Правоохранительная система является составной частью механизма реализации основных принципов правового государства в ФРГ и направлена на защиту положений Основного закона.
Система правоохранительных органов ФРГ состоит из двух самостоятельных частей: аппарата юстиции и органов общественной безопасности и порядка (внутренняя безопасность).
Рассмотрим подробно обе эти части.
Аппарат юстиции является частью государственного аппарата ФРГ. В рамках системы государственных органов ему подобает соответствующая самостоятельность как части целого. Юстиция охватывает суды, прокуратуры, другие вспомогательные органы и тюрьмы. Особенно тесная связь существует у аппарата юстиции с так называемой “внутренней безопасностью” (полицией и секретными службами).
Деятельность юстиции Федеративной Республики Германии заключается в правосудии, применении и интерпретации правовых норм и законов германского общества. Задача юстиции заключается в претворении в жизнь плюралистических классовых, сословных, возрастных, профессиональных и других интересов граждан путем правосудия. Органами правосудия являются суды.
Германское право, составляющее одно из ведущих звеньев правовой системы (разновидности романо-германской правовой семьи), основывается и развивается, исходя из приоритета личности и частнособственнических интересов. Оно обязано своим историческим происхождением образованию частной собственности, классового общества и государства, а, тем самым, также отношениям товарного производства и обращения. Германское право – право собственников, это право, на которое отпечаток наложило господство частной собственности. Поэтому правосудие осуществляет не только разрешение и улаживание спорных вопросов и конфликтов в интересах этого общества, но и приспособление права к динамическому общественному развитию. Это приспособление является, главным образом, полем для правотворчества соответствующих органов представительной (законодательной) системы, парламентов, а также во все возрастающей мере – правительства и верхушки – администрации.
Для современного цивилизованного парламентарного государства Германии, которое идентифицирует себя как правовое государство, характерным является исполнение в широких рамках публичного управления исключительно в правовой форме. Общенародные интересы в рамках общественного договора осуществляются администрацией и юстицией, а также их санкционирующими органами в форме юридических норм, законов, различных нормативно-правовых актов, предписаний, которые взяты из исторического арсенала (рецепция римского права и права, созданного после 1871 г.) или созданы впервые. “Пропитывание” правом всех общественных отношений, их юридизация является при этом общей тенденцией гражданского общества в Германии. Этот принцип юридизации может быть в известной степени заимствован и в арсенал России, а также других стран СНГ.
Все возрастающее использование гражданским обществом своей способности к саморегулированию, самоуправлению, самовоспроизводству, к четкой деятельности механизма реализации, влечет увеличение аппарата юстиции и прогрессирующее разделение им своих рабочих функций. Так, например, из гражданского, уголовного и административного права выросло публичное право, трудовое право, социальное право со своими соответствующими органами и исполнительным аппаратом.
Важным фактором этого процесса является социальное и политическое влияние политических партий, профсоюзов, широких слоев трудящихся. Они, с одной стороны, вынуждают соответствующие органы власти к проведению необходимого государственно-правового регулирования различных сфер жизни, а с другой стороны, через парламент направляют в соответствующее русло “пропитывание” различных сфер общественной жизни правом, т.е. их юридизацию, ведущую к созданию правовых норм и институтов, потребных обществу.
С помощью права в Германии ставится задача контролировать и регулировать социальные противоречия общества, чтобы тем самым удержать его в рамках гражданского мира при помощи специфических юридических разработок (“право разума”). В этом смысле сегодня можно говорить об определенном обобществлении юстиции в Федеративной Республике Германия. Это находит свое выражение также в объеме, структуре и функциях аппарата юстиции. Процесс обобществления отражается, конечно, в своем реальном прохождении также и в аппарате юстиции, как элементе государственной надстройки, причем как в форме национализации (введение пяти юрисдикций и конституционного суда), особенно в новых землях, так и в форме приватизации. Так, например, как раз у базисных организаций монополий четко просматривается тенденция к внутреннему регулированию конфликтов, “в том числе при помощи “юстиции” на предприятиях и третейского разбирательства, тенденция к поддержанию социального партнерства исключительно юридическим способом, на основе права разума.
Также и процесс правотворчества определяется в известной степени в результате соединения в единый механизм власти политических и общественных организаций и власти государства в рамках политической системы общества. Все существенные законы являются предметом предварительного гласного обсуждения между ними. Тем самым, через посредство политических партий и общественных организаций индивид осуществляет свою самореализацию, самовыражение, самоутверждение.
Юстиция становится в настоящее время в определенной мере непосредственной носительницей идеологии. Путем своеобразного толкования таких понятий как “общее благо” и “верность долгу” суды 2-й инстанции земель и Федеральный конституционный суд формируют политико-идеологический консенсус господства гражданского общества. Функции юстиции результируются также из факта сохранения основ и воспроизведения условий существования гражданского общества в ФРГ в широком смысле слова. Здесь налицо широкое поле внедрения права в социальные отношения. Это охватывает также и правосудие в плане регулирования индивидуальных конфликтов. Юстиция играет заметную роль в регулировании национальных и интернациональных экономических отношений.
В сравнении с созданием в период I860-1875 годов в Германии административной подсудности и подсудности по трудовым делам в Веймарской республике (в 1927 году) в ФРГ сделан еще один, более значительный шаг вперед. Организационно создана самостоятельная от государственного управления финансовая, социальная и трудовая юрисдикция. С созданием закрепленной в Основном законе конституционной юрисдикции составные части юридической системы, как части механизма реализации принципов правового государства, получили непосредственно и политические функции.
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения