Судебный юрист Тимохин Алексей

№167. Признание за бывшим несовершеннолетним узником фашистов права на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья

№167. Признание за бывшим несовершеннолетним узником фашистов права на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья

М.М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья, указав, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением № 77005. 26 мая 1998 года поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 04 августа 2009 года выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета. После получения свидетельства стала документально оформлять предоставленное ей право на приобретение жилья за счет федерального бюджета, нашла подходящее ей жилое помещение, готовила договор – купли продажи. В начале апреля 2010 года ей позвонил сотрудник социальной защиты населения г. Светлого и сообщил, что она не имеет права на данную льготу и потребовал вернуть сертификат. Считает, что лишение ее права на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета является незаконным и необоснованным, поскольку Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 года № 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Правительству РФ предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 – 2011 годах. В силу поди. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно Указу Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны,
признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в п. 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (подп. 3 п. 1 ст. 15).

Пунктом 3 ст. 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, такой меры социальной поддержки – как обеспечение жильем.

Таким образом, она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны.

Указывает, что фактически выдачей свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, Министерством социальной политики Калининградской области реализовано ее право на получение данной меры социальной поддержки.

Кроме этого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таким образом, она, как имеющая установленные законом льготы по обеспечению жильем, получив от государственного органа свидетельство о реализации такого права, приобрела право собственности на денежные средства социальной выплаты, которых была неправомерно, вопреки установленному ст. 35 Конституции РФ порядку, лишена.

Просит признать за ней право на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета как бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Судом к участию в разбирательстве настоящего дела был привлечен в качестве соответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения».

Истица М.М.А. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель истицы М.М.А. – Тимохин А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель Министерства социальной политики Калининградской области Антонова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714, о чем свидетельствует соответствующее письмо Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года, которое было исполнено Министерством социальной политики Калининградской области. Просит в иске отказать.

Представитель соответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» – Насонов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не подлежат обеспечению жильем. Просит исковые требования оставить без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что М.М.А., 10 декабря 1937 года рождения является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей…», а также п. 8 ст. 154 от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» пользуется мерами социальной поддержки, установленными для инвалидов Великой отечественной войны.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также в силу п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» бывшие несовершеннолетние узники фашизма, в том числе истица, имеют право на предоставление мер социальной поддержки, установленных для инвалидов Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки инвалидов Войны установлены ст. 14 Закона «О ветеранах», п. 4 ч. 1 которой предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов болевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 закона.

Из анализа положений ст. 23.2 Закона «О ветеранах» следует, что несовершеннолетние узники фашистский концлагерей, хотя и наделены правом на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 14 Закона «О ветеранах», однако в полной мере не приравнены к инвалидам (участникам) Великой Отечественной войны. Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» категория граждан, к которым отнесена истица не подлежит.

В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 20 ноября 2008 года № 762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета» функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета граждан, относящихся к категориям, установленным ст. ст. 14, 16, 21 от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», осуществляет Министерство социальной политики Калининградской области.

Такие мероприятия включают в себя комплекс мер по формированию сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, его утверждению и доведению до сведения заинтересованных граждан; предоставлению такого списка в Министерство ЖКХ и строительства Калининградской области для расчета размера социальной выплаты; оформлению и вручению гражданину свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

В соответствии с п. 21 названного Постановления, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.

Судом установлено, что М.М.А. состоит в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26 мая 1998 года в общей очереди под № 347, а в списках льготной очереди участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей и ветеранов боевых действий на территориях других государств под № 10, как бывший несовершеннолетний узник концлагерей под № 2.

04 августа 2009 года право М.М.А. на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета было реализовано путем выдачи ей соответствующего свидетельства № 210.

Впоследствии Министерство социальной политики Калининградской области потребовало от М.М.А. возвратить выданное свидетельство.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Органы государственной власти, осуществляющие реализацию законов касающихся предоставления тех или иных мер социальной поддержки, льгот и компенсаций категории граждан, являющихся менее социально защищенными по сравнению с иными категориями, должны соблюдать как принципы справедливости и равенства, так и принцип правовой предсказуемости, что обеспечивает поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, государственных органов, их действиям и решениям, то есть сохранение разумной правовой стабильности. Сохранение разумной стабильности означает помимо прочего обязанность органов государственной власти не допускать произвольной отмены уже признанного и предоставленного права и изменение правовых ожиданий гражданина, связанных с реализацией этого права.

Осуществляя комплекс мер, связанных с реализацией М.М.А. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья (постановка на учет, формирование извлечения из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, включение в сводный список претендентов на получение социальной выплаты), органы государственной власти в лице Министерства социальной политики, не ставили под сомнения ее право на получение такого рода меры социальной поддержки и такое ее право признавали.

Каких-либо фактов, свидетельствующих о злоупотреблении истицей своим правом на получение указанной меры социальной поддержки; предоставлении недостоверных данных, касающихся ее нуждаемости или статуса, судом не установлено.

Получив свидетельство на получение социальной выплаты, право истицы фактически было реализовано. Исходя из принципа правовой определенности и предсказуемости, и наличия у нее права, признанного государством, истица совершала дальнейшие действия, направленные на реализацию своего права, заключив договор купли-продажи жилого помещения и представив его на государственную регистрацию.

При таком положении, с учетом совокупности установленных судом обстоятельств, исходя из конституционного и международно-правового принципа правовой определенности и недопустимости отмены уже признанного государством права, суд полагает, что Министерство социальной политики Калининградской области неправомерно потребовало возвратить М.М.А. выданное ей свидетельство на получение социальной выплаты.

Требования истицы о признании за ней права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 32 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 20 ноября 2008 года №762, гражданин, не реализовавший социальную выплату в течение срока действия Свидетельства, сохраняет право на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком.

Но поскольку срок действия свидетельства № 210 от 04 августа 2009 года истек 04 мая 2010 года, то в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 20 ноября 2008 года № 762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета» уполномоченный орган – Министерство социальной политики Калининградской области обязано выдать М.М.А. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета в размере 1 137 600 (один миллион сто тридцать семь тысяч шестьсот) рублей взамен свидетельства № 210 от 04 августа 2009 года в связи с окончанием срока его действия.

На основании изложенного, суд решил:

Исковые требования М.М.А. удовлетворить.

Признать за М.М.А. право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья.

Обязать Министерство социальной политики Калининградской области выдать М.М.А. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета в размере 1 137 600 (один миллион сто тридцать семь тысяч шестьсот) рублей взамен утраченного в связи с окончанием срока действия свидетельства № от 04 августа 2009 года.