В общем виде компетенция Федерального конституционного суда определена в ст. 93 Основного закона. Она дополняется § 13 Закона о ФКС.
Если сгруппировать полномочия Федерального конституционного суда, изложенные в этих нормах права по широкомасштабным направлениям, то их будет семь. Так, ФКС дает толкование Конституции ФРГ по спорам об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или другой заинтересованной стороны, наделенной Основным законом или регламентом верховного федерального органа собственными правами. Фактически здесь речь идет о спорах конституционных органов об объеме прав и обязанностей федерации и земель, о спорах по вопросам компетенции высших органов государства.
Далее следует контроль правовых норм. В данном случае ФКС рассматривает дела о согласованности федерального и земельного права с Основным законом, либо о соответствии права земли другому федеральному праву. При этом различается конкретный и абстрактный контроль норм. В первом случае имеется в виду запрос какого-то суда в отношении применения какого-либо закона, который суд считает антиконституционным. В частности, можно назвать “Постановление о радикалах” 1972 года. Во втором случае контроль осуществляется по запросу федерального правительства, правительства земли или одной трети членов бундестага в отношении, соответственно, федерального или земельного закона, который они считают не соответствующим Конституции. В качестве примера можно назвать реформу § 218 Уголовного кодекса об уголовной ответственности за прерывание беременности.
Одним из основных направлений в деятельности ФКС является проверка конституционных жалоб граждан, апеллирующих к нему в связи с нарушением одного из основных прав или других прав (ст. 20, абз. 4; ст.ст. 33, 38, 101, 103 и 104). Это направление деятельности и полномочия ФКС современные комментаторы закона о данном суде непременно ставят на первое место в ряду его функций. И это действительно обусловлено практикой ФКС.
Федеральному конституционному суду подсудно также рассмотрение обвинения, возбужденного бундестагом или бундесратом, против президента республики в умышленном нарушении им Основного закона или иного федерального закона (ст. 61 Конституции ФРГ). Для решения о предъявлении обвинения требуется большинство в две трети голосов членов бундестага или в две трети голосов бундесрата.
ФКС компетентен и по вопросу рассмотрения обвинения в отношении федерального или земельного судей в случае нарушения одним из них главных положений Основного закона или конституционного строя земли при выполнении своих обязанностей или независимо от них. В данном случае ФКС может по предложению бундестага большинством в две трети голосов своих членов распорядиться о переводе такого судьи в другое место или об увольнении его в отставку. В случае умышленного нарушения может быть принято решение об увольнении. Таким образом, не нарушается принцип судейской независимости, поскольку судьи, а не исполнительная власть, приняли соответствующее решение. В полномочия ФКС входит также расследование дел о лишении основных прав (ст. 18 Основного закона) и проверка конституционности политических партий (ст. 21, абз. 2 Основного закона). Однако более чем 60-летняя практика ФКС показала, что положение закона о данном суде в отношении ст. 18 Конституции ФРГ вообще не стало работающим. В связи с этим, юристы и общественность Германии неоднократно ставили вопрос об исключении ст. 18 из Конституции страны за ненадобностью.
Что же касается полномочий в отношении ст. 21 Основного закона, то они дважды были применены на практике. В 1952 г. была запрещена Социалистическая имперская партия, а 17 августа 1956 г. ФКС вынес решение о признании КПГ “антиконституционной партией”. Со ссылкой на это решение данного суда было запрещено более 200 демократических организаций. В последующем Федеральный конституционный суд не обращался больше в прямой постановке вопроса к данной статье, и она также стала неработающей.
В 2001 г. Правительство ФРГ обратилось в ФКС с ходатайством о запрещении неофашистской партии НДПГ в связи с ее антиконституционной деятельностью.
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения