Ядром института основных прав человека и гражданина является гарантия человеческого достоинства.
Человеческое достоинство, по взглядам немецких государствоведов, является как бы институтом в институте. Так, ст. 1 Основного закона ФРГ гласит о том, что, достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его обязанность всей государственной власти.
Неприкосновенность гарантии человеческого достоинства, согласно ст. 1, абз. 1. Основной закон выразительно закрепил в ст. 79, абз. 3. Человеческое достоинство является ядром (сердцевиной) конституции и ее высшей ценностью. Именно так определил в своем постановлении Федеральный конституционный суд[1]. Государство обязано уважать его, т.е. не допускать его нарушения путем государственного вмешательства[2]. Одновременно оно обязано также “защищать” человеческое достоинство, т.е. решать при этом две задачи: во-первых, отвращать действительные или угрожающие вмешательства в человеческое достоинство третьей стороны[3], во-вторых, в рамках необходимого, осуществляемого путем проводимых мер, делать возможным такую жизнь, которая бы отвечала человеческому достоинству[4].
Эта неизменность гарантии человеческого достоинства охватывает также своим содержанием конституционные основные права постольку, поскольку они носят принципиальный характер придания соответствующей формы человеческому достоинству. Это является делом широкого плана, что находит свое отражение в каждом основополагающем отдельном случае правового регулирования.
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения