Правоохранительная система является составной частью механизма реализации основных принципов правового государства в ФРГ и направлена на защиту положений Основного закона.

Система правоохранительных органов ФРГ состоит из двух самостоятельных частей: аппарата юстиции и органов общественной безопасности и порядка (внутренняя безопасность).

Рассмотрим подробно обе эти части.

Аппарат юстиции является частью государственного аппарата ФРГ. В рамках системы государственных органов ему подобает соответствующая самостоятельность как части целого. Юстиция охватывает суды, прокуратуры, другие вспомогательные органы и тюрьмы. Особенно тесная связь существует у аппарата юстиции с так называемой “внутренней безопасностью” (полицией и секретными службами).

Деятельность юстиции Федеративной Республики Германии заключается в правосудии, применении и интерпретации правовых норм и законов германского общества. Задача юстиции заключается в претворении в жизнь плюралистических классовых, сословных, возрастных, профессиональных и других интересов граждан путем правосудия. Органами правосудия являются суды.

Германское право, составляющее одно из ведущих звеньев правовой системы (разновидности романо-германской правовой семьи), основывается и развивается, исходя из приоритета личности и частнособственнических интересов. Оно обязано своим историческим происхождением образованию частной собственности, классового общества и государства, а, тем самым, также отношениям товарного производства и обращения. Германское право – право собственников, это право, на которое отпечаток наложило господство частной собственности. Поэтому правосудие осуществляет не только разрешение и улаживание спорных вопросов и конфликтов в интересах этого общества, но и приспособление права к динамическому общественному развитию. Это приспособление является, главным образом, полем для правотворчества соответствующих органов представительной (законодательной) системы, парламентов, а также во все возрастающей мере – правительства и верхушки – администрации.

Для современного цивилизованного парламентарного государства Германии, которое идентифицирует себя как правовое государство, характерным является исполнение в широких рамках публичного управления исключительно в правовой форме. Общенародные интересы в рамках общественного договора осуществляются администрацией и юстицией, а также их санкционирующими органами в форме юридических норм, законов, различных нормативно-правовых актов, предписаний, которые взяты из исторического арсенала (рецепция римского права и права, созданного после 1871 г.) или созданы впервые. “Пропитывание” правом всех общественных отношений, их юридизация является при этом общей тенденцией гражданского общества в Германии. Этот принцип юридизации может быть в известной степени заимствован и в арсенал России, а также других стран СНГ.

Все возрастающее использование гражданским обществом своей способности к саморегулированию, самоуправлению, самовоспроизводству, к четкой деятельности механизма реализации, влечет увеличение аппарата юстиции и прогрессирующее разделение им своих рабочих функций. Так, например, из гражданского, уголовного и административного права выросло публичное право, трудовое право, социальное право со своими соответствующими органами и исполнительным аппаратом.

Важным фактором этого процесса является социальное и политическое влияние политических партий, профсоюзов, широких слоев трудящихся. Они, с одной стороны, вынуждают соответствующие органы власти к проведению необходимого государственно-правового регулирования различных сфер жизни, а с другой стороны, через парламент направляют в соответствующее русло “пропитывание” различных сфер общественной жизни правом, т.е. их юридизацию, ведущую к созданию правовых норм и институтов, потребных обществу.

С помощью права в Германии ставится задача контролировать и регулировать социальные противоречия общества, чтобы тем самым удержать его в рамках гражданского мира при помощи специфических юридических разработок (“право разума”). В этом смысле сегодня можно говорить об определенном обобществлении юстиции в Федеративной Республике Германия. Это находит свое выражение также в объеме, структуре и функциях аппарата юстиции. Процесс обобществления отражается, конечно, в своем реальном прохождении также и в аппарате юстиции, как элементе государственной надстройки, причем как в форме национализации (введение пяти юрисдикций и конституционного суда), особенно в новых землях, так и в форме приватизации. Так, например, как раз у базисных организаций монополий четко просматривается тенденция к внутреннему регулированию конфликтов, “в том числе при помощи “юстиции” на предприятиях и третейского разбирательства, тенденция к поддержанию социального партнерства исключительно юридическим способом, на основе права разума.

Также и процесс правотворчества определяется в известной степени в результате соединения в единый механизм власти политических и общественных организаций и власти государства в рамках политической системы общества. Все существенные законы являются предметом предварительного гласного обсуждения между ними. Тем самым, через посредство политических партий и общественных организаций индивид осуществляет свою самореализацию, самовыражение, самоутверждение.

Юстиция становится в настоящее время в определенной мере непосредственной носительницей идеологии. Путем своеобразного толкования таких понятий как “общее благо” и “верность долгу” суды 2-й инстанции земель и Федеральный конституционный суд формируют политико-идеологический консенсус господства гражданского общества. Функции юстиции результируются также из факта сохранения основ и воспроизведения условий существования гражданского общества в ФРГ в широком смысле слова. Здесь налицо широкое поле внедрения права в социальные отношения. Это охватывает также и правосудие в плане регулирования индивидуальных конфликтов. Юстиция играет заметную роль в регулировании национальных и интернациональных экономических отношений.

В сравнении с созданием в период I860-1875 годов в Германии административной подсудности и подсудности по трудовым делам в Веймарской республике (в 1927 году) в ФРГ сделан еще один, более значительный шаг вперед. Организационно создана самостоятельная от государственного управления финансовая, социальная и трудовая юрисдикция. С созданием закрепленной в Основном законе конституционной юрисдикции составные части юридической системы, как части механизма реализации принципов правового государства, получили непосредственно и политические функции.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *