Согласно §§ 9 и 2 Закона о Федеральном конституционном суде, ФКС состоит из президента, вице-президента и 14 других членов суда. В ФКС имеется 2 сената по 8 судей в каждом. Сенат состоит из 3 палат, палата – из трех членов суда (переменные члены).
Порядок избрания президента и вице-президента ФКС предусматривает, чтобы они избирались обязательно из разных сенатов, причем поочередно, соответственно, бундестагом и бундесратом. Федеральный президент своим указом назначает избранных.
Три судьи каждого сената избираются из числа федеральных судей со стажем работы в соответствующем федеральном суде не менее трех лет. Все члены ФКС выбираются в равном числе бундестагом и бундесратом (2/3 голосов).
Что касается бундестага, то выборы судей ФКС осуществляет не он сам, а комиссия в составе 12 членов, специально назначаемая этим органом из членов различных фракций соответственно их пропорциональному представительству в бундестаге. Для избрания необходимо не менее 8 голосов.
В отношении выбора судей ФКС в Бонне уже в течение многих лет установилось устойчивое положение. Так, СДПГ и ХДС имеют в каждом из двух сенатов соответственно по три своих представителя. По две судейские должности, по установившейся практике, резервируются для “нейтральных” судей, что, впрочем, не имеет большого значения, поскольку всегда один назначается от ХДС, а другой – от СДПГ. Наконец, более представительная в парламенте правящая партия, ныне – СДПГ, уступает одно судейское кресло своему партнеру по коалиции. Это была ранее СвДП, сейчас возможны иные подвижки.
Все лица, избранные в состав ФКС, должны иметь законченное юридическое образование и “пригодность к. работе в качестве судьи” (§3 Закона о ФКС). Закон о ФКС устанавливает жесткий возрастной ценз для занятия и пребывания на должности члена этого суда: не моложе 40 лет и не старше 68 лет.
Если полномочия судьи погашаются досрочно, то его преемник избирается тем же федеральным органом, что и он.
Федеральный конституционный суд характеризуется всеми атрибутами суда. Его члены, как и члены других судов ФРГ, независимы и несменяемы. Срок полномочий каждого члена этого суда – 12 лет. Повторное избрание исключено.
Член ФКС имеет право в любое время заявить о своей отставке. Отставку принимает федеральный президент.
Освободить от должности может только сам Федеральный конституционный суд и только по основаниям, предусмотренным в законе.
Так, ст. 98, п. 2 Основного закона гласит: “Если федеральный судья при исполнении своих обязанностей или вне службы нарушит принципы Основного закона или посягнет на конституционный строй земли, Федеральный конституционный суд может по ходатайству бундестага и большинством в две трети голосов своих членов распорядиться о переводе данного судьи на другую должность или об отставке. В случае умышленного нарушения может быть принято решение о его увольнении”.
Ряд оснований для перевода члена ФКС в отставку или увольнения с должности предусматривает § 105 Закона о ФКС. Это может иметь место, например, при длительной невозможности судьи выполнять служебные обязанности по своему физическому или психическому состоянию; в случае если он осужден судом чести или к лишению свободы не менее чем на 6 месяцев с отбыванием наказания в тюрьме и приговор вступил в законную силу, или же, если он допустил грубое нарушение служебных обязанностей, что исключает его дальнейшее пребывание в должности. Кроме того, Закон о ФКС допускает отвод члена ФКС при разбирательстве дела (§ 18 Закона о ФКС). Это может быть: в случае его участия в рассматриваемом деле как участника процесса; нахождения в браке (в том числе и ранее) с одним из участников процесса или состояния близкого родства (1, 2, 3-й степени) с ним; участия его в том же деле ранее по службе или профессии; если он заинтересован в исходе дела по причинам семейного, профессионального плана, своего происхождения, принадлежности к политической партии или с учетом других аналогичных аспектов.
На участие члена ФКС в деле не влияет его соучастие в законодательстве, а также высказывание научной точки зрения по правовому вопросу, который может иметь значение для судопроизводства, в том числе и по данному делу. Параграф 19 Закона о ФКС предусматривает отвод члена ФКС от участия в производстве по конкретному делу, если имеется веское основание опасаться его возможной пристрастности по данному делу.
Независимость судей обеспечивается особым порядком назначения, длительным сроком пребывания в должности, высокой ставкой заработной платы и заранее определенной в законе и весьма высокой (дифференцированной в зависимости от должности и стажа в ФКС) пенсией. Фактически после своего назначения судьей ФКС каждый член этого суда, как принято говорить у немецких юристов, “имеет над собой только голубое небо” и никакого контроля. Все зависит от его совести, правосознания и следования духу и букве закона.
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения