частично удовлетворены мои административные исковые требования.

Признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда Зорина Дмитрия Владимировича, выразившееся в нерассмотрении моего ходатайства от 07 ноября 2018 года ив ненаправлении в мой адрес постановления от 25 декабря 2018 года о передаче исполнительного производства №122377/18/39004-ИП на исполнение в ОСП Балтийского района Калининградской области.

На отдел судебных приставов Московского района г. Калининграда возложена обязанность устранить допущенные нарушения, а именно направить мне копию постановления от 25 декабря 2018 года о передаче исполнительного производства №122377/18/39004-ИП на исполнение в ОСП Балтийского городского округа Калининградской области, рассмотреть мое ходатайство от 07 ноября 2018 года и направить сообщение о результатах рассмотрения ходатайства в мой адрес.

Решение вступило в законную силу 07 июня 2019 года.

Вместе с тем, должностными лицами отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда решение Московского районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2019 года по делу №2а-966/2019 не исполнено. Копия постановления от 25 декабря 2018 года о передаче исполнительного производства №122377/18/39004-ИП на исполнение в ОСП Балтийского городского округа Калининградской области мне не направлена, ходатайство от 07 ноября 2018 года не рассмотрено, сообщение о результатах рассмотрения ходатайства в мой адрес не направлено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении должностными лицами отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда обязательного для всех без исключения решения суда (ст. 13 ГПК РФ, ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Длительность неисполнения судебного решения – с 08 июня 2019 года по настоящее время (девять месяцев) свидетельствует о злостности неисполнения решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению, преследуется в уголовном порядке.

Таким образом, бездействие должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда образует состав преступления, предусмотренного частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим 17 сентября 2019 года я направил почтой в Следственное Управление Следственного Комитета по Калининградской области заявление о решении вопроса о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда Управления ФССП России по Калининградской области к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения Московского районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2019 года по делу №2а-966/2019, которым на отдел судебных приставов Московского района г. Калининграда Управления ФССП России по Калининградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения, а именно направить мне копию постановления от 25 декабря 2018 года о передаче исполнительного производства №122377/18/39004-ИП на исполнение в ОСП Балтийского городского округа Калининградской области, рассмотреть мое ходатайство от 07 ноября 2018 года и направить сообщение о результатах рассмотрения ходатайства в мой адрес.

Письмом от 17 октября 2019 года заместитель руководителя следственного отдела по Московскому району г. Калининграда сообщил мне, что копия моего обращения, в котором я указываю о неправомерных действиях судебного пристава-исполнителя ОСП Московского района г. Калининграда Зорина Д.В., выразившееся в злостном неисполнении вступившего в законную силу решения Московского районного суда г. Калининграда от 27 апреля 2019 года по делу 2а-966/2019, направлена в Управление ФССП России по Калининградской области для его рассмотрения и принятия мер в пределах компетенции данного правоохранительного органа.

Основанием для направления копии решения в Управление ФССП России по Калининградской области явился тот факт, что в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством следователями Следственного комитета не производится следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных сотрудниками Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, а преступления, предусмотренные статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации относятся к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 145 УПК РФ о принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В связи с тем, что по состоянию на 23 декабря 2019 года в нарушение указанных выше норм уголовно-процессуального закона какое-либо решение по моему заявлению о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда по части 2 статьи 315 УК РФ Управлением ФССП России не было принято, о принятом решении мне не было сообщено, я обратился с жалобой на бездействие должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области в порядке ст. 124 УПК РФ.

В обоснование жалобы указал, что поскольку по состоянию на 23 декабря 2019 года по моему заявлению о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда по части 2 статьи 315 УК РФ Управлением ФССП России не принято, о принятом решении мне не сообщено, имеет место незаконное бездействие должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области, выразившееся в нерассмотрении и неразрешении моего заявления о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда Управлением ФССП России к уголовной ответственности по части 2 статьи 315 УК РФ, а также в несообщении мне о принятом по данному заявлению решении.

Кроме того, указал, что в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 150 и п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по уголовным делам, предусмотренным статьей 315 УК РФ, производится дознавателями Федеральной службы судебных приставов.

Следовательно, проверка моего заявления о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда к уголовной ответственности по части 2 статьи 315 УК РФ, проведенная дознавателями Управления ФССП России по Калининградской области в отношении должностных лиц структурного подразделения Управления, не может быть и считаться объективной, поскольку не отвечает задачам и принципам уголовного судопроизводства.

Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Полагал, что мое заявление о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда по части 2 статьи 315 УК РФ может быть передано для производства предварительного следствия в Следственный отдел Следственного управления Следственного комитета по Калининградской области Российской Федерации.

В жалобе, обращенной к прокурору Калининградской области, я просил проверить законность действий (бездействия) должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области, выразившегося в нерассмотрении и неразрешении в установленный статьей 144 УПК РФ срок моего заявления о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда к уголовной ответственности по части 2 статьи 315 УК РФ, и законность действий (бездействия) должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области, выразившегося в нерассмотрении и неразрешении в установленный статьей 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок моего заявления о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда к уголовной ответственности по части 2 статьи 315 УК РФ.

В случае выявления нарушений действующего законодательства просил принять меры прокурорского реагирования.

А также решить вопрос о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда Управления ФССП России по Калининградской области к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения Московского районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2019 года по делу №2а-966/2019, которым на отдел судебных приставов Московского района г. Калининграда Управления ФССП России по Калининградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения, а именно направить мне копию постановления от 25 декабря 2018 года о передаче исполнительного производства №122377/18/39004-ИП на исполнение в ОСП Балтийского городского округа Калининградской области, рассмотреть мое ходатайство от 07 ноября 2018 года и направить сообщение о результатах рассмотрения ходатайства в мой адрес.

Передать мое заявление о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда к уголовной ответственности по части 2 статьи 315 УК РФ в один из Следственных отделов по г. Калининграду Следственного управления по Калининградской области Следственного управления Российской Федерации.

Письмом заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Михайловой Д.В. мне было сообщено, что моя жалоба (в письме указано – обращение) направлена в Управление ФССП России по Калининградской области на основании ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Не согласившись с такими действиями прокурора Михайловой Д.В., я обжаловал их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в которой выразил несогласие с действиями (бездействием) прокурора Калининградской области и заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, выразившимися в нерассмотрении в установленной уголовно-процессуальным законом порядке моей жалобы на бездействие должностных лиц УФССП России по Калининградской области, в нерассмотрении моего заявления о решении вопроса о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда Управления ФССП России по Калининградской области к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации и определения подследственности проверки заявления о преступлении, а также в незаконной передаче указанных жалобы и заявления в Управление ФССП России по Калининградской области.

Как следует из содержания моей жалобы от 23 декабря 2019 года на бездействие должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области, она была подана в порядке статьи 124 УПК РФ и помимо обжалования бездействия содержала просьбу решить вопрос о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда Управления ФССП России по Калининградской области к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем определить подследственность проверки указанного заявления о преступлении.

В соответствии с ч. 1 ст. 123 УПК РФ действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Из указанных законоположений следует, что во внесудебном порядке жалоба на решения, действия (бездействие) дознавателя может быть подана только прокурору либо руководителю следственного органа и только ими рассмотрена.

Руководитель УФССП России по Калининградской области не является ни прокурором, ни руководителем следственного органа, поэтому не вправе рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) дознавателя.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» постановлено считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

В силу п. 15 данного Приказа при поступлении жалобы на действия и решения должностных лиц органов дознания, подлежащей рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ, прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.

В соответствии с п. 3.7 Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 “Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации” запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Таким образом, заместитель начальника отдела Михайлова Д.В. нарушила:

– положения статей 123, 124 УПК РФ;

– положения п.п. 2, 15 Приказа Генпрокуратуры от 20 января 2017 года № 33;

– положения п. 3.7 Приказа Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45,

поскольку не вправе была направлять мою жалобу, поданную в порядке ст. 124 УПК РФ прокурору Калининградской области в Управление ФССП России по Калининградской области. Жалоба подлежала рассмотрению прокуратурой Калининградской области либо должна была быть направлена в соответствующую районную прокуратуру г. Калининграда для принятия процессуального решения.

Кроме того, должностными лицами прокуратуры Калининградской области не рассмотрено содержащееся в жалобе заявление о решении вопроса о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда Управления ФССП России по Калининградской области к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также не рассмотрена просьба о передаче заявления в один из следственных отделов Следственных отделов по г. Калининграду Следственного управления по Калининградской области Следственного комитета Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с п. 2.2 Приказа Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 г. № 212 “О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях” прокурорам субъектов Российской Федерации предписано поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступления по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях согласно прилагаемому образцу, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ.

Согласно п. 1.5 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 г. № 212 поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешать в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Из содержания моей жалобы следует, что я не просто выражал несогласие с решением должностных лиц ОСП Московского района г. Калининграда, но указывал на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 315 УК РФ, которые заключаются в том, что в должностными лицами ОСП Московского района г. Калининиграда не исполняется решение Московского районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2019 года, которым на отдел судебных приставов Московского района г. Калининграда возложена обязанность устранить допущенные нарушения ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно направить мне копию постановления от 25 декабря 2018 года о передаче исполнительного производства №122377/18/39004-ИП на исполнение в ОСП Балтийского городского округа Калининградской области, рассмотреть мое ходатайство от 07 ноября 2018 года и направить сообщение о результатах рассмотрения ходатайства в мой адрес.

В жалобе я указывал, что до настоящего времени решение суда не исполнено, что свидетельствует о наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 315 УК РФ, а поскольку производство предварительного расследования по данному преступлению относится к подследственности дознавателей ФССП России, просил определить подследтвенность и передать мое заявление о преступление в один из следственных отделов СУ СК РФ по г. Калининграду.

Таким образом, мое заявление и приложенные к нему материалы содержали данные о признаках преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 315 УК РФ.

Таким образом, у должностных лиц прокуратуры Калининградской области отсутствовали основания для направления моей жалобы, содержащей заявление о решении вопроса о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 315 УК РФ и определении подследственности, в Управление ФССП России по Калининградской области.

Прокурору Калининградской области (должностным лицам прокуратуры Калининградской области) надлежало в соответствии со ст. 150 УПК РФ, п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 г. № 212 зарегистрировать мое заявление о привлечении должностных лиц ОСП Московского района г. Калининграда к уголовной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 315 УК РФ, определить подследственность проверки данного заявления о преступлении и направить заявление о преступлении в соответствующий следственный орган (орган дознания) для доследственной проверки.

Однако должностными лицами прокуратуры Калининградской области этого сделано не было, а жалоба, содержащая указанные выше заявления направлена в УФССП России по Калининградской области, что является недопустимым, поскольку допущены нарушения указанных выше положений УПК РФ, Приказа Генпрокуратуры и моего права на доступ к правосудию.

Просил признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц Прокуратуры Калининградской области, выразившихся:

– в нерассмотрении моей жалобы от 23 декабря 2019 года в порядке 124 УПК РФ на бездействие должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области;

– в нерассмотрении моих заявлений о решении вопроса о привлечении должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области к уголовной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 315, и об определении подследственности рассмотрения данного заявления, содержащихся в жалобе от 23 декабря 2019 года;

– в направлении моей жалобы от 23 декабря 2019 года в порядке 124 УПК РФ на бездействие должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области, содержащей заявление о преступлении и определении подследственности, в Управление ФССП России по Калининградской области.

Обязать должностных лиц Прокуратуры Калининградской области рассмотреть в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и приказами Генпрокуратуры порядке мою жалобу от 23 декабря 2019 года, поданную в порядке 124 УПК РФ на бездействие должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области, а также содержащиеся в ней заявления о решении вопроса о привлечении должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской.

Поданная мной в Генеральную прокуратуру Российской Федерации жалоба была в конечном итоге направлена в прокуратуру Московского района г. Калининграда и ей рассмотрена.

Проведенной проверкой установлено, что 26.09.2019 в СО по Московскому району г. Калининграда СУ СК России по Калининградской области поступило моё обращение о решении вопроса о привлечении должностных лиц отдела судебных приставов Московского района г. Калининграда УФСПП России по Калининградской области к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, в связи с длительным неисполнением решения суда.

17.10.2019 копия указанного обращения направлена заместителем следственного отдела для рассмотрения по существу в УФССП России по Калининградской области.

В этот же день заместителем руководителя следственного отдела в мой адрес направлен разъяснительный ответ.

В силу положений п. 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), утвержденной приказом СК России от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражаю несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках, преступления.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовною преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 144 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также соответствующе организационно-распорядительными документами Следственного комитет.

Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений Инструкции, заместитель руководителя следственного отдела, приняв решение о рассмотрении Вашего обращения в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, в разъяснительном ответе не указал конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

Кроме того, в нарушение положений ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение обращения, поскольку поставленные по существу вопросы о привлечении должностных лиц ФССП к уголовной ответственности, остались без должного внимания.

В связи с выявленными нарушениями федерального закона, 08.05.2020 в адрес руководителя следственного отдела внесено представление об их устранении.

Кроме того, 29.04.2020 г. в прокуратуру Московского района г. Калининграда поступило моё обращение от 29.04.2020 г. о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц отдела судебных приставов Московского района, которое в этот же день направлено в следственный отдел по Московскому району г. Калининграда СУ СК России по Калининградской области для проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.