Внутренняя безопасность

Понятие и термин “внутренняя безопасность” не нашли четкого определения ни в одном из законов ФРГ. Под “внутренней безопасностью” понимаются меры, которые направлены на:

1. предупреждение и борьбу с преступностью, насильственными действиями и другими противоправными действиями в отношении общественной жизни, т.е. меры, которые служат общественной безопасности и порядку;

2. поддержание прочности и стабильности сообщества, охрану государства от противника внутри страны и вовне (Мерк, Ханс Гюнтер Вертебах. Внутренняя безопасность. – Карлсфельд: Эккарт, 1986).

Поддержание общественной безопасности и порядка (внутренняя безопасность) – центральная задача государства. В Германии ее выполнение возложено на соответствующие органы земель и федерации: полицию, спецслужбы, федеральную пограничную охрану, таможенную службу.

Полиция земель

Полиция и полицейское право находится, в основном, в ведении земель. Федерации, согласно Основному закону, полицейские полномочия отводятся лишь в определенных сферах.

Суверенитет земель в отношении полицейских органов проявляется в том, что в их ведении находятся все организационные и кадровые вопросы полиции.

К полиции относятся общеполицейская служба (типа милиции общественной безопасности в РФ – А.С.), уголовная (криминальная) полиция, водная полиция и военизированная полицейская служба (наподобие внутренних войск).

В принципе обеспечение общественной безопасности и порядка – дело общеполицейской службы (самой крупной ветви полиции). Ее задачи простираются от профилактики преступности до уголовного преследования. По вопросам уголовного преследования общеполицейская служба подчиняется прокуратуре, которая и ведет дело. С этой полицией гражданам обычно приходится иметь дело в общественных местах и на улице, так как именно она контролирует и уличное движение.

Общеполицейская служба обрабатывает массу “мелких” и “средних” правонарушений (мелкие хищения, дорожно-транспортные происшествия и др.). Из всей полиции, насчитывающей свыше 315 тысяч человек (данные 1993 г.), на общеполицейскую службу приходится свыше 150 тысяч человек. Безусловно, эти цифры нуждаются в определенном уточнении, так как только в профсоюзе полиции (по данным на начало 1997 г.) числилось 199421 человек (по сравнению с 1991 годом изменение на 0,79%)[1].

Военизированная полиция (полиция мобильной готовности) представляет собой полицию, одетую в форму. Это – полицейский резерв земель, который находится на казарменном положении. Численность – свыше 33 тысяч человек. Подразделяется на роты (“Хундершафт”-сотни), в составе которых по 160 полицейских и 30 должностных лиц. Используется эта полиция только в особых случаях, при чрезвычайных ситуациях внутри страны (при катастрофах, в случаях возникновения напряженности и необходимости обороны страны, при охране государственных визитов и т.д.)

Кроме того, она готовит полицейские кадры. Наряду с этим она оказывает помощь полицейским службам во время массовых демонстраций, спортивных и других крупных мероприятий, а также для наблюдения за движением транспорта, при проведении крупных облав и крупномасштабного розыска. Военизированная полиция используется и в борьбе организованной преступностью. Отмечена тенденция к росту численности этой полиции (фактически внутренних войск) с 30 тысяч человек в 1987 г. до 33 тысяч в 1996 г.

Что касается водной полиции, то она контролирует промысловое судоходство и движение спортивных судов по внутренним ФРГ. Она регулирует движение на водных путях.

Уголовная полиция (в гражданской одежде) занята борьбой с преступностью, притом, как правило, с наиболее тяжкими преступлениями. Она компетентна в расследовании преступлений против государственной безопасности, диверсий, связанных со взрывами, в расследовании убийств и преступлений против собственности, против нравственности с тяжелыми последствиями, разбоя и шантажа, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а в последнее время – с преступлениями, совершенными организованной преступностью.

В целом, полиция расследует ежегодно свыше шести миллионов преступлений, причем за последние 15 лет их число возросло с 1,3 млн в 1987 г. до 6,5 млн на начало 1999 г., т.е. рост – в 5 раз[2].

У уголовной полиции имеются, частично совместно с общеполицейской службой, специальные подразделения (спецназ). Они используются, главным образом, для борьбы с терроризмом, освобождения заложников, для проведения охранных мер во время особых событий.

С объединением Германии увеличилась нагрузка на органы полиции. Это связано с ее новыми функциями. Так, за последние годы бундестаг ФРГ принял пакет законов по вопросам внутренней безопасности: в 1990 г. – законы безопасности, в 1992 г. – закон о борьбе в незаконным оборотом наркотиков и другими формами организованной преступности, в 1993 г. – закон о борьбе с незаконным отмыванием денег, в 1994 г. – закон о борьбе с преступностью.

В законах сделан акцент на укрепление сотрудничества полиции с ведомством по охране конституции, поскольку некоторые задачи (например, оперативно-розыскные), вытекающие из реализации этих законов, должны выполняться этими учреждениями совместно.

Таким образом, основное бремя выполнения полицейских задач возложено на полицию федеральных земель. Однако в ряде областей деятельности на базе взаимодействия федерации и земель, федерации, в частности, принадлежит право (ст. 10, абз. “с” Основного закона) создания Федерального ведомства уголовной полиции.

Федеральная полиция

Федеральное управление уголовной полиции (ФУУП) с резиденцией в Висбадене и главным управлением близ Бонна – центральный орган по взаимодействию федерации и земель в борьбе с преступностью. ФУУП имеет право принимать меры в том случае, когда сфера действия преступников охватывает несколько федеральных земель или когда они действуют в международном масштабе.

Оно собирает сведения и документы для борьбы с преступностью и обрабатывает их. Это – центральная инстанция криминологических и технико-криминалистических исследований. В Германии ФУУП действует как национальное бюро Международной организации криминальной полиции “Интерпол”. При наличии в производстве у полиции особо тяжких преступлений специалисты ФУУП берут уголовное расследование в свои руки. Это относится, например, к международной торговле оружием, незаконному обороту наркотиков, а также к терроризму.

При общенациональном розыске ФУУП оказывает помощь полиции федеральных земель. Специальное подразделение ФУУП из службы безопасности “Бонн” обеспечивает охрану конституционных органов федерации и их гостей из иностранных государств (типа федеральных органов государственной охраны в РФ – А.С.).

ФУУП насчитывает 4700 сотрудников и подчинено федеральному министерству внутренних дел (Каплер Арно. Германия. Факты. На русском языке. – Франкфурт-на-Майне: Социтэтс ферлаг, 1996. С. 215- 216).

Факты из жизни Германии свидетельствуют о том, что ФУУП настойчиво ведет напряженную борьбу с организованной преступностью. Так, число членов организованных преступных группировок по стране снизилось с 8384 человек в 1996 г. до 8098 человек в 1998 г. Соответственно снизился и ущерб, причиненный организованной преступностью стране: с 2,73 до 1,59 млрд немецких марок, а прибыль мафиози всех “чеканок” в Германии – с 1,25 млрд до 730 млн немецких марок (“Шпигель”, 1998, № 21, с. 56).

В отношении организованной преступности суды работают в том же режиме: в 1996 г. – 845 процессов, а в 1997 г. – 841 процессов по делам мафиози. Примерно 1/3 всех уголовных дел в отношении организованной преступности составляет незаконный оборот наркотиков.

Вместе с тем ФУУП констатирует и такую тенденцию как попытка криминализации политики, СМИ, государственной службы, юстиции и экономики. В этом плане только число раскрытых случаев попыток подкупа сотрудников и должностных лиц вышеназванных структур возросло в 1997 г., по сравнению с 1996 г., с 15,3% до 18,5%. В остальных случаях зарегистрированной организованной преступности “члены бандформирований действуют по-прежнему в своих традиционных криминальных сферах” (из сообщения ФУУП).

Вместе с тем, как отмечают в своих оценках и прогнозах специалисты ФУУП, деяния организованной преступности помимо незаконного оборота наркотиков все более на постоянной основе стали включать в себя “отмывание” денег, торговлю людьми, а также кражу и перегон в другие страны автомобилей. Как правило, преступные группировки – многонациональные, гомогенные (однородные) группировки – редкость. Причем число организационных преступников немецкой национальности составляет 39,9% от общей массы, турок – 11,5%, югославов – 5,9% и поляков – 4,9%.

Эксперты-криминалисты отмечают, к сожалению, такую деталь: “В поле зрелая находится только гангстерский “пролетариат”, нижние и средние слои, боссы остаются недоступными”.

К слову сказать, полиция широко использует в ходе розыскной работы данные о личностях, накопленные в различных системах. В частности, к ее услугам данные на 23 млн держателей 33 млн личных автомобилей системы “Цевис” (центральная транспортная информационная система)[3]. Достаточно полицейскому на патрульной машине вложить в переводной компьютер удостоверение личности (пластиковую карточку) задержанного, как через несколько минут у него под рукой, как правило, исчерпывающие данные о подозреваемом.

С 1985 года полиция широко использует и такое техническое новшество, как телекамеры. Во всех крупных германских городах на площадях, аллеях, проспектах, одним словом, всюду, где собираются большие массы народа, проходят митинги и демонстрации – всюду установлены “недремлющие очи” властей. Подобная техника позволяет записывать при необходимости политические акции на видеокассеты[4].

Все земли имеют управления уголовной полиции, которые тесно сотрудничают с ФУУП, представляющим собой, как видим, мощную организацию.

Характерной тенденцией развития полиции земель в свете правового государства является тенденция либерализации деятельности этого инструмента непосредственного принуждения в тех землях ФРГ, где у власти находятся социал-демократы. Так, еще с 1951 года полиция земель была вооружена боевыми гранатами, ручными пулеметами, позже получила гранаты со слезоточивыми газами. Правящие социал-демократы отказались от этого оружия. В ряде земель (Бремен, Саар и т.д.) отменен полицейский закон, уходящий корнями в 1931 год и предоставляющий полиции административные функции. Там же из функций полиции вычеркивается необходимость поддержания “порядка”. Остается только ее ответственность за общественную безопасность. Решается в этих землях также вопрос об ограничении полномочий полиции в отношении собирания и накопления данных о гражданах, а также подслушивания телефонов[5].

Вместе с тем, анализ данных последних лет свидетельствуют о том, что отношение к полиции не на всех уровнях государственной власти соответствует принципам правового государства. Как известно, немцы окрестили в простонародье подготовку профессиональных полицейских “как подготовку быков”, а полицейские школы назвали образно “фабрикой по производству быков”. В связи с новой тенденцией в отношении полиции начальник структурного подразделения в одной из таких школ в земле Северный Рейн-Вестфалия, известный доктор права К. Гинцель заявил в интервью журналу “Штерн”, что некоторые политики ФРГ мыслят снова категориями полицейского государства. “Для этого они охотно хотели бы иметь, – подчеркнул он, – идиотов с дубинками и пистолетами”[6]. События последних 3-х лет 1998-2001 гг. свидетельствуют о дальнейшем проявлении этих тенденций. Об этом, более подробно, в § 5 этой главы.

Печать ФРГ на протяжении ряда лет с беспокойством отмечает тенденцию “формирования процесса передачу компетенции прокуратуры в руки полиции” с целью, чтобы “исполнительная власть управляла уголовным преследованием”. В частности, орган Союза судей и прокуроров ФРГ “Дойче Рихтерцайтунг” писал в своем комментарии: “…Потребность правительства обеспечить себе влияние на науку уголовного права идет между тем другим опасным путем: вес полиции становится все тяжелее. Концентрация у полиции всех средств, необходимых для уголовного преследования, становится весомой и все более усиливается. Полицейский аппарат получает все большее превосходство, и в таком качестве он вряд ли может контролироваться со стороны прокуратуры. Действие полномочий прокуратуры по даче указаний в связи с новыми организационными компетенциями полиции приходятся на пустоту”[7]. Конечно, влияние 5 тысяч прокуроров на структуры полиции, насчитывающие сотни тысяч сотрудников – весьма номинально. Поэтому данную тенденцию следует оценивать, прежде всего, с позиции прагматизма, по которому, видимо, и пошло руководство органов внутренней безопасности при поддержке политической власти. Подобное положение знакомо и нам, в России. Что реально могут сделать в Российской Федерации 46 тысяч прокурорских работников, которые занимаются не только широкомасштабным предварительным следствием, но и общенадзорной деятельностью за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за соответствием законам издаваемых различными органами управления и контроля нормативно-правовых актов? Поэтому и идет в России полным ходом судебная реформа, а прокуратура перемещается логично на то место в правовом поле страны, где ей и положено быть по содержанию.

Федеральная пограничная охрана

Что касается функций федеральной полиции в широком государственном плане, то их выполняет федеральная пограничная охрана (ФПО).

Федеральная пограничная охрана была создана в соответствии со ст. 87. абз. I Основного закона. “Закон о федеральной пограничной охране и создании учреждений федеральной пограничной охраны” от 16 марта 1951 года определил сферу действия ФПО исключительно как охрану’ федеральной границы: охрана границы ФРГ от незаконных переходов; паспортный контроль: обеспечение границы ФРГ в плане поддержания общественной безопасности и порядка[8]. т.е. функции пограничной полиции. Упор в законе был сделан на поддержание общественной безопасности и порядка в 30-километровой приграничной зоне.

В 1965 году так называемым дополнительным законом от 11 июля служащим ФПО был придан статус комбатантов[9], т.е. в случае военных действий, к чему в тот период усиленно готовили погранвойска ФРГ, они должны были рассматриваться как военнослужащие. Этот же закон предусматривал передачу ряда полномочий (обеспечение границы и пограничный контроль) федеральному таможенному управлению, подчиненному федеральному министерству финансов, а также полиции земель. Тем самым деятельность ФПО была, если возникает особая ситуация, отрегулирована для выполнения чисто военных задач.

В этот же период, 10 марта 1961 г. был принят “Закон о непосредственном принуждении при отправлении публичной власти исполнительными чиновниками федерации”[10]. Этот закон содержал ряд положений о применении пограничниками при проверке и задержании подозрительных лиц огнестрельного оружия.

В процессе дальнейшего развития этого правового института федеральное правительство, учитывая военную структуру частей и подразделений ФПО, приняло решение о придании ей также полицейских полномочий и внутри ФРГ. Это закрепил новый закон о ФПО от 18 августа 1972 года, который придал ФПО статус особой полиции федерации[11]. Естественно, главная задача охраны федеральных границ в то время осталась без изменения. Одновременно федеральной погранохране были приданы новые функции и полномочия. Так, в соответствии со ст. 35, абз. 2 Основного закона, “в целях сохранения или восстановления общественной безопасности или порядка земля в особо важных случаях может требовать направления сил и подразделений Федеральной пограничной охраны для оказания помощи полиции, если полиция без этой помощи не может выполнить свои задачи или это повлечет для нее существенные трудности”. В законе 1972 г. о ФПО констатировалось, что федеральная погранохрана должна специально в целях поддержки полиции земель постоянно держать в готовности соответствующий резерв, выделяемый по первому требованию органов управления федеральных земель. Закон нашел преломление и в специальной подготовке ФПО. Таким образом, ФПО должна выступать фактором стабилизации обстановки, поскольку полиция в значительной мере отвлечена на борьбу с растущей преступностью.

В развитие положений закона 1972 года в последующем. 1 июля 1978 года на федеральном уровне в министерстве внутренних дел был создан отдел “По делам полиции”. Тем самым, было создано единое руководство федеральной пограничной охраной, подчиненной непосредственно федеральному министру внутренних дел, и ФУУП, также подчиненным ему[12]. Численность ФПО до объединения Германии составляла 22 тысячи человек[13]. С объединением Германии она увеличилась в 1,5 раза: сначала до 33800 человека в 1996 г., затем до 35 тысяч человек[14]. В ФПО имеется около 6800 гражданских служащих.

С 1 апреля 1992 г. на ФПО дополнительно возложено выполнение задач железнодорожной полиции и защита от посягательств на гражданское воздушное сообщение.

Следует отметить, что ФПО вносит значительный вклад в поддержание общественной безопасности и порядка в Германии. Так, во исполнение закона о ФПО 1972 года для поддержки полиции земель, начиная с 1975 года выделялся резерв с первоначальной численностью в одну тысячу человек. Затем это число было значительно увеличено[15].

Пограничники широко привлекаются к общефедеральному розыску преступников, обыскам, охране видных государственных и политических деятелей, важных объектов, регулированию и управлению транспортом, транспортировке заключенных, а также сопровождению транспорта с деньгами и иными ценностями, сопровождению гражданских самолетов “на особо опасных авиамаршрутах”. ФПО несет, в частности, охранную службу в посольствах ФРГ за границей, отвечает за сохранность авиационной техники в аэропортах. Германским пограничникам доверено также охранять наиболее важные федеральные органы (парламент, ведомства федерального правительства, ведомство федерального президента, Конституционный суд и т.д.).

ФПО привлекается для поддержания общественного порядка при крупных демонстрациях трудящихся, охраны аэропортов при государственных визитах, при ликвидации природных катастроф или других катастроф, в рамках воздушно-спасательной службы. В случаях чрезвычайного положения в государстве или угрозы войны (состояние обороны) задачи федеральной пограничной охраны прямо определены в ста. 91, 115ф Основного закона. А это значит, что федеральное правительство может использовать силы федеральной пограничной охраны на всей территории федерации или на территории какой-то из земель по просьбе последней (как федеральную полицию – внутренние войска).

ФПО предназначена также для борьбы с международным терроризмом. Для этого в ее составе создан специальный отряд. Отряд (“гренцщутцгруппе № 9) подчинен непосредственно министру внутренних дел ФРГ. Он насчитывает около 180 человек отборных высококвалифицированных профессионалов[16]. Предусмотрено дальнейшее увеличение его численности или возможное создание “группы № 10”.

На вооружении отряда имеются бронетранспортеры, вертолеты, специальные машины с разведывательной аппаратурой, автоматы с глушителями, снайперские винтовки с глушителями и оптикой, инфракрасные прицелы и другие приборы ночного видения. По сообщению немецкой печати, “при необходимости такая группа может прибыть в любую точку ФРГ всего лишь за 45 минут”. По оценке немецкой печати, “бравые парни из ГШГ-9” без промаха стреляют, отменно ведут рукопашный бой на лестничных пролетах, бесстрашно прыгают с парашютом, мастерски владеют различными автотранспортными средствами, т.е. это элитные войска.

За первые десять лет своего существования этот специализированный отряд по борьбе с терроризмом был использован свыше 160 раз, в том числе в операции в аэропорту в Могадишо по обезвреживанию террористов, захвативших самолет ФРГ[17].

Много делает ФПО по воспрепятствованию нелегального въезда иностранных агентов и иностранцев, по борьбе с наркомафией, кражей автомашин и т.д. Так, в ФРГ имеется более 700 пограничных переходных пунктов. Для ФПО закуплены сотни автоматических установок для “чтения” новых удостоверений личности, что позволяет подключаться через компьютеры к соответствующим системам информационных данных. В связи с этим, в уголовно-процессуальный кодекс введен специальный §163-д. Согласно УПК, при чтении документов на этих контрольных пунктах данные могут сниматься и накапливаться до 9 месяцев, а также перерабатываться[18].

Ежегодно ФПО задерживает на границе и выдворяет за пределы ФРГ от 100 до 200 тысяч и более лиц, пытавшихся проникнуть в эту страну незаконно (например, в 1974 г. – свыше 203 тысяч, в 1984 г. – около 144 тысяч, 1988 г. – 124 тысячи)[19]. С объединением Германии это число значительно возросло.

Кроме того, пограничники ФРГ задерживают большое число лиц, подозреваемых в совершении преступлений, оказывая тем самым огромную помощь полиции в розыске преступников (в 1974 г. – арестовано на границе свыше 43 тысяч лиц, подозревавшихся в совершении свыше 46 тысяч преступлений, в 1984 г. – арестовано 16500 человек, т.е. на 2500 больше, чем в 1983 г., в 1988 г. – арестовано около 103 тысяч подозреваемых, т.е. на 11% больше, чем в 1987 г. Причем в 2936 случаях аресты в 1987 г. были основаны на ориентировке органов государственной безопасности, а в 6576 случаях преступники были задержаны моторизованными группами ФПО, ведущими розыск преступников)[20].

При контроле пассажиров на авиатранспорте изымается большое количество огнестрельного и холодного оружия, взрывоопасных предметов (например, за год изъято в ходе такого контроля 785 единиц огнестрельного, 4595 единиц холодного оружия, 1408 прочих опасных предметов)[21].

Характерно, что в многочисленных интервью у немцев в старых землях ФРГ, которые я брал во время работы над монографией за последние годы в связи с объединением Германии, представители самых разных социальных слоев единодушно высказывались за ликвидацию бундесвера, даже сокращенного до 370 тысяч человек (сейчас 340 тысяч), и оставление в качестве фактора общественной безопасности, в качестве федеральной полиции именно пограничной охраны. Тем более что согласно соглашению в Шенгене от 14 июня 1985 года, пограничный контроль со странами Европейского Союза (ранее – ЕЭС) подлежал прекращению. А это, с одной стороны, облегчает положение ФПО на границах со странами-членами ЕС, а, с другой стороны, возлагает на нее большую ответственность, так как отсутствует контроль границы в сопредельных странах.

В настоящее время возрастает значение задач, выполняемых ФПО по охране границ, особенно на фоне вступившего в силу 26 марта 1995 г. Шенгенского соглашения, предписывающего осуществление последовательного контроля на внешних границах Европейского Союза.

Помимо функций, возложенных на нее по закону, и ряда других, ФПО выполняет и международные задачи, а именно, полицейские функции в рамках миротворческих акций ООН.

Весной 1998 г. в ФРГ принимается федеральный нормативно-правовой акт, который ставит перед ФПО и таможенной службой новые ответственные задачи, в связи с угрозой внутренней безопасности ФРГ в лице трансграничной преступности. ФПО и таможенным органам вменяется в непосредственную обязанность останавливать проезжающих в поездах на железной дороге, на автомагистралях, в городах или на пограничных переходах, в аэропортах и портах и требовать от них предъявления наличных денег, разрешается досматривать все: папки для документов, кошельки, дипломаты, карманное радио и т.д., а также производить личный обыск задержанных лиц.

Контрольные группы из сотрудников ФПО и таможни действуют постоянно и непрерывно по всей территории ФРГ, в пределах ее границ. Такое разрешение, как дополнение, “незаметно” было внесено несколько месяцев назад в “Таможенный кодекс” и утверждено парламентом.

Новые полномочия ФПО обусловлены тем, что границы Германии с соседскими странами стали “прозрачными” согласно Шенгенского соглашения, т.е. без пограничного и таможенного досмотра. Наплыв иммигрантов под видом переселенцев, провоз “грязных денег” для отмывания в размере миллиардов немецких марок, рост организованной преступности – все это и обусловило необходимость жестких мер, которые поручены ФПО[22].

Федеральная пограничная охрана является надежной опорой правительства ФРГ. Она занимает достойное место в правоохранительной системе Германии как часть механизма реализации основных принципов правового государства.

Важное место в структуре органов общественной безопасности и порядка (внутренней безопасности) отводится также секретным службам. К секретным службам относятся: федеральное ведомство по охране конституции, федеральная разведывательная служба и военная контрразведка.

Защита свободного демократического строя определена в Основном законе как охрана Конституции. Понятие “охраны конституции” в правовом и политическом лексиконе ФРГ появилось с 1950 года, когда был принят первый закон об этой сфере государственной деятельности. С 1972 года, согласно ст. 73, п. 10″в” и “с” Конституции ФРГ, это понятие закреплено в качестве “защиты основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или земель (охрана Конституции) и для “предотвращения на территории Федерации попыток путем применения силы или направленных на такое применение подготовительных действий поставить под угрозу внешние интересы Федеральной Республики Германия”, а равно в ст. 87, абз. 1 Основного закона.

Поскольку законом точно не определено понятие защиты государства (это – “все те государственные учреждения, меры предосторожности и необходимые мероприятия, которые призваны, чтобы защищать правовое и фактическое состояние конкретного государства от посягательства изнутри и извне”), оно рассматривается как весьма обширное понятие.

Ведомство по охране Конституции

Для охраны Конституции, ее эффективного осуществления федеральные и земельные органы по охране Конституции собирают информацию об экстремистских намерениях и планах, представляющих угрозу внутренней безопасности страны, анализируют ее для федерального правительства и правительств земель, для исполнительных органов и судов. Еще одной сферой деятельности органов по охране конституции является контрразведка, противостояние разведывательной деятельности иностранных государств на суверенной территории Германии. Главным органом федерации по охране конституции и одновременно центральной службой по сбору документов в целях охраны конституции является Федеральное ведомство по охране Конституции (ФВОК) в Кёльне. ФВОК подчинено федеральному министерству внутренних дел. Оно взаимодействует с земельными органами по охране конституции. У ФВОК нет исполнительной власти полиции, т.е. ему не разрешается проводить допросы или аресты. По закону от декабря 1990 г. (в рамках “законов о безопасности”) установлены твердые правовые основы организации и деятельности этой спецслужбы.

В целом, федеральное ведомство по охране конституции взяло под свою “опеку” государственные учреждения, организации и движения левого и правого толка, все гражданское население страны, а также хозяйственные структуры. Общая численность штатных сотрудников этой службы – около 5 тыс. человек[23].

Земельные ведомства подчинены земельным министерствам внутренних дел. Федеральный министр внутренних дел правомочен в отношении всего аппарата по охране конституции давать необходимые указания. Надзор за ведомствами по охране конституции в федерации и землях осуществляется компетентными (федеральными и земельными) министрами внутренних дел, парламентами и уполномоченными правительств по вопросам охраны данных. Кроме того, охрана конституции находится под контролем судов.

В 50-х годах ведомство по охране конституции действовало как специальная (политическая) полиция. Это представление о ней в определенной степени сохранилось и до сих пор.

Кстати, Ханс-Иоахим Тидж, один из весьма номенклатурных сотрудников федерального ведомства по охране конституции, бывший одновременно сотрудником министерства государственной безопасности ГДР, в своей книге “Перебежчик” поведал, что в недрах федерального ведомства до начала 90-х годов XX века было немало бывших агентов гитлеровского гестапо и других фашистских спецслужб[24].

Федеральное ведомство по охране конституции (1600 штатных сотрудников центрального аппарата) состоит из следующих специальных отделов: отдел по борьбе с правым экстремизмом, отдел по борьбе с левым экстремизмом, отдел контрразведки, отдел защиты государственных секретов, отдел по борьбе с подрывными действиями иностранцев, отдел борьбы с терроризмом[25].

Механизм действия этого ведомства по охране Конституции ФРГ отлажен весьма четко.

Как же добывает политическая полиция необходимые ей сведения? Прежде всего, ведомство собирает информацию из общедоступных источников (например, листовки экстремистских политических группировок). Оценка их осуществляется, однако, в другом отделе ведомства, чтобы получить по возможности объективные и оптимальные результаты. Но эта форма не дает достаточной информации (по крайней мере, при конспиративной деятельности определенных политических групп, например “Фракции Красной Армии”).

Большое правовое поле для этого дал принятый в декабре 1990 г. (вскоре после объединения Германии) федеральный закон “О дальнейшем развитии обработки информационных данных и защите информационных данных”. В него вошли так называемые “законы безопасности”. В частности, в ст. 2 общего закона, включающего “законы безопасности”, содержится новая редакция закона об охране Федеральной конституции; в ст. 3 – “закон о службе военной контрразведки (МАД)”; в ст. 4 – “закон о федеральной разведывательной службе (БНД)”. Кстати, до этого закона военная контрразведка и федеральная разведывательная служба действовали на свой страх и риск, не имея фактически правовой основы для своей деятельности, поскольку ведомственные нормативно-правовые акты были изданы не на основе текущих законов и не в их исполнение.

На основании закона ведомство осуществляет специальные, контрразведывательные меры, чтобы получить сведения, к которым затруднен естественный доступ. Сюда относятся проникновение агентов ведомства в организации, враждебные конституции, слежка за подозрительными элементами, а также контроль почтовой, телеграфной корреспонденции, телефонных переговоров и других видов связи.

Так, миллионы носителей секретов из различных институтов и учреждений ФРГ, входящих, прежде всего, в систему военно- промышленного комплекса, поставлены на службу федерального ведомства по охране конституции. Также и защита секретов в гражданской сфере была быстро расширена при помощи соответствующего регулирования со стороны аппарата ведомства по охране конституции. Это прямо или косвенно подключило 2,4 млн должностных лиц (чиновников) и 17,6 млн служащих на государственной службе от самого верха и до коммунального уровня, а также в частном секторе, т. е. от самых высоких чиновников до простых коммунальных служащих[26].

Аппарат ведомства по защите конституции всесторонне связан со всем государственным аппаратом (2,4 млн чиновников). Во-первых, государственному аппарату на всех уровнях было вменено в обязанность оказывать ведомствам по охране конституции правовую и служебную помощь, во-вторых, при помощи многочисленных законов о защите конституции земель была установлена служебная обязанность, которая неукоснительно требовала от должностных лиц, служащих и рабочих государственной службы невостребованной передачи органам защиты конституции ставших им известными намерений и фактов, представляющих значительный интерес с точки зрения этой секретной службы. Тем самым, не только весь аппарат общественной безопасности и порядка ФРГ, насчитывающий 250 тысяч должностных лиц и служащих, но практически и все учреждения и суды обязаны были оказывать услуги данной спецслужбе[27]. Это свидетельствует о создании в германском обществе гигантской системы рафинированной слежки и контроля.

Что касается слежки, то ежегодно агентам политической полиции приходится иметь дело с 80-90 тысячами экстремистов. От этого и зависит интенсивность слежки[28].

За последние годы нагрузка на сотрудников федерального ведомства и земельных ведомств по охране конституции в этом аспекте резко увеличилась. Достаточно сказать, что в стране проживают 7,3 млн иностранных рабочих и членов их семей, в том числе 2,4 млн турок. Только турецкий Исламский Союз – государственное учреждение Турции в Германии (центр – в Кёльне) – насчитывает 750 ассоциаций. Этот Союз говорит не только от имени Аллаха, но и от имени Турции. В частности, исламское сообщество Милли Геруса (“Национальная дальновидность” – второе по величине в Германии) насчитывает 26500 активных членов. Федеральное министерство внутренних дел однозначно оценивает их как “экстремистов”[29].

Огромный рычаг для специальной деятельности ведомства по охране конституции дал закон об ограничении тайны переписки и телефонных переговоров от 13 августа 1968 года, который был принят вскоре после изменения в июне 1968 года ст. 10 Конституции ФРГ. В последующем он был дополнен и расширен актами от 15 декабря 1970 года и 23 ноября 1973 года[30].

Данный закон наделяет специальные службы – федеральное и земельные ведомства по охране конституции, службу безопасности бундесвера (МАД) и федеральную разведывательную службу (БНД) – правом вскрывать и контролировать корреспонденцию лиц и организаций, подслушивать и записывать на пленку телефонные переговоры. Более подробно механизм этого института будет рассмотрен в конце данного параграфа.

На основании целого ряда специальных контрразведывательных мер федеральному ведомству по охране конституции удалось составить огромный банк данных. Только в центральной компьютерной системе этого ведомства содержатся данные на более чем 20 млн граждан ФРГ[31].

Ведомство по охране конституции поддерживает также тесный контакт с уполномоченными концернов по вопросам безопасности, а равно с заводской охраной в ФРГ, насчитывающей свыше 100 тысяч сотрудников[32]. Со второй половины 50-х годов политическая полиция не оставляет без своего внимания прием на работу всех вновь поступающих на целом ряде немецких предприятий[33].

Ведомство по охране Основного закона ФРГ проводит и определенную профилактическую работу.

В целом, в результате работы ведомства по охране конституции и других правоохранительных органов, а также всей политической системы Германии число преступлений, направленных против институтов государства и конституции, против внутренней безопасности составляет незначительную часть из общего числа 6,4 (4,5) млн преступлений за год. Это наглядно видно из приводимой ниже таблицы[34].

Кстати, сидячие блокады военных баз, учреждений и различных сооружений, согласно полицейской криминальной статистике, также относятся к преступлениям против государства.

Годы отчетности

§ 240 УК, принуждение

Нарушение закона о собраниях

Преступления против государства

1982

278

266

14000

1983

1026

316

14500

1984

397

401

13000

1985

1171

320

12500

1986

581

549

14500

1987

368

487

16500

В связи с объединением Германии эти показатели, естественно, значительно трансформировались. Ограничимся показом последних, имеющихся в “Статистическом ежегоднике ФРГ” за 2000 г. Так, в 1998 г. за преступления против государства, общественного порядка и служебных обязанностей было осуждено 21721 человек, в том числе за сопротивление должностным лицам по охране общественного порядка – 4249; за нарушение неприкосновенности жилища – 3628. Сюда следует приплюсовать количество осужденных по другим федеральным (помимо уголовного закона) и земельным законам. Так, за незаконный оборот наркотиков число осужденных составило 42377 человек; за нарушение закона о статусе иностранных граждан – 18648. Всего количество осужденных в 1998 г. за все преступления составило 791549 человек. Как видим, число осужденных за преступления, направленью непосредственно против институтов внутренней безопасности составляет незначительную часть от общего количества осужденных лиц.

Федеральное ведомство по охране конституции ежегодно осуществляет не менее 60 тысяч проверок на безопасность[35].

За последние годы (особенно после объединения Германии) в связи с тем, что “противник” в лице СССР и социалистических стран с их марксистско-ленинской “мировой революцией” исчез, функции федерального ведомства по охране конституции претерпевают некоторые изменения[36]. Так в печати ФРГ и в самих правоохранительных органах усиленно дискутируется вопрос о возможном привлечении этого ведомства к борьбе с организованной преступностью, мафией. И хотя были разработаны соответствующие рекомендации для постоянно действующей конференции (совместного совещания) министров внутренних дел, единого мнения, а, следовательно, и решения на федеральном уровне пока не принято, хотя правовая база в лице “законов безопасности” для этого имеется.

Вместе с тем данная проблема активно решается на уровне некоторых земель. В частности, первой землей, нарушившей завет не трансформироваться в единый орган по борьбе с любой преступностью (типа фашистского гестапо), стала Бавария. Там министр внутренних дел земли официально доверил своим “стражам конституции” слежку и другие формы оперативной работы в отношении преступных группировок. Им была поставлена задача, которая крайне редко удается полицейским, выйти на верхний уровень организованной преступности. Однако, как констатировал в апреле 1998 г. представитель руководства полиции из земли Нижняя Саксония на заседании федеральной рабочей комиссии “Внутренняя безопасность”, “стражам конституции” не удалось в этом отношении продвинуться дальше уровня, достигнутого полицией.

В последующем в Баварии обнародовали, что земельное ведомство по охране конституции расследовало более 250 крупных преступлений в классических сферах преступности и передало материалы для продолжения ведения дел и представления их в суд полиции.

В активе баварской спецслужбы среди прочих заслуг – парализация путей транспортировки наркотиков и выход на следы поставщиков и торговцев оружием и фальшивой валютой.

Имеются, однако, критики этой метаморфозы среди самих сотрудников спецслужбы. Так начальник ведомства по охране конституции земли Гессен Хартмут Ферзе выразил сомнение в том, “что инструментарий спецслужб принципиально не пригоден для того, чтобы вскрывать криминальные структуры”. А генеральный прокурор из Франкфурт-на-Майне Ханс Христофор Шэфер отмечал в своем выступлении по данному аспекту: “Лишь в том случае, когда организованная преступность будет действительно угрожать государству, только тогда мы можем вернуться к идее использования охраны конституции”.

Вопрос до сих пор находится в стадии решения. Отдельные земли действуют, исходя из своих усмотрений. Тем более что правовая база в лице вышеназванных федеральных законов для этого имеется.

Федеральное и земельные ведомства по охране конституции являются, таким образом, весьма значимым инструментарием среди прочих органов механизма реализации основных принципов правогосударственности.

Федеральная разведывательная служба

Одним из органов по защите Конституции ФРГ является федеральная разведывательная служба Бундеснахрихтендинст (БНД).

БНД является специальной секретной службой, осуществляющей заграничную разведку. Она подчиняется ведомству федерального канцлера и имеет задачу методами разведки добыть внешнеполитическую информацию, представляющую интерес для безопасности ФРГ.

БНД “курирует” преимущественно иностранцев и граждан ФРГ, выезжающих в бывшие социалистические страны Восточной Европы, социалистические страны Азии, а также в развивающиеся страны.

Неофициально БНД была организована в 1955 году на базе службы Гелена (бывшего гитлеровского разведчика), созданной американцами после 1945 года. С 1956 года служба Гелена стала официальной службой под названием “федеральная разведывательная служба”. Численность аппарата секретной службы составляет 6500 человек кадровых сотрудников (центральное управление). Кроме того, в систему входит 12 тысяч агентов и осведомителей внутри страны и за рубежом[37].

Федеральная разведывательная служба Германии

На протяжении 45 лет БНД действовала, не имея на то законного основания, располагая тем не менее необходимой свободой действий для проведения операций и акций. Единственным нормативным актом, “узаконившим” БНД, являлся правительственный указ о ее создании. Однако в декабре 1990 г. бундестаг принял “законы о безопасности”, в рамках которых был и закон о правовом регулировании деятельности БНД.

Служебное указание от декабря 1968 года предоставляет спецслужбе право исключительно внутри ФРГ защищать себя от шпионажа, т.е. осуществлять контрразведывательные функции.

Служба безопасности бундесвера

В число учреждений по защите конституции входит и секретная служба бундесвера “милитэрабширмдинст” (МАД) – фактически служба безопасности армии, военная контрразведка.

МАД возникла в 1955-56 годах в силу организационной власти федерального министра обороны, которому она и подчиняется. Как и в БНД, до декабря 1990 г. служба безопасности бундесвера не имела официального четкого законного основания для своей деятельности. Со стороны официального Бонна “обоснование” давалось со ссылкой на ст. 87а Основного закона. Но эта статья содержит положения только о вооруженных силах в целом, не упоминая ничего о возможности создания секретной службы. Отсутствие правового основания деятельности МАД позволяет интерпретировать свои задачи и сферу ответственности как угодно широко. Следствием этого является нередкие конфликты с ведомством по охране конституции, БНД и полицией[38]. Задачи МАД, как явствует из различных публикаций, аналогичны задачам других учреждений по защите конституции, только в военной сфере.

В связи с роспуском Варшавского договора, объединением Германии и ликвидацией министерства государственной безопасности ГДР, а также снижением численности бундесвера с 500 тысяч солдат до 340 тысяч военнослужащих, служба безопасности вооруженных сил ФРГ была подвергнута реструктуризации. Вместо семи управлений с 25 подчиненными им подразделениями были оставлены только 14 уменьшенных по составу подразделений. Результатом этой перестройки явилось ослабление непосредственного контакта с войсками. Вместе с тем усилилась роль центра в Кёльне с возглавляющим его президентом. Менее оплачиваемые должности сотрудников военной контрразведки были ликвидированы. Высокооплачиваемые должности, в основном, полковников были сосредоточены в центральном управлении. Численный состав контрразведки сократился с 2000 сотрудников до 1300 сотрудников. Причем почти 1000 из них удалена от строевых подразделений войск, дислоцируясь за рабочими столами в Кёльне[39].

Одновременно с реструктуризацией была сделана попытка преобразовать МАД в военное управление в федеральном ведомстве по охране конституции. Однако она не увенчалась успехом, так как руководство министерства обороны ФРГ настояло на том, чтобы иметь свою собственную секретную службу.

Организационная структура МАД приспособлена к территориальному подразделению бундесвера на военные округа. Центральное управление МАД на федеральном уровне расположено в Кёльне, и как уже отмечалось, подчинено федеральному министру обороны.

МАД проводит определенную контрразведывательную работу. Только за первые двадцать лет своего существования она заложила в компьютеры информацию на более чем 4 миллиона граждан ФРГ[40]. За этот же период МАД провела 14 тысяч контрразведывательных операций. Правда, по признанию газеты “Вельт”, только одна треть этих операций была обоснована[41]. МАД передала государственной прокуратуре и судам дела на 900 солдат, унтер-офицеров и офицеров. Из них 100 человек было осуждено[42].

Вместе с тем публикации последних лет в средствах массовой информации ФРГ свидетельствуют о том, что МАД находится в состоянии серьезного кризиса и упадка. Обусловлено это внутренними противоречиями и промахами в руководстве военной контрразведки. Так в 1984 г. руководство МАД с подачи бывшего тогда министром обороны ФРГ Манфреда Вернера пыталось при помощи подмоченного компрамата “свалить” одного их ведущих военачальников бундесвера генерала Кисслинга. Эта неудачная попытка была названа в прессе аферой. Вторым серьезным промахом в деятельности МАД явилось то, что с 1973 г. по начало 1985 г. заместителем начальника центрального управления МАД в Кёльне был агент министерства государственной безопасности ГДР полковник бундесвера Иоахим Кразе. Это стало известно только спустя 17 лет, в 1990 г., от одного из перебежчиков из ГДР. Но Кразе уже за два года до этого умер в ФРГ в полном почете[43]. Руководство службы безопасности ГДР в течение более 10 лет знало всю подноготную в МАД из первых рук и могло успешно проводит необходимые мероприятия.

Командиры частей бундесвера жалуются, что реструктуризация МАД “обокрала” войска в плане контрразведывательного обслуживания. Точно также пострадали контакты у ряда земельных ведомств по охране конституции в тех регионах, где МАД ранее была соответствующим образом представлена. Критика в адрес МАД стала звучать еще громче с 1997 г., когда увеличилось число происшествий в войсках ФРГ, связанных с деятельностью правоэкстремистов фашистской и иной чеканки. Контрразведчики “нахлынули” сотнями туда, где произошли “ЧП”, чтобы на месте установить истину. Через допросы (в том числе и ночью) прошли сотни солдат. Это вызвало недовольство в войсках и негативный резонанс в средствах массовой информации.

Опасность со стороны правоэкстремистов для бундесвера весьма реальна. По свидетельству полковника Хегена, заместителя начальника центрального управления МАД, правоэкстремисты охотно поступают на службу в бундесвер: “Они продвигаются в элитарные части, например, в воздушно-десантные части, в подразделения боевых пловцов”. Поэтому не удивительно, что именно в боевых частях армии и имело место большинство чрезвычайных происшествий с правоэкстремистами.

МАД перестраивается, направив 25% своего потенциала на профилактику борьбы с правоэкстремизмом.

Опасность для бундесвера идет и с другой стороны. Растет число военнослужащих, исповедующих ислам. Различные ассоциации исламистов оказывают все более возрастающее влияние на дух в вооруженных силах ФРГ. Они требуют, чтобы правоверные имели возможность отправлять религиозные потребности и в военной форме, в казарме с присутствием имама, в том числе и многодневные. Хакки Кёскин, руководитель турецкой диаспора в Германии (2,4 млн человек), рассматривает бундесвер как часть германского общества. Следовательно, по его мнению, бундесвер должен стать многокультурным, многоконфессионным. В 1998 г. в бундесвере насчитывалось уже свыше 500 военнослужащих-мусульман, родившихся в ФРГ и получивших гражданство. В связи с тем, что была отмечена тенденция к быстрому увеличении этого числа, был применен закон о защите данных 1990 г., т.е. запрет публикации данных в СМИ.

Интересы мусульман в армии взялись защищать две турецкие исламистские организации, о которых уже говорилось ранее в связи с раскрытием вопроса о ведомстве по охране конституции. Первая из них – чисто протурецкая, а вторая к тому же – чисто правоэкстремистская.

Все это осложняет работу МАД[44].

Таким образом, МАД играет определенную роль в деле защиты Конституции ФРГ в вооруженных силах, но эта роль, ее значимость вызывает определенное беспокойство в ФРГ.

Центральную координирующую роль в отношении секретных служб играет ведомство федерального канцлера. Это немаловажный факт в плане координации усилий всех секретных служб.

Остановимся на некоторых аспектах деятельности органов общественной безопасности и порядка, присущих им всем.

Так, широкое распространение получило подслушивание телефонных разговоров. БНД, например, имеет специальные отделы в Брауншвейге и Мюнхене, а также “центральную службу шифрования” в Бад-Годесберге, которые ежедневно занимаются подслушиванием[45]. В гарнизонах бундесвера военная контрразведка, в свою очередь, содержит пункты контролирования телефона и посты. Имеются такие пункты также в официальных местах ведомства по охране конституции и полиции.

Правовую основу для таких акций как подслушивание предоставил закон об ограничении тайны переписки и телефонных разговоров, принятый 13 августа 1968 года, т.е. вскоре после соответствующего изменения ст. 10 Конституции ФРГ[46]. В последующем он был дополнен и расширен актами от 15 декабря 1970 года[47] и 23 ноября 1973 года[48].

Данный закон наделил специальные органы – федеральные и земельные ведомства по охране конституции, службу безопасности бундесвера и федеральную разведывательную службу – правом вскрывать и просматривать корреспонденцию лиц и организаций, подслушивать и записывать на пленку телефонные разговоры. При этом в законе приводятся основания для применения указанных полномочий, в частности, защиты от возникшей угрозы для свободно-демократического строя, существования или безопасности федерации или одной из земель.

Второй параграф данного закона перечисляет основания и определяет круг лиц, за которыми может быть установлена негласная слежка. Анализ этих оснований (§§ 80-109″г” Уголовного кодекса) позволяет сделать вывод, что под действие закона в первую очередь подпадают лица левых и правых экстремистских организаций.

Первоначально разрешение на подслушивание в соответствии с законом к ст. 10 Основного закона могло даваться только федеральными министрами: внутренних дел, обороны, главой ведомства федерального канцлера, т.е. лицами, которым подчинены секретные службы.

Эти разрешения периодически строго проверяются специальной парламентской комиссией. Комиссия следит, чтобы они не нарушали принцип умеренности в пользу чрезмерности. В данном случае принципы правового государства, как правило, соблюдаются.

Однако введенный затем §100″а” Уголовно-процессуального закона расширил круг лиц, допускаемых для подслушивания. Подслушивание, со ссылкой на положения §100″а” Уголовно-процессуального кодекса, может разрешить и судья (преимущественно для полиции и органов следствия): “Контроль и запись на магнитофон разрешены, если имеется обоснованное подозрение о готовящейся государственной измене, членстве в террористическом или криминальном объединении, фальшивомонетничество, взятие заложников и шантаж, а также нарушение закона по контролю за оружием и преступления, связанные с оборотом наркотиков, поскольку расследование существа дела невозможно иным путем или существенно затруднено”[49].

Более того, правовая база под акции контроля за перепиской, а также почтовой, телеграфной, телефонной и других видов связи была подведена и решением Федерального конституционного суда[50]. Расширительное основание для подслушивания дал и Федеральный верховный суд в своем толковании закона к ст. 10 Конституции. Так, этот суд определил, что если речь идет о преступной группе, то причина разрешения на подслушивание выявляется как само собой разумеющаяся[51].

Точных данных о количестве подслушиваний со стороны спецслужб не имеется. Однако газета “Франкфуртер Рундшау” на основании проведенного ею исследования считает, что за год каждая из секретных служб учреждает “по нескольку дюжин” подобного вида акций подслушивания[52].

Что касается подслушивания полицией, органами следствия, то печать ФРГ время от времени публикует данные, которые свидетельствуют о возрастающем размахе акций по подслушиванию. Так, число разрешений на подслушивание только с 1979 по 1982 гг. увеличилось более чем вдвое, с 443 до 968[53]. Это – в целом по ФРГ, а в отдельных землях за тот же период времени оно увеличилось в 3-4 раза. В 1985 г. суды разрешили ведение подслушивания в 1308 случаях, т.е. почти в три раза больше, чем 6 лет назад[54]. Однако фактически число подслушивании – еще больше, поскольку зачастую судебные решения касаются одновременно нескольких телефонных аппаратов. Как свидетельствуют СМИ ФРГ, эта практика продолжается и поныне[55].

Конечно, техника дела и есть само дело, если оно только не нарушает права граждан. Об этом подробно – в другом параграфе.

Секретными службами и полицией используется любая возможность для сбора как можно большего количества данных о гражданах своей страны. В частности, речь идет о создании не имеющей себе равных в мире сети банков и информации (т.е. “электронных досье” на граждан ФРГ). Такая сеть банков и информации уже давно создана в федеральном ведомстве по уголовным делам и в секретных службах. Так, компьютер ПИОС федерального управления по уголовным делам хранит в своей электронной памяти данные о 5500 организациях и их членах. А в электронную систему ИНПОЛ заложены различные сведения о 10 млн человек[56]. В “Цевис” (центральная система информации о транспорте), как уже отмечалось, заложены имена, адреса и исчерпывающие данные на 23 млн держателей автомобилей[57]. Фирма “Шуфа”, обслуживающая банки, сберегательные кассы и жилищное строительство, содержит данные на 25 млн граждан, т.е. практически на каждую семью до объединения Германии[58]. 23 миллиона запросов поступают сюда ежегодно. После объединения Германии эти данные резко увеличились.

Что касается секретных служб, то помимо использования данных полицейских компьютеров, других систем типа “Шуфы”, они имеют и свои огромные возможности. Как уже отмечалось, только в центральном компьютере ведомства по охране конституции имеются данные на более чем 20 млн граждан ФРГ[59]. Служба безопасности бундесвера (МДД) за годы своего существования, только по середину 1977 года, заложила в свои компьютеры информацию на более чем 4 млн граждан ФРГ[60]. Аналогично обстоят дела и в федеральной разведке (БНД), агенты которой ежегодно вскрывают около 1,6 млн. почтовых отправлений, т.е. 5 тыс. ежедневно[61].

Отрегулирован в ФРГ и вопрос помощи бундесвера полиции в случае необходимости решения проблем с “насильственными акциями”[62]. В этом плане в сентябре 1983 г. главный штаб сухопутных войск принял руководящий документ под заголовком “Ведомственная помощь бундесвера полиции федерации и земель”. Речь идет о “долгосрочном размещении, питании, снабжении горючим, местом для размещения техники, вертолетов, перевозке и разведке”, вплоть до поддержки “в случае специального и крупного использования”. В принципе, это взаимодействие, которое имеет важное значение для поддержания в случае надобности общественной безопасности и порядка, уже отлажено. Безусловно, это положительная черта правового регулирования.

Последнее, на чем хотелось бы остановиться в аспекте специфической деятельности органов общественной безопасности и порядка, это на правовом регламентировании применения огнестрельного оружия. Право на применение огнестрельного оружия в мирное время сотрудниками полиции, служащими Федеральной пограничной охраны, таможенной службы, а также лицами, подчиненными федеральным учреждениям, гарантировано при задержании и преследовании лиц, подозреваемых в уголовных преступлениях, а для военнослужащих бундесвера – в случае нападения на пост, попытке скрыться от проверки и задержания на закрытом военном объекте, а также при выполнении функций по обеспечению безопасности, т.е. против попыток умышленного повреждения или уничтожения военного объекта. Сюда относятся “Закон о применении непосредственного принуждения и исполнении особых полномочий военнослужащими бундесвера и персоналом гражданской охраны”, “Закон о непосредственном принуждении при осуществлении публичной власти должностными лицами федерации по исполнению наказания”, “служебная директива” для постов и патрульной службы в сферах военной безопасности[63].

Безусловно, подобное правовое регулирование заслуживает положительной оценки: оно предельно четко определяет правомочия должностных лиц применять правомерно огнестрельное оружие, со стрельбой на поражение.

Таким образом, подчинение аппарата юстиции и органов общественной безопасности и порядка исполнительным органам власти соответственно в лице федерального министра юстиции, ведомства федерального канцлера, федерального министра обороны и федерального министра внутренних дел свидетельствует о том, что в руках исполнительной власти федерации и земель имеются мощные рычаги охраны Основного закона, но одновременно и контроля за обществом.

  1. Капплер Арно. Германия. Факты (на русском языке). – Франкфурт-на-Майне: зоциетэтс ферлаг, 1996. С. 213 и далее; Statistisches Jahrbuch 1993 … а.а.о., S. 395, 556; Andersen/Woyke. Hardwörterbuch des politischen Systems der Bundesrepublik Deutschland. 3 Auflage-Opladen, Leske Budrich, 1997. S. 205 ff.

  2. Kritische Justiz. 1990. H. 3. S. 319; Die Zeit. vom 20.5.1988; Statistisches Jahrbuch 2000. S. 345 ff.

  3. Spiegel. 1986. H. 46, S. 42.

  4. Советская молодежь, г. Рига. 20.02.1985

  5. Spiegel. 1987. Н. 18. S. 123.

  6. Stern. 1987. H. 21.S. 24.

  7. Deutsche Richterzeitung. 1988. H. 9, S. 349.

  8. BGBLI. 1951. S. 201.

  9. Der Bundesgrenzschutz der BRD. Zwischen Polizei und Bundeswehr. Berlin. Militärverlag der DDR. 1. Aufl. 1984. S. 18.

  10. BGBL, I. 1961. S. 165.

  11. Der Bundesgrenzschutz der BRD… a.a.o., S. 2 ff.

  12. Ebenda, S. 25 ff.

  13. Der Bundesgrenzschutz der BRD… a.a.o., S. 46; Volksarmee. 1977. H. 47.

  14. Spiegel. 1998. H. 27, S. 24; Германия. Факты… С. 214.

  15. Der Bundesgrenzschutz der BRD… a.a.o., S. 46.

  16. Volksarmee: Organ der NVA der DDR. 1977. H. 47; Spiegel. 1979. H. 4. S. 87.

  17. Der Bundesgrenzschutz der BRD… a.a.o., S. 46; Volksarmee. 1977. H. 47.

  18. Spiegel. 1987. H. 14, S. 91.

  19. Welt, vom 15.2.1975; Volkswacht, vom 15.2.1985; vom 1.03.1989.

  20. Welt, vom 15.2.1975; Volksarmee, vom 12.2.1985; Volkswacht. vom I. 03.1989; vom 21.03.1989

  21. Welt, vom 15.2.1975.

  22. Spiegel. 1998. H. 27, S. 22-24.

  23. Spiegel. 1988. H. 42, S. 82.

  24. Spiegel. 1998. H. 37, S. 93-96.

  25. Informationen zur politischen Bildung. 1979. H. 179. S. 8.

  26. Bühl A.. Der Staat der Bundesrepublik… a.a.o., S. 130; Spiegel. 1989. H. 14, S. 23 f; Statistisches Jahrbuch 2000…, S. 20.

  27. Ebenda.

  28. Spiegel. 1988. H. 42, S. 89.

  29. Spiegel. 1998. H. 27, S. 60; Statistisches Jahrbuch 2000…, S. 20.

  30. BGBL. 1968.1. S. 949; BGBL. 1971.1. S. 59; 1973.1. S. 1725.

  31. Nenes Deutschland, vom 6.1.1981.

  32. Volkswacht, vom 27. 1.1977.

  33. Die Wahrheit, vom 7.7.1978.

  34. Kritische Justiz. 1989. Н. 24. S. 490-491. Statistisches Jahrbuch. a.a.o. S. 354.

  35. Spiegel. 1988. H. 12. S. 39 ff.

  36. Spiegel. 1998. H. 16. S. 70.

  37. Volksarmee. Wochenschrift der DDR. 1978. H. 2; Informationen zur politischen Bilding. 1979. H. 17. S. 8 ff; Spiegel. 1988. H. 42. S. 82 ff; газета “Красная звезда” от 27.12.1984; Spiegel. 1996. Н. 15. S. 33.

  38. Stern. 1984. H. 5. S. 157.

  39. Spiegel. 1998. H. 19. S. 56.

  40. Volksarmee. 1977. H. 18.

  41. Die Welt, vom 28.1.1977.

  42. Volksarmee. 1977. H. 18.

  43. Spiegel. 1998. H. 19. S. 56.

  44. Ebenda.

  45. Газета “Красная звезда” от 14.06.1983.

  46. BGBL, 1968.1. S. 949.

  47. BGBL, 1971.1. S. 59.

  48. BGBL, 1973.1. S. 1725.

  49. Stem. 1984. H. 3. S. 124; Spiegel. 1986. H. 13. S. 133.

  50. Volkswacht, vom 27.10.1984.

  51. Spiegel. 1986. H. 13. S. 140.

  52. Stem. 1984. H. 3. S. 124.

  53. Ebenda.

  54. Spiegel. 1986. H. 13. S. 133 ff.

  55. Spiegel. 1998. H. 21. S. 37-38.

  56. Газета “Комсомольская правда” от 25.05.1987.

  57. Spiegel. 1986. Н. 46. S. 42.

  58. Stem. 1988. H. 2. S. 113.

  59. Neues Deutschland, vom 6.1.1981.

  60. Volksarmee. 1977. H. 18.

  61. Газета “Красная звезда” от 14.06.1983; Volkswacht, vom 27.10.1984.

  62. Spiegel. 1988. H. 32. S. 28.

  63. Volkswacht, vom 5.3.1989; BGBL, I. 1961. S. 165; BGBL, I. 1975. S. 1068; BGBL, I. 1979. S. 638.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *