Центральной проблемой учения об основных правах является приведение указанных границ основных прав в рациональный порядок. Важнейшим принципом для определения границ основных прав (ст. 19, абз. 2 – существо основного права ни в коем случае не может быть затронуто) является принцип соотносительности, соизмеримости, т.е. институт запрета чрезмерности государственного действия[1].
В принципе это означает, что ограничения основных прав, т.е. государственные меры (нормы), ограничивающие основные права, хотя и действительно возможны, но они никогда не смеют переступить определенные рамки. В частности, это означает для нормы, ограничивающей основные права (нормы законодателя или администрации) следующее:
– она должна быть способной достичь намеченной цели или способствовать ее достижению (например, строительство дороги):
– она, по возможности, должна быть наиболее щадящей нормой, если в распоряжении имеется несколько равно эффективных норм;
– бремя, которое норма возлагает на гражданина, не может нарушать рационального соотношения между содержащейся в ней тяжестью и значением цели, которая должна быть достигнута при помощи этой нормы.
Институт запрета чрезмерности имеет фундаментальное правогосударственное значение[2]. Он имеет силу в отношении всей государственной власти, т.е. для законодательства, исполнительной власти и правосудия. Основа действия его механизма является системой для обеспечения прав и свобод, закрепленных в основных правах: действительные основные права требуют защиты личности как можно шире, но, одновременно, они требуют необходимого учета интересов общества. В институте запрета чрезмерности оба эти элемента должны как можно больше сочетаться, причем, по возможности, весьма оптимально.
Подробности содержания принципа института запрета чрезмерности государственного действия в науке ФРГ излагаются в рамках общего учения об основных правах[3].
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения