Современное развитие и совершенствование демократических конституций обусловливает тот факт, что, наряду с прежней триадой – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, возникли новые общественные реалии и новые институты конституционного права. В частности, подчеркивая особую роль правительства, западные исследователи, все чаще вместо исполнительной говорят о правительственной власти. Основные законы ряда стран Латинской Америки говорят об особой избирательной власти, которая реализуется корпусом избирателей в ходе выборов различных органов. Есть в основных законах и упоминание об учредительной власти, которая находит свое выражение, прежде всего в принятии тем или иным способом конституции страны, закрепляющей основы существующего строя. В отдельных конституциях употребляется термин “контрольная власть”[1].
Контрольная власть многогранна, в разных странах представлена различными институтами, в том числе и такими институтами как Конституционный суд, счетная палата, уполномоченный по правам человека и т.д. Она имеет отчетливо выраженный государствоведческий, юридический характер.
Новая тенденция разделения властей в современных условиях свидетельствует о том, что идет “отпочкование”, вычленение новой ветви власти – контрольной. Это предметно видно при рассмотрении такого правового института ФРГ, как Федерального конституционного суда.
Федеральный конституционный суд (в дальнейшем – ФКС) является одним из важнейших инструментов механизма реализации основных принципов правового государства. ФКС – это высшее институционное воплощение всеохватывающего влияния юстиции на политическую жизнь ФРГ. Это – один из гарантов республиканского строя, федеративной системы, конституционной законности и прав граждан.
В соответствии с законом ФРГ о Конституционном суде 1951 года, последний рассматривается как орган “самостоятельный и независимый от всех других конституционных органов”[2], более того, как равный другим федеральным органам: бундестагу, бундесрату, президенту и федеральному правительству. Эта оценка опирается непосредственно на §1 Закона о Федеральном конституционном суде.
Уже в этом определении места ФКС четко просматривается процесс вычленения особой контрольной власти.
Вместе с тем, как считают некоторые немецкие государствоведы, Федеральный конституционный суд мощнее, чем все другие федеральные государственные органы, вместе взятые[3]. В процессе рассмотрения данного утверждения в следующих параграфах будет аргументировано, что оно в немалой степени имеет под собой реальное выражение.
Постановления ФКС – это продолжение государственной политики юридическими средствами. Федеральный конституционный суд, как контрольная инстанция, в том числе и в отношении правительства и парламента, всегда имеет за собой последнее решающее слово. Так ст. 126 Основного закона ФРГ определяет: “В случае расхождения мнений о том, продолжает ли существующее право действовать в качестве федерального, решение принимает Федеральный конституционный суд”.
Создавая этот правовой институт в рамках Основного закона ФРГ впервые в истории Германии, Парламентский Совет сознательно стремился придать ему роль “стража Конституции”. Безусловно, что под этим представители разных партий имели совершенно разные понятия: одни имели в виду “правового стража”, другие – “политического”.
Организация и деятельность ФКС регулируется в разделе Конституции, озаглавленном “Правосудие”, хотя с собственно правосудием (рассмотрение конкретных уголовных, гражданских и иных дел) деятельность Конституционного суда имеет мало общего, разве что форму судебной процедуры.
С точки зрения предмета контроля, ФКС является органом надзора за конституцией. По методам деятельности он осуществляет свои полномочия путем судебного процесса. По составу и процедуре принятия решений ФКС является коллегиальным органом.
-
Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. №4. С. 10 и далее. ↑
-
Gesetz über das Bundesverfassungsgericht, in: Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland mit Vertrag über die Beziehungen zu der Drei Machten, Bundesverfassungsgerichtsgesetz. München. G.H. Beck’sche Verlagshuchhandlung. 1974. S. 116 ff; BGBL. 1975. 1. S. 105 BGBL. 1974. 1. S. 469; Основной закон Федеративной Республики Германия. Издан Ведомством печати и информации Федерального правительства. На русском языке. Лек: Клауссен и Боссе, 1998. ↑
-
Spiegel. 1987. Н. 34, S. 30 ff. ↑
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения