Основными конституционными принципами, согласно статей Основного закона и, прежде всего, 1, 20, 79, абз. 3, являются следующие: принцип республиканизма, принцип демократизма, принцип правового государства, принцип социального государства и принцип федерализма.

Эти “пять заветов” в связи с их выдающимся значением в качестве основ конституционного строя характеризуются немецкими государствоведами как “конституция в конституции”. Поэтому, согласно ст.79, абз. 3 Основного закона, они непоколебимы, не подлежат изменению или отмене при помощи закона, изменяющего конституцию, даже если он принят подавляющим большинством голосов членов парламента.

Высшие конституционные принципы являются, поэтому рамками, границами для любого изменения конституции. Эти принципы неприкосновенны и вне границ статей 1, 20, 79. абз. 3, т.е. в случае изменения самой конституции. Только в одном случае ст. 79, абз. 3 теряет связанность правом: в случае принятия и вступления в силу новой общегерманской конституции согласно ст. 146 Основного закона.

Бесспорно, что принцип правового государства вместе с принципом демократизма является важнейшим среди “пяти заветов” конституции ФРГ[1]. Это отмечают многие ведущие немецкие государствоведы. Его характер в качестве верховного конституционного принципа проявляется в том, что ст. 1 и 20 Основного закона включают элементы принципа правового государства. Эта же мысль подтверждается и в результате упоминания принципа правового государства в ст. 28, ч. 1 Основного закона.

Из всех приводимых ниже элементов правового государства выдающимся и накладывающим свой отпечаток на всю правоприменительную практику является институт прав и свобод гражданина.

Принцип правового государства охватывает важнейшие правовые институты, которые делают возможными права и свободы, раскрывают и гарантируют их. При этом принцип правового государства предусматривает, как само собой разумеющееся, обязанность граждан подчиняться государственной власти[2]. Обязанность повиноваться и государственная власть (ст. 20, абз. 2) – логически неразделимы. Однако, принцип правового государства, в целях гарантии свободы, ограничивает эту государственную власть определенными рамками.

Различают формальный и материальный принципы правового государства. Мы уже говорили об этом в первой главе. Кратко напомним суть вопроса.

Формальный, принцип охватывает институты разделения властей, связанности и ограничения законом, исчисляемое™ (предсказуемости) и определенности государственных предписаний, а равно институт всеохватывающей и эффективной правовой (судебной) защиты[3].

К материальному принципу правового государства относятся институт гарантии человеческого достоинства, институты свободы и равенства как решающие границы, которыми связана государственная власть, включая и законодательство. Кроме того, сюда же относится принцип соизмеримости, т.е. институт запрета чрезмерности государственного действия, вмешательства в дела гражданского общества[4].

Социальность государственности, как уже отмечалось, является одним из самостоятельных высших конституционных принципов вне рамок принципа правового государства, не элемент в нем (господствующее мнение)[5].

Названные материальные элементы, ведут к разграничению правовой сферы жизни и деятельности гражданина, свободной от вмешательства государства. Они резервируются для собственного личного преобразования жизни без государственной опеки, для самореализации, самовыражения, самоутверждения. Установление этой сферы для индивида происходит через институт основных прав.

Формальные элементы являются принципами организации и деятельности государственной власти. Они содержат не только упомянутое разграничение по содержанию, но и, одновременно, очень эффективно служат опосредующим образом свободе гражданина. Организационный и процессуально-правовой порядок делают государственную власть просматриваемой насквозь, контролируемой, критикуемой и препятствуют чрезмерной концентрации власти, приносящей ущерб свободе.

Это соединение из непосредственного и опосредствованного обеспечения свободы является “духовной связью” между материальной и формальной правовой государственностью. Так, например, принцип связанности и ограничения правом, законом (элемент формальной правогосударственности) неизбежно ведет к созданию института свободы (и равенства) личности, будучи преломлен по отношению к органам исполнительной власти и правосудию. Очевидно, это является действительным только при наличии гарантии института правовой (судебной) защиты. Но это означает также, что формальная правогосударственность имеет, по крайней мере, свои корни, большей частью, в человеческом достоинстве. Без цели гарантии института человеческого достоинства не нужны усилия формального правогосударственного порядка.

  1. Schwacke/Stolz. Verwaltung in Praxis und Wissenschaft. Köln. Deutscher Gemeindeverlag, 1988, S. 102-104.

  2. Krüger. Allgemeine Staatslehre. 1966. S. 940 ff.

  3. Münch (u.a.). Grundgesetz: Kommentar, Bd. 1, 3. Aufl. 1985; Bd. 2. Aufl. 1983; Bd. 3, 2 Aufl. 1983.

  4. Stem. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland, Bd. 1, 1977, S. 618 f.

  5. Hesse. Grundzüge des Verfassungsrechts der Bundesrepublik Deutschland, 4. Aufl. 1984. S. 80.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *