Понятие “правовое государство” принадлежит к тем, в буквальном смысле слова, проскальзываемым и не поддающимся окончательному толкованию понятиям, – пишет известный немецкий правовед Э.В.Бёкенфёрде, – которые “объективно” из самих себя не позволяют никогда сделать завершающе отточенное определение, наоборот, чрезвычайно открыты для вхождения в них изменяющихся государственно- и конституционно-теоретических представлений и, тем самым, – также самых различных конкретизаций, не изменяясь при этом и вследствие этого полностью по содержанию, т.е. не теряя свою непрерывность и не деградируя к голой выхолощенной формуле[1]. Поэтому только знание исторического развития этого понятия после Канта дает возможность получить систематизированное понимание его сути.

Идея и реальность правового государства были и в XIX веке слишком многосторонни, чтобы это могло уложиться в какое-то единое направление.

История идеи не протекала прямолинейно. Весьма наглядно говорит известный юрист Германии Тома о “спирали исторического развития правового государства”. Все снова и снова в нем появляются совершенно иные элементы[2].

Характерно, что внутренне присущие буржуазному обществу границы любой справедливости и правогосударственности были непреодолимы даже для духовных представителей левого крыла либеральной буржуазии в Германии, которые, при всей ограниченности их исторического взгляда, разумом и сердцем выступали за народ.

Выдающейся фигурой этих сил, изолированных в своем собственном классе, является воинствующий Йенский юрист и социолог Генрих Луден. Луден издавал прогрессивный журнал “Немезис”. Он был человеком универсального духа, выступавшим против так называемых чистых юристов.

Луден не низводит народный суверенитет до уровня формы отправления власти, а либерализм понимается им не как суррогат или рамки буржуазной демократии. Он остается в границах либерального мышления. Как раз поэтому он проявляет себя как ученик Канта, когда в своем сочинении “Руководство по государственной мудрости или политике” (1811 г.) еще соотносит “правительство и подданных” друг с другом, не разрывая, как представители школы Майнца, рамки связи между ними[3].

Луден руководствуется, прежде всего, идеей, которая как красная нить со времен Канта пронизывает буржуазное учение о правовом государстве: правительства связаны рамками права; граждане должны иметь гарантии в отношении правящих[4].

Познание того, что закон является отражением и продуктом определенного общества и с безусловной необходимостью изменяется вместе с изменяющимися условиями существования и жизни общества и господствующими в нем классами, было незнакомо Лудену. Его представление о том, что буржуазное государство якобы может держать в рамках капиталистов, выглядело разве что наивно[5]. Таким образом, и Луден был подвержен “юридическому самомнению” (Маркс) о том, что якобы общество покоится на законе и может быть преобразовано при помощи мудрости закона. При этом свои умозаключения, которые были развиты в ходе классовых боев того времени, он сводил к естественному праву просвещения. Вместе с тем основательность его эмпирического исследования и честность его стремления к истине позволили ему добиться при этом отдельных весьма значительных открытий.

Луден не является апологетом буржуазного общества и его законов. Напротив, он тотчас и повсеместно взрывает границы либеральной абстракции о сущности государства и права там, где речь идет о материальном содержании законов, об их социальной справедливости. Совокупностью справедливости его времени для Лудена является: крестьянин должен распоряжаться плодами своего труда[6], леса и полезные ископаемые должны быть “общей собственностью всего государства”[7] и государство посредством законов должно держать под контролем “все ремесло и фабричное дело”, поскольку “капиталист легко злоупотребляет людьми, господство над которыми ему предоставляет нищета”[8]. Также в нищете, нужде и отчаянии ищет специалист по уголовному праву Луден и причины преступности[9].

Непреходящие заслуги идеолога правового государства Лудена мы видим в том, что для него социальная справедливость является смыслом и целью правопорядка и правового государства. Это является его завещанием для борьбы за социальное и демократическое государство будущих поколений.

Вместе с тем, идеи гуманизма и национальное сознание прогрессивных сил молодой немецкой буржуазии, что нашло олицетворение в Генрихе Лудене, вовсе не были типичными для всего буржуазного немецкого государствоведения. Путь и заблуждения немецкой буржуазии, скорее всего, характеризует то, что наследники и потомки Канта, в общем и целом не пошли дальше него, хотя историческое развитие после его смерти и требовало от поколения того времени совершения буржуазной революции. Более того, уже перед 1848 годом в научной мысли немецкой буржуазии о государстве дорогу себе прокладывает точка зрения, которая после поражения революции получила еще большее развитие. В связи с этим Карл Полак говорит об “эпохе быстрого распада кантианства”, который свое яркое выражение нашел в трансформации понятия правового государства[10].

Идее о справедливом государстве Лудена, хотя она и является в условиях капиталистического производства утопической, но, по крайней мере, отражает и стимулирует интересы народных масс, противостоит теория о конституционном правовом государстве, которое призвано ограничить монархию конституционным путем и, тем самым, законсервировать, увековечить ее. Примечательно, что эта теория правового государства свыше 100 лет тому назад предусматривала в германской политической культуре, прежде всего, конституционно-монархический принцип, что по своему характеру означало конституционное государство, аристократическое или монархическое с писаной конституцией[11]. Это явилось особенностью концепции правового государства в Германии.

Известный в наше время немецкий правовед Дитер Брюгеман считает, что контраст полицейскому государству в виде правового государства в широких кругах народа рождается в период с 1818 по 1830 годы[12]. Именно в этот период и в Германии нашло широкое применение понятия “полицейского государства” как синонима вопиющего бесправия под маркой права. Правовое государство появилось как антипод полицейскому государству, направленное против него, но выросшее из него.

Известный вклад в развитие идеи правового государства в первой половине XIX века оказали Т.Велькер[13], И.Х.Фрейхер фон Аретин[14] и Роберт фон Моль[15]. Все три автора понимают правовое государство не как особую государственную форму или форму правления, а как собственный тип государства. Так, правовое государство, как это имеет место у Велькера[16], является “государством здравого смысла”, “государством разума” (Моль)[17], “в котором правят согласно разумной общей воле и добиваются всеобщего блага” (Аретин)[18]. Исходя из этого определения, правовое государство и находит свое ясное понятие: правовое государство является правовым государством разума, государством, которое осуществляет принципы разума как они традиционно излагаются (у Канта) в учении о праве разума в совместной жизни людей и именно для их совместной жизни.

Роберт фон Моль понимает далее правовое государство как “категорию описательного всеобщего учения о государстве” и противопоставляет его патриархальному государству, государству крупных землевладельцев, теократии и деспотии. У него, между тем, правовое государство живет, прежде всего, вследствие своей реакции на полицейское государство, живет как государство всеобщего благоденствия.

Самым важным для Моля является ограничение задач государства, т.е. государственного вмешательства в жизнь общества. Специфические правогосударственные институты, которые осуществляют сегодня правогосударственный принцип, являются для него второстепенными.

О фон Моле следует сказать несколько слов дополнительно. Роберт фон Моль, ученый-правовед с энциклопедическими знаниями, в своей монографии “История и литература науки о государстве[19] подробно интерпретирует учение о правовом государстве. Моль защищает здесь это учение против правовых школ реакции: против теократической правовой школы (Шталь), исторической правовой школы и, прежде всего, против “уничтожающих ошибок” апологии власти ученого Галлера. Недостатком исследований Моля явилось то, что свои произведения он излагал созерцательно.

В конце своей жизни Моль почти полностью примирился с опруссиванием Германии и подчинил себя служению господствовавшим классам, о чем свидетельствует его учебник “Право германского имперского государства” (1873)[20]. В этом труде уже не осталось больше никаких следов о “классическом” буржуазном правовом государстве.

В целом, анализируя идею правового государства в представлении К.Т.Велькера, И.Х.Фрейхера фон Аретина, Р.фон Моля, можно сделать выводы о ее характерных чертах:

1. Отмежевание от любого внечеловеческого представления о государстве и от целевых установок государства; государство – не божественное установление или божественный порядок, а общее земное существование в интересах блага каждого и всех. Точкой отсчета и точкой отношений государственного порядка является отдельный, свободный, равноправный, самоопределяющийся индивид и его земные цели жизни; способствовать всячески этому является узаконенной основой государства. “Сверхъестественные устремления человека, нравственность и религия находятся за пределами круга полномочий правового государства” (Моль, Аретин)[21].

2. Ограничение целей и задач государства рамками свобод и безопасностью личности и собственности, т.е. обеспечение личной свободы и способствование индивидуальному саморазвитию, самореализации, самовыражению. Однако это не означает необходимости ограничения целей государства правозащитной функцией. И полицейские задачи в смысле “устранения внешних препятствий”, т.е. отражение опасности и вспомогательное содействие благу не охватываются целями, установленными правовым государством[22].

3. Организация государства и регулирование государственной деятельности согласно принципам разума. Сюда включается, в первую очередь, признание основных гражданских прав (т.н. гражданство, Моль) таких, как гражданские свободы (защита свободы личности, свободы совести и убеждений, свободы печати, передвижений, свободы договоров и свободы приобретений, правового равенства), гарантия (приобретенной) собственности; далее – независимость судей (безопасность правосудия), суды присяжных, ответственное (конституционное) правительство, господство (верховенство) законов, наличие народного представительства и его участие в законодательной власти[23]. “Разделение властей” представляется целесообразным или признается только в такой степени, которая учитывает их самостоятельность; само по себе “разделение властей”, требуемое ныне со ссылкой на Монтескье, больше в смысле разделения государственных компетенций между различными социально- политическими силами, а не только как расчленение функций, отклоняется как угроза опасности единой государственной власти, созданной с таким трудом[24].

Как видим, понятие данного правового государства уже было подготовлено в идее государства права разума[25], причем самым отчеканенным оно было у рассмотренного нами Иммануила Канта.

Заслуживает нескольких слов внимания немецкий юрист Карл фон Роттек, тем более что он, как и Карл Велькер и другие юристы, его современники, явился одним из главных представителей ведущих сил немецкой буржуазии, тех сил, которые с самого начала были склонны к измене народу и к компромиссу с коронованными представителями старого общества. Именно у Роттека, как и у Велькера, было совершено редуцирование буржуазной демократии до уровня чистого либерализма. Хотя Роттек перенимает также в свой мир понятий французскую Декларацию, однако, из “права разума” он выводит отказ от демократической республики и признание “чисто монархической системы”, которая не нивелирует монарха до уровня лишь первого лица магистрата[26].

Роттек приписывает “общей воле” признание унаследованных привилегий, так как они якобы дают “государству гарантии в верности” и одновременно – требование политического разума[27]. Поэтому ему ограничение всеобщего избирательного права также представляется “юридически не подлежащим сомнению”. Эта концепция лежит и в основе изданного Роттеком и Велькером лексикона о государстве[28].

Характерным для этого первоначального понятия правового государства является то, что оно не позволяет редуцировать себя в качестве альтернативы на материальное или формальное правовое государство. Оно (понятие) составляет единый как материальный, так и формальный строго определенный им государственный принцип (именно тип государства), обосновывает новый “дух” государства, осуществление которого ставит унаследованные формы государства в зависимость от способов правления. Политически противоположные понятия – не монархия или аристократия, а теократия и деспотизм[29].

Политическая свобода граждан, их активное участие в государственной жизни считается совершенством и гарантией гражданской свободы[30]. Характерно, что Моль весь раздел о положении и компетенции народного представительства ставит под общим заголовком “О защите прав народа собранием представителей сословий”[31]; компетенция находит свои границы там, где она не защищает больше гражданскую свободу, а причиняет вред, там, где она не оказывает больше предпочтения разуму, а пристрастиям[32]. Политические права народа должны быть установлены господством разума, передаваемым образованными классами. Отсюда – оправдание всегда принимаемых в избирательном праве цензов, т.е. чисто классовый буржуазный подход.

Для формирования и дальнейшей конкретизации понятия правового государства в период раннего либерализма центральное место (как и у Канта) имеет значение закона: оно является стержнем правогосударственной конституции. Правогосударственное понятие закона является не “материальным” или “формальным”, а единым. Оно объединяет материально-содержательный и формально-процессуальный признаки в неразрывное единство: закон является общеобязательным правилом (универсальной нормой), которое осуществляется при условии согласия народного представительства в ходе процесса, характеризующегося дискуссией и гласностью[33].

Все существенные для правового государства принципы схвачены структурно в этом понятии закона и облечены в форму. Согласие народного представительства охраняет принцип свободы и субъективное положение гражданина, общеобязательность закона препятствует целенаправленным вмешательствам в область гражданской и общественной свободы при помощи всеобщего, т.е. в равной степени действующего в отношении всех установленных границ, а равно обособления; порядок, определенный в результате дискуссии и гласности, служит ручательством человечески определяемой меры разумности содержания закона.

Созданный таким образом закон является общеобязательным для действующей администрации, которая связана и ограничена посредством закона (закономерность управления). При этом открытым остается, прежде всего, вопрос, в какой степени для администрации закон является только рамками или же и условием ее действия. Во всяком случае, объем законодательной власти становится границами, так сказать, швов для ограничения свободы народа, как в равной мере и для ограничения свободы действий монархически-бюрократической администрации[34].

Закон в правовом государстве является “свободной” волей государства, всеобщая воля и самоопределение индивида выступают в нем посредниками; господство этого закона означает “господство принципа гражданской свободы”[35].

Полный закат либеральных теорий о правовом государстве, основанных на естественном праве, происходит в процессе развития и деятельности Генриха Аренса, одного из учеников Христиана Фридриха Краузе. Речь идет о развитии направления “естественного права, обращенного к божественному устройству жизни”, предложенного Краузе и развитого Аренсом. Ни у какого другого представителя буржуазного учения о правовом государстве того времени (насколько это только позволяет сделать обзор литературы) не выступает уровень упадка идей 1848 года так выпукло, как у Аренса.

Аренс противопоставляет процессу буржуазно-демократической революции свое эволюционное, “органическое” учение о государстве. В 1850 году он обращается против либеральных позиций Роттека и ставит государству задачу “избрать более высокое социальное направление”, “чтобы лишить почвы и жизненного дыхания расхожий социализм”[36].

Два года спустя Аренс достиг высшей точки своего “развития”. Он резко выступает против “так называемых социальных мероприятий”, которые как отражение требований рабочих нашли место также в мелкобуржуазных социальных теориях. Аренс прямо требует от правительства применения “всех насильственных средств, имеющихся в его распоряжении, чтобы сохранить себя и одновременно сохранить остаток правового нравственного порядка”[37]. Применяемый по его указке способ “лечения” может быть комплексным и при хронической болезни – довольно продолжительным, так как должны быть учтены все рассчитанные на успех не только политические, но также духовные и нравственные аспекты[38]. Как видим, предельно откровенное программное заявление.

Понятие правового государства в духе раннего либерализма определяло политическое мышление немецкой буржуазии, а также конституционную жизнь в период до революции 1848 года и продолжительное время после нее. Об этом свидетельствуют два крупных собрания буржуазно-либеральной лексики о государстве: 16 томов Роттека и Велькера, выдержавших 3 издания, а также 11 томов государственной лексики Блунчли.

  1. Böckenförde E.-W. Staat, Gesellschaft, Freiheit, a. a. o. S. 65.

  2. Thoma Richard. Rechtsstaatsidee und Verwaltungsrechtswissenschaft, in: JÖR 4 (1910), S. 205.

  3. Luden H. Handbuch der Staatsweisheit oder der Politik. Jena, 1811. S. 361.

  4. Ibid, S. 289.

  5. Ibid, S. 285.

  6. Ibid, S. 245.

  7. Ibid, S. 266, 268.

  8. Ibid, S. 285.

  9. Ibid, S. 285.

  10. Polak Karl. Zur Dialektik…. a. a. o. S. 25.

  11. Handlexikon zur Politikwissenschaft. Bonn, 1986. S. 434.

  12. Brüggemann Dieter. Die Rechtssprechende Gewalt. Berlin, 1962, S. 8.

  13. Сноски №№ 10-12 в главе 2, § 1.1.

  14. Сноски №№ 10-12 в главе 2, § 1.1.

  15. Сноски №№ 10-12 в главе 2, § 1.1.

  16. Weicker Carl. -Th. Die letzten Gründe… a.a.o., S. 25.

  17. Mohl, von, Robert. Das Staatsrecht des Königsreichs Würtemberg… a.a.o., S. 11.

  18. Von Aretin. Staatsrecht… a.a.o., S. 163.

  19. Mohl R. Geschichte und Literatur der Staatswissenschaften. Erlangen, 1855.

  20. Mohl R. Das deutsche Reichsstaatsrecht, 1873.

  21. Mohl R. Ibid, S. 8; ders. Die Polizeiwissenschaft nach den Grundsätzen des Rechtsstaates, Bd. 1, 3. Aufl., Tübingen, 1866. S 4-7; von Aretin-Rotteck. Das Staatsrecht der konstitutionellen Monarchic, Bd. 2, 1, Altenburg, 1827. S. 177 ff; H. Krüger. Staatslehre. S. 180.

  22. Mohl R. Ibid, S. 451 ff, 529 f; von Aretin, Ibid, S. 165-168.

  23. Mohl R. Ibid, S. 18; von Aretin, Ibid, S. 23, 453; von Aretin-Rotteck, Ibid, S. 168; von Ronne. Das Staatsrecht der preussischen Monarchic, Bd. 1, 3. Aufl. 1881, S. 345.

  24. Kleinheyer Gerd. Staat und Bürger im Recht. Die Vorträge des C.G. Suarez vor dem preussischen Kronprinzen (1791-92). Bonn, 1959, S. 29-52, 143 ff.

  25. Rotteck C.V. Lehrbuch der allgemeinen Staatslehre. Stuttgart, 1830. S. 190

  26. Ibid, S. 169.

  27. Ibid, S. 257.

  28. Staatslexikon, hrsg. Von C.V. Rotteck und Weicker. Altone, 1837, bes. S. 254 ff.

  29. Weicker Carl a.a.o., S. 1 f.

  30. Von Aretin, a.a.o., Bd. 1, S. 453 f.

  31. Bluntschli. Allgemeines Staatsrecht, Bd. 1,4. Aufl., 1863. S. 318-320.

  32. Mohl R. a.a.o., S. 457.

  33. Mohl R. a.a.o., §§36 u. 37; von Aretin-Rotteck, Staatsrecht der Konstitutionellen Monarchic, Bd. 1, 2. Aufl. 1813, S. 169; Weicker. Artikel “Gesetz”, in: Staatslexikon, hrsg. von Rotteck u. Weicker. Bd. 6, 1838. S. 739; L., von Stein. Die Verwaltungslehre, Bd. 1, 1.2. Aufl. 1969, S. 74 f, 85-87.

  34. Böckenförde E.-W. Gesetz und gesetzgebende Gewalt. Berlin, 1958. S. 130 f.

  35. L. v. Stein, a.a.o., S. 87.

  36. Ahrens H.Naturrecht. Wien, 1850. S. XVII.

  37. Ahrens H. Die Rechtsphilosophie oder das Naturrecht. Wien, 1852. S. 141 f.

  38. Ibid, S. 14 f.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *