Посвящается Иммануилу Канту
Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает спасительную созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, судьбоносное значение действительно разумной правовой современной публичной власти.
Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации.
Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Эти призывы появлялись, как правило, на гребне либерализации общества, т.е. тогда, когда оно стремилось освободится от тормозивших его развитие оков. Именно поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов.
И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и весьма эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.
Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства. “Россия – это абсолютно новое государство, новое хотя бы потому, что здесь с нуля зарождаются абсолютно новые для этого политического поля институты”, – констатировал в одном из своих интервью Президент Российской Федерации В. Путин[1]. “Естественно, – продолжал он, – что они рождаются в муках, тяжело. И ничего удивительного нет в том, что многие институты гражданского общества, которые и в Японии сегодня, и в Западной Европе, и в Северной Америке являются чем-то само собой разумеющимися, у нас находятся в процессе становления”. Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре. Поэтому важность раскрытия этой глобальной темы несомненна как с теоретической, так и с практической стороны.
В связи с проводимой реформой политической системы в России, реформой правовой системы, широкомасштабной демократизацией общества необходим новый теоретический подход в понимании правового государства. Вместе с тем, следует отметить, что со времени XIX партконференции, когда “правовое государство” как термин и понятие получило официальную прописку, отечественными учеными были сделаны весьма солидные концептуальные наработки. Так концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева, М.В. Баглая, А.В. Венгерова, В.Е Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина, Р.А. Халфиной, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина и др.
Вместе с тем реалии общественно-политической жизни в России свидетельствуют и о том, что у нас мало и недостаточно эффективно используется зарубежный опыт в формировании в теории и практике, в материализации идеи правового государства. В этом аспекте автором данной монографии в 1992 г. была сделана первая попытка[2] в отношении исследования правового государства в Германии за 200 лет, от идеи правового государства до ее материализации.
Часть концептуального подхода германской идеи правового государства реализована в России. Однако имеется еще большой неиспользованный задел. Он связан с законотворчеством, и, прежде всего, качеством законов, правовой базой рыночных отношений, инвестициями, т.е. со всем тем, что пока, к сожалению, является в России “ахиллесовой пятой”. Это и побудило автора к изданию новой основательно переработанной, измененной и дополненной монографии, которая может быть реально применена к российским условиям. Более того, учитывая жизненную необходимость формирования правового государства в России, автор специально подготовил 5 главу о проблемах, противоречиях и перспективах развития государственности в нашей стране.
Следует понять и, прежде всего, научно исходить из того, что правовое государство реально образуется из совокупности новых общественных институтов и должно быть результатом принципиального изменения характера правоотношений между государством, обществом и личностью.
Курс на формирование правового государства в реалиях посткоммунистической, посттоталитарной эпохи есть реальное выражение движения к новым рубежам социальной и духовной жизни. Создание раскованного, открытого, свободного, демократического гражданского общества, усвоившего уроки своего тоталитарного прошлого, общества опирающегося на право, правовой закон, на ответственность, информированность и предприимчивость граждан, т.е. правового гражданского общества, ведет к всестороннему возвышению человека, делает его главной точкой отсчета этого общества. “Человеческое измерение” и является ядром правового государства. Лишь такой подход может создать условия для полного самовыражения, самореализации, самоутверждения личности, а равно и свободы творчества мысли в различных сферах, позволит раскрыть ценности, изначально присущие человеческому обществу.
Опыт Запада подсказывает, что исходить следует из изучения динамики потребностей и интересов различных по своему спектру социальных групп, диверсификации их интересов, их столкновений и взаимодействия, кризисных ситуаций, механизмов “игры” различных социальных сил, а равно механизмов торможения, сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс властей, политических сил.
Разрабатывая концепцию правового государства в России, раскрывая его общедемократические принципы, не следует отбрасывать все положительное, что выработало человечество за 200 лет формирования такого государства в других странах мира.
В связи с этим реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют охватить широкоплановым исследованием актуальные вопросы теории, истории и практики правового государства, природы правового закона и законотворческого процесса, постановки и совершенствования правосудия и гарантии прав граждан в цивилизованных странах мира.
Необходимость разработки концепции современного правового государства с учетом мирового опыта вызывается не только требованием ликвидации последствий тоталитарного государства в России, как части СССР, но и созданием соответствующих правовых инструментов, т.е. механизмов для недопущения его в будущем.
Актуальность создания концепции правового государства в России обусловлена также серьезным падением за последние 10 лет престижа права и закона, неуважением к ним, что глубоко проникло во все сферы общественной жизни РФ. Вседозволенность руководящих слоев авторитарно-бюрократической системы обернулась правовым нигилизмом не только для них, но и для населения. Это же повлекло в свою очередь невиданный рост преступности, всеохватывающую коррупцию, массовое нарушение трудовой дисциплины и общественного порядка, обусловило низкий уровень общей, политической и правовой культуры, падение и разложение нравственных устоев, иначе говоря, – деградацию общества.
Процессы демократизации общества, формирования правового государства выдвинули на первый план проблему реализации законодательства. Соблюдение правовых законов, исполнение правовых законов, всеми без исключения, принцип законности при правотворчестве должны стать непреложной нормой деятельности государственных органов, экономических структур, независимо от форм собственности, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Необходимо принятие неотложных мер по укреплению законности и правопорядка, обеспечению неотвратимости ответственности физических и юридических лиц, улучшению профессиональной подготовки, повышению престижа работников правоохранительных органов, совершенствованию системы правового воспитания населения. Все это призвано побороть правовой беспредел.
Важным составным элементом всей концепции демократического правового государства является утверждение идей, принципов и институтов господства права, а не просто закона в сфере национальных отношений, в национально-государственном строительстве Российской Федерации. Создание правового государства, базирующегося на праве и правовом законе и ставящего во главу своей деятельности приоритет прав и свобод человека, позволит ввести в правовое русло межнациональные отношения, в том числе обуздать правовой сепаратизм, поскольку цель и содержание правового государства – обеспечение и гарантия при помощи права разума всеобщего мирного порядка жизни его граждан, приоритет их прав и свобод, ограничение всевластия государства.
В современных условиях последовательного перехода от административно-командной системы к демократии международных стандартов, всесторонний анализ доктрины и практики правового государства в контексте механизмов его материализации в Основном законе и его реализации на примере ФРГ представляет для нас не только научно-теоретический, но и большой практический интерес, поскольку позволяет учесть опыт функционирования этой модели в процессе созидания в России правовой государственности.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что изучение модели ФРГ, которая считается в определенном отношении классической, в плане заимствования ее основополагающих принципов, институтов и механизмов, может к тому же в немалой степени содействовать образованию единого правового пространства на всей территории бывшего Советского Союза, а, в конечном счете – всей Европы и Азии. Создание такого пространства безусловно будет способствовать обеспечению мира между населяющими его народами посредством права. В этом усматривается своего рода сверхзадача всестороннего и углубленного анализа зарубежного опыта функционирования системы правового государства.
Предлагаемая широкому читателю работа является комплексным фундаментальным монографическим исследованием идеи, теории и практики правового государства в Германии, а также механизма его реализации. В нем дается целостная картина функционирования правового государства. При этом в монографии показано, что правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, но и эффективный политико-правовой инструмент обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма осуществления народовластия. Весомый вклад в настоящее издание внесли председатель Калининградского областного суда, член Совета судей Российской Федерации В.И. Фалеев (§ 5.2) и доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Калининградского института МВД России, полковник милиции В.М. Мешков (§ 5.3).
Автор около 10 лет находился в служебной командировке в Германии, проходил практику и заканчивал докторскую диссертацию по аспектам правового государства на кафедре публичного права университета им. И. Гутенберга в г. Майнце (Германия), поддерживает постоянный рабочий контакт с рядом университетов ФРГ.
Автор выражает сердечную благодарность доктору юридических наук, профессору, заведующему кафедрой конституционного права Белорусского государственного университета Г.В. Василевичу, председателю Конституционного суда республики Беларусь; доктору юридических наук, профессору кафедры теории государства и права Московской государственной юридической Академии Л.А. Морозовой; доктору юридических наук, профессоры кафедры публичного права университета им. И. Гутенберга г. Майнц ФРГ Х.Х. Руппу; директору научной библиотеки института им. Макса Планка ФРГ Иохиму Швитцке за помощь в работе над настоящей монографией и при подготовке ее к печати.
-
Путин В. Интервью ОРТ, Японской телекомпании ЭН-ЭЙЧ-КЕЙ и информационному агентству Рейтер // Российская газета, 14 июля 2000 г., с. 5. ↑
-
Соколов А.Н. Идея правового государства в Германии и механизм ее реализации: Автореферат докт. дисс. – Харьков: украинская юридическая Академия, 1992; Правовое государство: идея, теория, практика. – Курск, 1994, 25 п.л. ↑
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения