В Федеративной Республике Германия судебная система организована предельно четко. При этом она имеет широкую разветвленность. Разделение юстиции на различные самостоятельные отрасли юрисдикции учитывает с деловой точки зрения ее подразделение на различные области материального права. Это, в принципе, весьма необходимая, но такая далекая цель для России и стран СНГ.
Организационная самостоятельность отраслевых судов проявляется в широком пространственном и организационном разграничении административного аппарата судов. При этом конституционное правосудие и пять главных отраслей юрисдикции специализированы. Общая юрисдикция – области гражданского и уголовного права, административная подсудность, суды по трудовым делам, суды по социальным вопросам и финансовые суды – по своей организации полностью самостоятельны и независимы по ведению судопроизводства.
Наряду с этим существует также дисциплинарная, военно-дисциплинарная и патентная юрисдикции. Внутри каждой отрасли судоустройства (кроме конституционного суда), наряду с разделением на сферы делового регулирования, имеется также иерархическая структура. Внутри государственного аппарата судебная система подразделяется на судоустройство федерации и земель. В общей трехступенчатой структуре отраслевых судов (кроме конституционного суда) первая и вторая инстанции образуются в землях, в то время как третья инстанция составляется из федеральных судов. До, пожалуй, незначительного исключения, суды первой инстанции являются первичными судами любой сферы судебных процессов. Судам второй инстанции, как апелляционным судам ставится задача фактического и правового пересмотра дел первой инстанции. Федеральным судам, как третьей инстанции и как ревизионным судам, отводится только ограниченная правовая перепроверка приговоров второй инстанции.
Конституционная юрисдикция не имеет разветвленной системы судоустройства. Имеются только земельные конституционные суды и Федеральный конституционный суд в Карлсруэ, но они независимы друг от друга.
Патентная, дисциплинарная и военно-дисциплинарная юрисдикции в большей или в меньшей мере примыкают к другим отраслям судоустройства. Федеральный патентный суд в организационном отношении является самостоятельным. В сфере дисциплинарной подсудности для должностных лиц (чиновников) федерации существует в качестве суда первой инстанции организационно самостоятельный федеральный дисциплинарный суд во Франкфурте-на-Майне (см. Прилож.).
Военно-служебные суды по дисциплинарным делам и жалобам военнослужащих бундесвера в качестве судов первой инстанции являются самостоятельными, в качестве второй инстанции – не самостоятельны, особенно военные сенаты при федеральном административном суде[1].
Что касается учреждения военно-уголовных судов, то до сих пор федерация под мощным воздействием демократических сил страны не использовала свою компетенцию. Правда, согласно публикациям германской печати, для этих судов все уже подготовлено: и техника, и средства передвижения, и судейские мантии. Члены таких судов даже неоднократно привлекались на военные сборы и учения[2]. И хотя бундестаг не принял соответствующего закона об образовании военных трибуналов, 318 судей и прокуроров, а также 502 прочих юридических чиновника полностью готовы к работе[3]. В связи с этим печать ФРГ отмечала, что уже существует “черная военная юрисдикция”[4] (без правового основания).
Этот неполный перечень примеров призван, прежде всего, показать широкую разветвленность судоустройства в ФРГ, которое, к тому же, дополняется тем, что внутри большинства отраслей судоустройства имеются еще свои суды, а внутри судов – особые, предусмотренные законом, подразделения, палаты и сенаты.
Внутри судов, как общей организации, существует широкое подразделение различных структурных единиц правосудия, так называемые решающие органы. В области общей подсудности на уровне первой инстанции существует также система судов, состоящая из одного судьи (по маловажным делам), чтобы справиться с лавиной дел[5]. Этот принцип уже используется в ходе судебной реформы в России, как оправдавший себя в мировой практике, да и собственный дореволюционный опыт имеется.
Что касается верховных федеральных судов, то их состав значительно обширнее.
Таким образом, система юстиции в ФРГ характеризуется широкой организационной разветвленностью на различные сферы, множеством специальных юридических институтов, а равно и множеством исключительных регулирований. И хотя неоднократно делались попытки сделать аппарат юстиции более компактным и единым, до сих пор не была претворена в жизнь идея, первоначально заложенная в Основной закон, о создании единого Верховного федерального суда. Точно также не было создано единое министерство правосудия, о чем с 60-х годов шли жаркие дебаты на всех уровнях. Опасность противоречивого законотолкования и противоречивого решения одних и тех же принципиальных вопросов, связанная с разветвленностью судебной системы была предотвращена (гармонизация правосудия), с одной стороны, в результате создания механизма действия различных координационных инстанций как, например, “общий сенат Верховных судов”, в котором представлены все федеральные суды, с другой стороны, при помощи действия механизма неинституционных, неформальных кооперационных форм между областями юстиции, как, например, постоянно действующие совместные совещания руководства юстиции, которые призваны служить управлению правосудием.
Параллельно к проводимому в рамках территориальной реформы в связи с объединением Германии устранению мелких административных единиц осуществляется и реформа судоустройства, прежде всего в системе общих судов и судов по трудовым делам. Реформа охватывает своим воздействием сокращение числа мелких судов первой инстанции и одновременное увеличение числа судов, выносящих приговоры, т.е. рассматривающих и решающих дела указанного профиля по существу, но более крупных по структуре.
Всего в ФРГ имеется 1097 самостоятельных судов (до объединения Германии их было немногим более 900[6] (в дальнейшем вторая цифра после указания количества судов будет означать их число до объединения Германии).
Общая юрисдикция представлена 693 (582) судами первой инстанции (участковыми). Земельных судов общей юрисдикции 1-й инстанции насчитывается 116 (93) с 1517 палатами по гражданским делам и с 1470 палатами – по уголовным делам. Земельных судов 2-й инстанции имеется 25 (20) с 507 палатами по гражданским и с 86 палатами по уголовным делам. Далее, имеются 123 (105) судов по трудовым делам 1-й инстанции, а также 213 палат при земельных судах 1-й инстанции. Административных судов 1-й инстанции насчитывается 52 (41), а также 187 сенатов при земельных судах 2-й инстанции, в том числе 4 специализированных сената. Суды по социальным вопросам представлены 69 (60) судами 1-й инстанции и 156 сенатами при земельных судах 1-й инстанции. Финансовые суды имеются в количестве 19 (13) как суды 1-й инстанции, в них 165 сенатов. Такова структура судебной системы в 16 землях ФРГ.
Федеральный верховный суд в Карлсруэ имеет в своем составе 27 сенатов, в том числе – 6 сенатов по уголовным делам и 12 сенатов по гражданским делам.
Помимо Федерального верховного суда (259/120 судей), Федерация учредила также (ст. 95, абз. 1 Основного закона) верховные суды: Федеральный административный суд (66/65 судей). Федеральный финансовый суд (78/60 судей). Федеральный суд по трудовым спорам (34/28 судей) и Федеральный суд по социальным вопросам (45/40 судей). Всего судей федерального уровня в ФРГ – 510. в том числе 15 судей Федерального конституционного суда и 13 судей Федерального дисциплинарного суда.
Суды по трудовым спорам рассматривают споры, возникшие на базе трудового права, суды по социальным вопросам – споры по вопросам социального страхования и обеспечения, финансовые суды – споры по вопросам обложения и взимания налогов, в отношении других публично-правовых споров с публичной администрацией компетентными являются административные суды. По делам нарушения профессионального долга в отношении определенной группы профессий имеются свои особые суды чести в качестве дисциплинарных судов. Они рассматривают дисциплинарные проступки адвокатов, врачей, архитекторов и т.д. В отношении профессионального чиновничества на государственной службе имеются свои особые дисциплинарные суды.
По официальным данным ФРГ[7] в различных судах Германии на 1 января 2001 г. насчитывалось свыше 22 тысяч судей, в том числе: в судах общей юрисдикции – 15547 судей; в судах по трудовым спорам – 1163 судьи; в административных судах – 2375 судей; в финансовых судах – 603 судьи; в судах по социальным вопросам – 1220 судей; в служебно-дисциплинарных судах – около 1200 судей. Причем учтены все работающие судьи, независимо от того, избраны ли они пожизненно, работают по контракту или договорам или же проходят стажировку (испытание).
Таким образом, рост числа судей ФРГ с периода до объединения Германии (около 17 тыс.) до более чем 22 тыс. судей после объединения (соответственно с увеличением численности населения страны с 61 до 82 млн человек) свидетельствует еще раз о том, что судьям в Германии своеобразным образом вверено государство (для сравнения): в СССР на 290 млн населения – около 15 тыс. судей, в Российской Федерации на 145 млн населения – 16753 судьи). Существует афоризм древних греков: цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир…
В среднем, в ФРГ на 100 тыс. жителей приходится 26 судей, которые надзирают за единообразием применения норм права в сложной внутригосударственной жизни в Германии. В ФРГ имеют лицензии свыше 90 тыс. адвокатов[8].
Деятельность судов и судей наглядно представлена в ниже следующих таблицах.
Таблица 1
Судопроизводство в судах по трудовым спорам. Суды первой инстанции
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие жалоб на начало года | 243142 | 262599 | 248954 |
Новые поступления жалоб | 675637 | 659185 | 584686 |
в том числе: | |||
– от лиц, работающих по найму, профсоюзов и производственных советов | 653626 | 637486 | 564178 |
– от работодателей | 21674 | 21373 | 20151 |
Разрешенные судом жалобы | 656207 | 672804 | 625462 |
– виды жалоб по предмету спора: | |||
по поводу оплаты труда | 226443 | 249485 | 236042 |
по поводу отпуска, компенсации за отпуск | 17209 | 19331 | 19397 |
в связи с увольнением | 313586 | 310295 | 285474 |
возмещение ущерба | 5601 | 4951 | 5283 |
Имеются также жалобы иных видов (на оплату времени в связи с вызовом в суд в качестве свидетеля, по тарификации и др.) | |||
Сроки рассмотрения жалоб: | |||
– в течение 12 месяцев | 78% | 75% | 75% |
– в течение 24 месяцев | 95% | 95% | 94% |
Наличие жалоб на конец года | 262572 | 248980 | 208178 |
Таблица 2
Судопроизводство в земельных судах по трудовым спорам
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие апелляций на начало года | 15082 | 15865 | 17236 |
Новые поступления | 25917 | 28477 | 28064 |
Апелляции, разрешенные судом | 25133 | 27062 | 29109 |
По срокам разрешения: | |||
– в течение 6 месяцев | 60% | 62% | 59% |
– в течение 12 месяцев | 86% | 88% | 87% |
Наличие апелляций на конец года | 15866 | 17280 | 16191 |
Таблица 3
Судопроизводство в федеральном суде по трудовым спорам
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие апелляций на начало года | 1256 | 1154 | 1153 |
Новые поступления | 2116 | 2085 | 2294 |
Дела, разрешенные судом | 2221 | 2086 | 2284 |
По срокам разрешения: | |||
– до 12 месяцев | 44% | 36% | 45% |
– до 24 месяцев | 87% | 95% | 100% |
Остаток дел на конец года | 1151 | 1153 | 1163 |
Таблица 4
Судопроизводство в административных судах 1-й инстанции
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Количество дел на начало года | 328390 | 334276 | 355411 |
Новые поступления | 228550 | 215733 | 201543 |
Дела, разрешенные судом: | 222664 | 214598 | 218272 |
– по предмету дела: жалобы | 220965 | 213003 | 216968 |
прочие | 1699 | 1595 | 1304 |
– по срокам разрешения: до 6 месяцев | 31% | 31% | 31% |
до 12 месяцев | 49% | 50% | 50% |
Остаток дел на конец года | 334276 | 335411 | 318682 |
Таблица 5
Судопроизводство в высших административных судах земель ФРГ в качестве 1-й инстанции
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие дел на начало года | 2126 | 2142 | 2021 |
Новые поступления | 1385 | 1293 | 1641 |
Дела, разрешенные судом: | 1369 | 1412 | 1371 |
– по типу дел: жалобы | 717 | 678 | 636 |
прочие | 652 | 734 | 735 |
Таблица 6
Кассационное производство в высших административных судах земель ФРГ
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Количество дел на начало года | 29476 | 30413 | 25328 |
Новые поступления | 38521 | 33081 | 33564 |
Дела, разрешенные судом: | 37584 | 38502 | 35682 |
– по срокам разрешения: до 12 месяцев | 16% | 16% | 18% |
до 24 месяцев | 46% | 42% | 41% |
Остаток дел на конец года | 30413 | 24992 | 23210 |
Таблица 7
Судопроизводство в федеральном административном суде (кассационное судопроизводство)
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие дел на начало года | 1273 | 1092 | 942 |
Новые поступления | 3800 | 4112 | 3672 |
Разрешенные судом | 3981 | 4262 | 3747 |
в том числе в качестве суда 1-й инстанции или | |||
по вновь открывшимся обстоятельствам | 135 | 138 | 134 |
По срокам разрешения: | |||
до 12 месяцев | 99% | 100% | 99% |
до 24 месяцев | 100% | 100% | 100% |
Остаток дел на конец года | 1092 | 942 | 867 |
Таблица 8
Судопроизводство в финансовых судах
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие жалоб на начало года | 76039 | 75748 | 88940 |
Новые поступления | 56780 | 72508 | 73583 |
Разрешенные судом | 57071 | 59316 | 69458 |
в том числе отказ | 25258 | 27684 | 33956 |
По срокам разрешения: | |||
до 6 месяцев | 33% | 38% | 38% |
до 12 месяцев | 55% | 60% | 61% |
Остаток дел на конец года | 75748 | 88940 | 93065 |
Таблица 9
Судопроизводство в федеральном финансовом суде
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие дел на начало года | 3465 | 3310 | 2939 |
Новые поступления | 3455 | 3475 | 3467 |
Разрешенные судом | 3610 | 3846 | 3520 |
в том числе правомерные ходатайства | 619 | 659 | 712 |
По срокам разрешения кассаций: | |||
до 12 месяцев | 37% | 35% | 37% |
до 24 месяцев | 67% | 66% | 68% |
Остаток дел на конец года | 3310 | 2939 | 2886 |
Таблица 10
Судопроизводство в судах по социальным вопросам 1-й инстанции
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие дел на начало года | 239103 | 259627 | 293571 |
Новые поступления | 237558 | 260703 | 257760 |
Разрешенные судом жалобы | 217081 | 226433 | 241961 |
По срокам разрешения: | |||
до 6 месяцев | 24% | 24% | 23% |
до 12 месяцев | 56% | 55% | 53% |
Количество жалоб на конец года | 259580 | 293897 | 309370 |
Таблица 11
Судопроизводство в земельных судах по социальным вопросам
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие апелляций на начало года | 22490 | 23755 | 25543 |
Новые поступления | 21821 | 22961 | 24114 |
Апелляции, разрешенные судом | 20550 | 21176 | 22237 |
По срокам разрешения: | |||
до 6 месяцев | 25% | 27% | 26% |
до 12 месяцев | 57% | 55% | 55% |
Наличие апелляций на конец года | 23761 | 25540 | 27420 |
Таблица 12
Судопроизводство в федеральном суде по социальным вопросам
Вид и характер решения | 1996 | 1997 | 1998 |
Наличие кассаций на начало года | 1276 | 1148 | 1035 |
Новые поступления | 2454 | 2345 | 3451 |
Дела, разрешенные судом | 2582 | 2458 | 3588 |
По срокам разрешения: | |||
до 12 месяцев | 57% | 62% | 59% |
до 24 месяцев | 93% | 92% | 94% |
Наличие дел на конец года | 1148 | 1035 | 938 |
Несколько слов о судейском сословии в ФРГ. Судейское сословие в ФРГ состоит из профессиональных судей и народных заседателей, причем профессиональным судьям принадлежат решающие функции. Согласно закрепленному в конституции принципу независимости судей, профессиональным пожизненным судьям в государственном аппарате отводится особый статус. В отношении своей служебной деятельности (при судопроизводстве) они не подвержены никаким сказаниям и связанности, кроме связанности законом. Они – не сменяемы, не переводимы и подлежат особой дисциплинарной ответственности. В этом заключается механизм известной защиты судей от воздействия государственной бюрократии. Здесь не может иметь место никакое телефонное право. Вместе с тем. в связи с уже упоминавшейся социализацией” судей в ряде случаев принцип их “независимости” ставится порой под сомнение.
Профессиональные судьи в ФРГ представляют собой особый, верный государству и долгу, лояльный системе слой очень высоко оплачиваемых государственных служащих. Профессиональные судьи с их широкими полномочиями и довольно высоким уровнем независимости, больше чем в других отраслях государственного аппарата, следят за подготовкой достойного для их смены поколения, поколения, преданного служению закону и действующего поэтому только на основе закона.
Отбор будущих служителей Фемиды, законников происходит в школах, университетах, и в ходе юридической подготовки. По своему социальному происхождению судьи представлены преимущественно из средних и высших слоев” общества. Решающим средством для сохранения соответствующего уровня судейского сословия является отбор среди кандидатов. Назначение судей находится исключительно в руках юридической бюрократии. В некоторых землях и при назначении федеральных судей отбор кандидатов происходит в результате взаимодействия министерств и комиссий по выборам судей.
Посредством системы назначения кандидаты в судьи с экстремистскими взглядами более строго, чем в других отраслях государственной службы, путем открытых или завуалированных запретов на профессию удерживаются вдали от судейских должностей. Кроме того, государство имеет действенные возможности по фильтрации и дисциплинированию так же и внутри самого сословия профессиональных судей, несмотря на признанный принцип их “независимости”. В этом плане следует назвать трехлетний срок стажировки, которую должен пройти каждый судья. В ходе этой стажировки, подвергаясь жесткому контролю, он в любое время может быть уволен. Цель фильтрации – не попустить проникновения в среду судей экстремистов различного толка. Сюда же следует отнести систему производства по службе, механизм служебного надзора, а равно механизмы контроля за вынесенными приговорами и компетенцию по продвижению по службе председателя суда, которому фактически принадлежит определяющее влияние в процессе судопроизводства в его решающем органе.
Больше чем 3/4 всех профессиональных судей состоят в соответствующих земельных объединениях, в известной степени консервативной, сословной организации “Германский союз судей”[9]. В противовес к этому число судей и прокуроров, входящих в профсоюз государственных служащих, – незначительно
Для судейского сословия значительный прирост его состава был характерен особенно в период между 1960 и 1981 годом, т.е. почти наполовину. Для сравнения можно привести следующие цифры: 1901 г. – 8072 судьи; 1925 г. – 6680 судей; 1960-1961 гг. – 11609; 1981 г. – 16657 г.; 1991 г. – около 18 тыс. судей; на 1 января 2001 г. – свыше 22 тыс. судей[10]. Эти цифры свидетельствуют о том, что жизнь общества в Германии специфическим образом вверена судам.
За 20-летие с 1960 по 1981 год отмечен и значительный рост численности прокурорских работников. За этот же период число адвокатов удвоилось и в два раза превышает число судей. За последующие 20 лет (особенно в связи с объединением Германии) эти цифры значительно увеличились. Так число прокурорских работников менялось в следующем темпе: 1993 г. – 4920; 1995 г. – 5375; 1997 г. – 5211; 1999 г. – 4998 прокуроров (одна треть – женщины).
Соответственно росло и число адвокатов: 1993 г. – 58504; 1995 г. – 65576; 1997 г. – 76024; 1999 г. – 88861 адвокатов[11].
По сравнению с другими цивилизованными странами Запада число профессиональных судей в ФРГ весьма высоко. Это объясняется тем, что, во-первых, Федеративной Республике Германии до последнего времени не был близко знаком институт мирового третейского судьи, работающего по совместительству или на постоянной основе, во-вторых, суды по гражданским делам перегружены решением задач из области общей администрации.
В ФРГ имеется около 45 тыс. судей на общественных началах, т.е. заседателей, которые задействованы в большинстве отраслей различной юрисдикции.
Однако “погоду” в судопроизводстве все-таки делают профессиональные судьи. Безусловно, что влияние заседателей в судах нижних инстанций значительно больше, чем в вышестоящих: в общих судах первой инстанции они представлены (по делам о судоходстве, делам молодежи, сельскому хозяйству) в равном, а иногда и большем числе, чем профессиональные судьи; в земельных судах второй инстанции и федеральных судах – естественно, большинство голосов за профессионалами. В некоторых федеральных судах (Федеральном Верховном суде – сенаты по уголовным и гражданским делам, Федеральном финансовом суде и некоторых других) заседателей нет совсем. Это и понятно. Там место – только высококвалифицированным профессионалам.
Характерно, что заседатели не избираются непосредственно народом. Их “рекрутирование” происходит в два этапа. На первом этапе коммунальные органы власти или авторитетные общепризнанные объединения составляют списки с предложением возможных заседателей. Затем из этих списков учреждения юстиции назначают “судей на общественных началах”. В суды по трудовым делам заседатели представляются на паритетной основе: равное количество от лиц, работающих по найму и от предпринимателей.
Влияние граждан на выборы заседателей вследствие многочисленных институциональных механизмов контроля фактически крайне незначительно. В области уголовной юрисдикции выбор заседателей в суды на практике происходит преимущественно из круга уважаемых людей (местной знати), которые удостоены доверия коммунальных политиков, а равным образом сами являются членами правящих партий. Фактически участие заседателей в судах в ФРГ, несмотря на их первоначальный эмансипаторский характер, нередко сводится исключительно к функциям узаконения решения профессионального судьи (судей). В результате создания видимости народного участия в судопроизводстве на юстицию наводится, образно говоря, определенный демократический лоск.
Прокуратура занимает особое место в аппарате юстиции. Она возникла в Германии в первой половине XIX века.
Прокуратуры выполняют свои задачи преимущественно в рамках уголовной юрисдикции с. целью поддержания государственного обвинения. С этой целью они обязаны принимать заявления граждан о противоправных действиях, проводить расследования, возбуждать обвинения в уголовных процессах и участвовать в них, обжаловать при необходимости приговоры, приводить в исполнение и частично осуществлять надзор за исполнением наказаний.
Иногда прокуроры привлекаются и по гражданским делам, к примеру, с целью установления происхождения лица. В других судах, в частности, в административных, только выслушивается их мнение. Они не играют там решающей роли.
Во время моих научных командировок в ФРГ мне приходилось беседовать с различными категориями юристов: заведующими кафедрами, судьями различной юрисдикции и различных инстанций, работниками министерства юстиции. Многие из них считают, что прокуратуры в условиях разветвленной системы отраслей юрисдикции просто излишни.
Прокуратуры, которые, как правило, находятся в месте расположения соответствующего общего суда, являются самостоятельными учреждениями[12]. Преимущественно прокурорская деятельность – это сфера земель. Организация учреждений прокуратуры – строго иерархическая. Прокуроры строго связаны указаниями своих соответствующих начальников: прокуроров земель (при судах второй инстанции); генеральных прокуроров земель; генерального прокурора федерации.
Прокуратуры в федерации и землях подчиняются министерствам юстиции, которым предоставлены обширные полномочия по надзору.
Прокуратура в качестве связующего звена между аппаратом непосредственного государственного насилия (полицией) и юстицией представляет собой часть аппарата юстиции, которая самым непосредственным образом участвует в осуществлении прямого государственного принуждения. Поэтому прокуратуры так тесно и связаны с центрами исполнительной власти, принимающими решения.
Долг должностных лиц повиноваться имеет силу у прокурорских работников, как в отношении общих указаний, так и в отношении каждого конкретного указания начальника по службе. Эта централизованная иерархия учреждений представляет собой четко действующий механизм государственного уголовного преследования.
Прокуратуры не имеют собственных исполнительных органов. Они используют, прежде всего, для расследования и розыска полицию общественной безопасности и уголовную полицию. Между полицией и прокуратурой существуют самые тесные связи. Большая часть полицейского аппарата функционально подчинена указаниям прокуратуры. Личный состав прокуратур насчитывает около 5 тысяч человек[13].
Во главе администрации юстиции стоят министерства юстиции федеральных земель Германии. Министерство юстиции ФРГ и соответствующие министерства земель, разрабатывая законопроекты и проекты правовых предписаний для правительств, тем самым, решающим образом участвуют в правовой политической деятельности, создании правовых средств (юридизация), т.е. в действии механизма реализации принципов правового государства. Федеральное министерство юстиции выполняет при этом задачу координации аппарата юстиции земель. При помощи использования механизма функционирования в форме конференции министров юстиции федерации и земель Правительство ФРГ добивается единства и унификации земельного законодательства с федеральным, т.е. единообразия: в правотворчестве и правоприменении. Бесперебойная координация действий аппарата юстиции с органами политического управления и государственными институтами гарантируется посредством переплетения разнообразных личных контактов, участия работников министерств юстиции в работе комиссий бундестага и бундесрата, прочих комиссий и комитетов, а также путем интенсивных неформальных контактов, т.е. прямых контактов между депутатами бундестага и судьями высших судебных инстанций страны. Имеют место непосредственные контакты между юстицией и экономическими группами по интересам, т.е. объединениями финансово-промышленной олигархии.
Значительная роль в области аппарата администрации юстиции отводится тюрьмам. Точно так же, как полиция и прокуратуры, они относятся к прямым носителям потенциала государственного принуждения. Исправительные учреждения, связанные с лишением свободы, являются важным звеном механизма реализации юридических санкций, особой, монополизированной публичной власти в отношении общества, механизма обеспечения и поддержания правопорядка. Так, в ФРГ имеется 218 (169) тюрем, в которых находится 59,5 заключенных[14].
Чтобы представить себе более наглядно общую картину с преступностью и эффективность борьбы с нею, приведем некоторые данные для сравнения. Так, в ФРГ в 1990 г. было предано суду 878305 человек, из них осуждено 692363 человека, в том числе к лишению свободы или аресту 102746, к денежному штрафу 512343 человека, 185942 человека оправдано. Всего было зарегистрировано 4455333 преступления, в том числе убийств 2378 (раскрыто 2257, 95%), хищений 2692246 (раскрыто 812442, 30%). Общая раскрываемость преступлений составила 2093130 деликтов, т.е. 47%[15]. Например, в Гамбурге из более чем 270 тысяч преступлений полиция раскрывает не более 92 тысяч. В то же время она фиксирует 852 тысячи неправильно припаркованных машин и получает за это 19,6 млн. марок.
Полицейская криминальная статистика свидетельствует о том, что число зарегистрированных преступлений (сюда не включены транспортные преступления, нарушения таможенных правил, преступления против законодательства о налогах) возросло: 1,9 млн преступлений – в 1966 году, 3,1 млн – в 1976 году, 4,3 млн – в 1983 году, 4,45 млн преступлений в 1990 году[16]. Тем самым, за 25 лет преступность в ФРГ возросла почти в 3 раза, в том числе на каждые 100 тысяч жителей – в 2,5 раза (7629 преступлений). В то же время раскрываемость снизилась почти на 10%.
Согласно полицейской статистике, каждые 7 секунд в ФРГ происходит преступление, за 1,5 часа – 840 деликтов и за сутки – 12176 преступлений[17]. За один день – 7 убийств, 14 изнасилований, 77 разбойных нападений. Каждые 40 секунд крадется автомобиль, каждые три минуты обкрадывается квартира. Повсеместно отмечается тенденция к росту преступлений. Как ни странно, статистики связывают ее с ростом благосостояния граждан.
Однако с объединением Германии (за 10 последних лет) эта статистика претерпела существенные метаморфозы. Так, в 1996 г. было совершено (зарегистрировано) 6647598 преступлений, раскрыто – 3255042 (49%); в 1997 г. – 6586165 преступлений, раскрыто 3335016 (50,6%); в 1998 г. – 6456996 преступлений, раскрыто – 3376524 (52,3%). В частности, в 1998 г. было совершено 2877 убийств, раскрыто – 2745 (95,4%); совершено тяжких телесных повреждений – 110277, раскрыто – 92206 (83,6%); совершено преступлений на сексуальной почве – 53720, раскрыто – 38774 (72,2%), в том числе в отношении детей – 16596 преступлений, раскрыто – 11703 (70,5%); изнасилование – 7914, раскрыто 6157 (77,8%); различные хищения имущества и ценностей – 3323989, раскрыто – 1072561 (32.3%); совершено разбойных нападений – 64405, раскрыто – 32136 (49,9%); совершено экологических преступлений – 41381. раскрыто – 23468 (56.7%); совершено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – 216682, раскрыто – 207531 (95.8%).
Как видим, по некоторым видам преступлений рост составляет 150-200%[18].
В состав юридических вспомогательных органов входят специально подготовленные судебные чиновники (исполнение некоторых обязанностей судьи или прокурора по опекунским, наследственным, кадастровым делам, по исполнению судебных решений и приговоров, по исчислению судебных издержек и т.п.), судебные исполнители (приставы) – свыше 4 тыс. человек, чиновники по документам и, с гражданской точки зрения, также адвокаты (около 90 тыс. человек), а также нотариусы.
Однако, несмотря на тесную связь с аппаратом юстиции, обе последние профессиональные группы не относятся к аппарату юстиции, так как не осуществляют государственную власть.
В связи с определенным пересмотром некоторых либеральных, буржуазно-правогосударственных положений процессуального закона, особенно в уголовном процессе, за последние годы усилилась тенденция со стороны государства по повышению функционализации защитника по уголовным делам в плане верности системе и ее поддержки. Прежде всего, в результате действия механизма дисциплинированна путем регулирования допуска к делам и в рамках юрисдикции по делам о профессиональной чести порой имеют место попытки побудить адвокатов к их соответствующему поведению на процессах, т.е. дисциплинировать, держать в “рамках”.
Аппарат юстиции составляет значительную часть государственного аппарата. За период с 1950 года по 80-е годы он удвоился. В начале 80-х годов персонал аппарата юстиции насчитывал свыше 138 тыс. человек. В области правовой защиты земель на это же время насчитывалось свыше 116 тыс. сотрудников, из них 86 тысяч в общих судах и прокуратурах и 22 тыс. в юридических исправительных заведениях (тюрьмах). Число должностных лиц (чиновников) и судей составляло 83 тыс. человек, служащих – 32 тыс. и рабочих – 2 тыс.[19]. С объединением Германии это число возросло примерно в 1,5 раза.
Как видим, прослойка чиновников, воспитанных в духе уважения закона, в духе его неуклонного исполнения, по сравнению с другими сферами государственного аппарата – намного выше средних показателей.
Данный факт свидетельствует, о том, что “чувствительность к безопасности” личности в плане “человеческого измерения” в сей области принимается в особый расчет. Это, безусловно, необходимо принимать в расчет в ходе судебной реформы в России и других странах-членах СНГ.
Тем самым юстиции в Германии отводится особая, более значительная роль в области обеспечения права, чем в других странах.
Государственный аппарат ФРГ – наиболее юридически емкий. Это – специфически германское выражение парламентарного представительного государства, выросшего на базе государственно-бюрократических традиций, как правовое государство. Одновременно имеет место и проявление особой тенденции, общей для современных цивилизованных государств, тенденции “пропитывания” правом социальных отношений в обществе, юридизации их, а также совершенствование механизма реализации норм права и защиты прав и свобод человека и гражданина.
-
Bühl Achim. Der Staat der Bundesrepublik. Staat und Staatsapparat der Bundesrepublik Deutschland in den achtziger Jahren. Frankfurt am Main, 1984. S. 95. Grundgesetz fiir die Bundesrepublik Deutschland. Bonn. Clausen und Bosse, Leek. 1990. Die Rechtsprechung. S. 58 ff. ↑
-
Volkswacht. Die Zeitung des Bezirkes Gera der DDR. von 12.2.1988; Spiegel. 1987. H. 49. S. 61 ff. ↑
-
Bühl Achim. Der Staat der Bundesrepublik… a.a.o., S. 96. ↑
-
Frankfurter Rundschau, v. 20.4.1983. ↑
-
Wie funktioniert Das? Der modeme Staat. Mannheim (Wien) Zurich, Mayers Lexikonverlag, 1988. S. 207. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 2000 für die Bundesrepublik Deutschland. A. 345 f; Frankfurter Allgemeine Zeitung vom 9.2.1991; Welt, vom 9.2.1991. S. 4. ↑
-
Ebenda, S. 345; Statistisches Jahrbuch 1993 für die Bundesrepublik Deutschland, S. 395, 556. ↑
-
Там же. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 2000… S. 345. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 2000 fiir die Bundesrepublik Deutschland. S. 345 f.; Spiegel, 1988. H. 4. S. 148; Biihl A.. Der Staat der Bundesrepublik… a.a.o., S. 99 ff; Statistisches Jahrbuch 1993… S. 395, 556. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 2000… S. 345. ↑
-
Gerichtsverfassungsgesetz, § 14 ff. BGBL. 1. S. 1077.Ebenda; Bühl A.. Der Staat der Bundesrepublik… a.a.o., S. 96 ff; Statistisches Jahrbuch 1993… a.a.o., S. 395. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 2000 … a.a.o., S. 345. ↑
-
Ebenda; Spiegel, 1998, H. 19, S. 93; Bühl A.. Der Staat der Bundesrepublik… a.a.o., S. 103. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 1993 … a.a.o., S. 556. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 1993 … a.a.o., S. 556; Die Zeit. v. 20.5.1988; Stem. 1988 H. 37. S. 12; Volkswacht. Die Zeitung des Bezirkes Gera der DDR. vom 12.2.1988; derselb., vom 28.12.1984. ↑
-
Ebenda. ↑
-
Statistisches Jahrbuch 2000 … a.a.o., S. 352 ff. ↑
-
Bühl A.. Der Staat der Bundesrepublik… a.a.o., S. 104-107. ↑
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения