Современное развитие и совершенствование демократических конституций обусловливает тот факт, что, наряду с прежней триадой – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, возникли новые общественные реалии и новые институты конституционного права. В частности, подчеркивая особую роль правительства, западные исследователи, все чаще вместо исполнительной говорят о правительственной власти. Основные законы ряда стран Латинской Америки говорят об особой избирательной власти, которая реализуется корпусом избирателей в ходе выборов различных органов. Есть в основных законах и упоминание об учредительной власти, которая находит свое выражение, прежде всего в принятии тем или иным способом конституции страны, закрепляющей основы существующего строя. В отдельных конституциях употребляется термин “контрольная власть”[1].

Контрольная власть многогранна, в разных странах представлена различными институтами, в том числе и такими институтами как Конституционный суд, счетная палата, уполномоченный по правам человека и т.д. Она имеет отчетливо выраженный государствоведческий, юридический характер.

Новая тенденция разделения властей в современных условиях свидетельствует о том, что идет “отпочкование”, вычленение новой ветви власти – контрольной. Это предметно видно при рассмотрении такого правового института ФРГ, как Федерального конституционного суда.

Федеральный конституционный суд (в дальнейшем – ФКС) является одним из важнейших инструментов механизма реализации основных принципов правового государства. ФКС – это высшее институционное воплощение всеохватывающего влияния юстиции на политическую жизнь ФРГ. Это – один из гарантов республиканского строя, федеративной системы, конституционной законности и прав граждан.

В соответствии с законом ФРГ о Конституционном суде 1951 года, последний рассматривается как орган “самостоятельный и независимый от всех других конституционных органов”[2], более того, как равный другим федеральным органам: бундестагу, бундесрату, президенту и федеральному правительству. Эта оценка опирается непосредственно на §1 Закона о Федеральном конституционном суде.

Уже в этом определении места ФКС четко просматривается процесс вычленения особой контрольной власти.

Вместе с тем, как считают некоторые немецкие государствоведы, Федеральный конституционный суд мощнее, чем все другие федеральные государственные органы, вместе взятые[3]. В процессе рассмотрения данного утверждения в следующих параграфах будет аргументировано, что оно в немалой степени имеет под собой реальное выражение.

Постановления ФКС – это продолжение государственной политики юридическими средствами. Федеральный конституционный суд, как контрольная инстанция, в том числе и в отношении правительства и парламента, всегда имеет за собой последнее решающее слово. Так ст. 126 Основного закона ФРГ определяет: “В случае расхождения мнений о том, продолжает ли существующее право действовать в качестве федерального, решение принимает Федеральный конституционный суд”.

Создавая этот правовой институт в рамках Основного закона ФРГ впервые в истории Германии, Парламентский Совет сознательно стремился придать ему роль “стража Конституции”. Безусловно, что под этим представители разных партий имели совершенно разные понятия: одни имели в виду “правового стража”, другие – “политического”.

Организация и деятельность ФКС регулируется в разделе Конституции, озаглавленном “Правосудие”, хотя с собственно правосудием (рассмотрение конкретных уголовных, гражданских и иных дел) деятельность Конституционного суда имеет мало общего, разве что форму судебной процедуры.

С точки зрения предмета контроля, ФКС является органом надзора за конституцией. По методам деятельности он осуществляет свои полномочия путем судебного процесса. По составу и процедуре принятия решений ФКС является коллегиальным органом.

  1. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. №4. С. 10 и далее.

  2. Gesetz über das Bundesverfassungsgericht, in: Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland mit Vertrag über die Beziehungen zu der Drei Machten, Bundesverfassungsgerichtsgesetz. München. G.H. Beck’sche Verlagshuchhandlung. 1974. S. 116 ff; BGBL. 1975. 1. S. 105 BGBL. 1974. 1. S. 469; Основной закон Федеративной Республики Германия. Издан Ведомством печати и информации Федерального правительства. На русском языке. Лек: Клауссен и Боссе, 1998.

  3. Spiegel. 1987. Н. 34, S. 30 ff.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *