Институты обеспечения основных прав являются важными составными частями механизма реализации основных принципов правового государства.

Важнейшим институтом Основного закона является институт основных прав. Основные права являются частью правопорядка. Не случайно, видимо, законодатель поместил их в конституции на первое место. По этому пути идут при конституционном строительстве и во многих странах СНГ, в том числе и в России.

Основные права, нормированные в Конституции ФРГ, обязательны как непосредственно действующее право, для законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 1, абз. 3 Основного закона). На языке общей теории права основные права являются объективным правом. Суд, в своих решениях, может непосредственно ссылаться на них как на действующее законодательство.

В ряде конституций земель, о чем уже говорилось, основные права представлены только как заявления о намерениях, программы, рекомендации законодателю. Хотя четко просматривается тенденция к их унификации в духе Основного закона. Но и там суды ссылаются, при необходимости, на соответствующие статьи Основного закона.

Основной закон устанавливает далее, что любое лицо, считающее себя ущемленным государственной властью в одном из своих основных прав, может обратиться с иском о конституционности того или акта в Федеральный конституционный суд (ст. 93, абз. 1, п. 4а). Статья 19, абз. 3 устанавливает, что основные права распространяются также на юридические лица, зарегистрированные на территории Германии, поскольку эти права по своему существу применимы к ним. Из этого следует, что основные права не только должны соблюдаться юридическими и физическими лицами, но они также гарантируют полную поддержку тех, на кого они распространяются, вплоть до подключения к этому, в случае необходимости, и судов. Таким образом, основные права являются также субъективным правом. Это не является само собой разумеющимся. Многие права, например, положение о защите природы, покровительствуют гражданам, однако, когда кто-то из них считает, что этими положениями пренебрегают, он не может потребовать судебной проверки этого, поскольку не имеет возможности придать силу никакому субъективному праву в этом аспекте.

Ввиду того, что основные права обязывают, как непосредственно действующее право, государственную власть, а не частные лица, их называют публичными правами. В данном плане к сущности гражданской свободы принадлежит то положение, что один гражданин может вести себя произвольно по отношению к другому, будучи при этом не обязан оправдываться перед ним. Это – минус.

Исключительная связанность государства Основным законом допускает два исключения. Одно исключение следует из текста Основного закона (ст. 9, абз. 3), другое – из решений Федерального конституционного суда. Согласно этому, силу имеет требование (ст. 3, абз. 2): “Мужчины и женщины равноправны” также в плане обременения себя работой у частного работодателя.

Основные права являются составной частью конституции. Гражданин имеет самые разнообразные субъективные права в отношении государства, например, право на возврат ему излишне выплаченных налогов. Но это право не относится к основным правам. Основные права – это исключительно такие права, которые гарантируются только конституцией. Поэтому, например, в Федеративной Республике Германия нет права на труд, так как в Основном законе не имеется никакой соответствующей формулировки этого. Конституционные права, которые не входят в каталог основных прав (ст. 1…I9 Основного закона), могут, во всяком случае, рассматриваться как основные права (права, приравненные к основным).

Важнейшим элементом разделения основных прав на сферы регулирования является тот, который направлен на обязывание государственной власти что-то делать, терпеть или, наоборот, не принимать мер. В этом аспекте основные права делятся на следующие группы: права, обеспечивающие свободы; гражданские права (политические права); социальные права; права, обеспечивающие равенство. В ФРГ в этом аспекте – несколько иная классификация чем в России.

Права, обеспечивающие свободы (личные права). Эти права призваны гарантировать гражданину пространство для действий, свободное от вмешательства государства. Государству принципиально запрещена любая интервенция в это пространство. В данном случае ему остается только защитная функция.

При помощи своих законов государство гарантирует также, чтобы и третьи лица соблюдали эти права. К правам, обеспечивающим свободу, относятся, в частности, право на жизнь и на физическую неприкосновенность (ст. 2, абз. 2), на свободу передвижения (ст. 11, абз. Г), на свободу вероисповедания, совести и свободу религиозных и мировоззренческих убеждений (ст. 4, абз. 1), на свободу мнений, печати и информации (ст. 5, абз. 1), на свободу собраний и объединений (ст. 8, абз. 1, ст. 9, абз. 1).

Гражданские права (фактически политические права). Они уполномочивают воздействовать на государство. Бундестаг обязан терпеть новые выборы также и в том случае, когда в результате них наносится ущерб членству в парламенте отдельных депутатов и составу правительства.

Права, призванные обеспечивать свободы, могут иметь место и в авторитарном государстве, которое не признает никакое разделение властей, поэтому подобные гражданские права там быть не могут. Они, напротив, типичны только для демократий.

Самым важным гражданским (политическим) правом является избирательное право (ст. 38). Свободные выборы (выборы и избирательные системы), однако, имеют место там, где обеспечена свобода мнений и печати, собраний и объединений. Следовательно, эти права имеют двойную природу. Кроме того, к гражданским правам относятся перечисленные в ст. 8 и 9 Основного закона, т.е. права на свободу собраний и объединений.

Социальные права. Социальные права были впервые сформулированы в XIX веке под воздействием понятия идеи о братстве. Они обязывают государство гарантировать необходимый уровень жизни: питание, одежду, жилище. Сюда относятся также права на образование и на труд (но это не закреплено в Конституции). Однако в Основном законе социальные права даны в форме своеобразного придатка. Например, ст. 6, абз. 1, 4 и 5 констатирует лишь следующее: брак и семья находятся под особой защитой государства; каждая мать имеет право на защиту и поддержку государства; внебрачные дети уравниваются в правах с детьми, рожденными в браке. В этом плане Федеральный конституционный суд зарекомендовал себя консерватором. Он медлит, считают государствоведы ФРГ, с тем, чтобы дать соответствующую интерпретацию основных прав (социальных) в конституционно-правовой литературе, и предпочитает ссылаться на факт социальной государственности, провозглашенный в ст. 20 Основного закона.

Как видим, социальные права весьма скромно отражены в конституции, хотя в плане социального законодательства делается не мало. Фактически в бюджете планируются расходы на социальную безопасность.

Права, обеспечивающие равенство. Равенство перед законом имеет силу в отношении всех областей права. Любое незаконное предпочтение или ущемление со стороны государственных органов не должно иметь места. Основной закон в определенной мере регулирует это положение, давая тем самым ответ на случаи, сомнительные с исторической точки зрения. Так, в ст. 3, абз. 2 и 3 закреплено: мужчины и женщины равноправны; никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, происхождения, расы, языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, религиозных или политических убеждений. Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (физических или умственных).

А ст. 33, абз. 1, 2, 3 провозглашает, что каждый немец имеет в любой земле равные гражданские права и обязанности. В равной мере ему предоставлен равный доступ ко всякой государственной должности. Пользование же гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и приобретение прав на государственной службе, не зависят, от исповедуемой религии. Вместе с тем, не существует конституционного субъективного права на равенство возможностей (шансов).

Права человека и права гражданина. В Основном законе, как и в конституциях земель, имеются, с одной стороны, основные права, на которые имеет право сослаться каждый человек, а с другой – основные права, которые присущи только немцам по смыслу ст. 116 Основного закона, т.е. гражданам ФРГ. К правам человека относятся основные права, перечисленные в ст. 1…6 Основного закона, а к гражданским правам – перечисленные в ст. 8 и 9, т.е. права на свободу собраний и объединений, а также – избирательные права, согласно ст. 38 Основного закона, права по ст. 33.

Характерно, что признание прав человека закреплено в Основном законе. Так, ст. 1 Основного закона гласит о том, что немецкий народ считает человеческое достоинство ненарушимым, уважение и защита его является обязанностью всей государственной власти; в силу этого Основной закон признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле. Это – важный конституционно-правовой принцип. Кстати, это конституционное регулирование может являться образцом для тех независимых республик, образовавшихся после распада СССР, где в ущерб основным правам человека упор делается на приоритете прав нации или народности.

Как далеко заходит “закрепление” норм основных прав при помощи ст. 1, абз. 1 Конституции, в общем и целом, – трудно сказать. В связи с этим немецкие государствоведы считают: любое изменение конституции в плане основных прав нуждается в точном анализе. Как “кулачное” регулирование может действовать то, что, по крайней мере, полное отклонение невозможно, пожалуй, в отношении никакого основного права. Проблема сводится поэтому к вопросу о том, в каком объеме конституционный законодатель, помимо имеющихся уже ограничений основных прав (ст. 18, ст. 19, абз. 1), может располагать еще другими. В этом отношении он имеет, прежде всего, возможность конкретизировать границы основных прав, внутренне присущие им. Это не вызывает сомнения, так как здесь нет действительного снижения защитного воздействия основных прав. Для других ограничений, значительно снижающих защиту основных прав (например, запрет свободы создания объединений для деятельности “по насаждению монархических традиций”), решающим правилом должен быть принцип соизмеримости, иначе говоря, принцип запрета чрезмерности государственного вмешательства в основные права.

Необходимые гарантии основных прав со стороны правового государства полагаются гражданину как отдельной личности (индивидууму), но одновременно и как личности, интегрированной в обществе.

Ни один человек не существует автономно, без установления определенных отношений ко всему окружающему его миру, на который накладывают отпечаток другие люди. Это, безусловно, имеет важное значение для гарантированных конституцией свобод на базе основных прав: они могут корреспондироваться не абсолютно, а только в определенных общественных рамках.

Жизнь (ст. 2 Основного закона) ни разу не гарантируется абсолютно: могут иметь место коллизии с обществом, в ходе которых государство может посягать на жизнь (несмотря на отмену смертной казни) в отношении лица, взявшего заложников и угрожающего убить их.

Свобода вероисповедания (ст. 4 Основного закона) не может защитить ритуального убийцу. Свобода мнений не оправдывает оскорбления. Право на воспитание детей не позволяет отчуждать детей от школы. Право на проведение собраний не дает полномочий на занятие церкви. Право на образование различных объединений не защищает преступные объединения. Свобода на профессии не охватывает права на дачу советов со стороны лиц, не имеющих соответствующего образования. Земельная собственность не всегда дает право на застройку, а тем более – для любых построек. Примеры можно продолжить.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *