Извлекая из исторического опыта полезные уроки, следует иметь в виду, что для придания идее формирования правового государства в России устойчивого и конструктивного характера недостаточно основывать ее на социальном негативизме, на желании упразднить негодные порядки, а также ограничиться декларированием ее в Основном законе. Нужна еще политическая воля руководства страны, сила утверждения, убежденность в необходимости созидания нового правопорядка с четко определенными принципами, приоритетами, целью, равно как с настойчивостью и неуклонным стремлением довести дело до логического конца.
Чтобы избежать ошибок и отступлений от доктрины правового государства, надо ясно видеть, что необходимо предпринять для его формирования:
– точкой отсчета государства должен стать человек, а главная целенаправленность общественного развития – “человеческое измерение”; осуществление реальных гарантий прав и свобод личности; признание и воплощение в жизнь общечеловеческих ценностей и норм, в том числе приоритета прав и свобод личности перед правами и свободами нации или народности;
– формирование экономико-правовой модели общества, в производственных отношениях которого господствует примат рыночного способа эквивалентного обмена и распределения;
– установление четких пределов государственной деятельности, в том числе в нормотворчестве;
– осуществление на деле примата законности и борьба с коррупцией в деятельности государственных структур и должностных лиц; обеспечение эффективной и всеохватывающей судебной власти и эффективной деятельности всей системы правоохранительных органов;
– признание на практике декларированного в Конституции России принципа разделения властей и его неуклонное соблюдение;
– актуализация и легитимация института непосредственного волеизъявления народа, в том числе и референдума, поскольку практика государственного строительства в России характеризуется дефицитом этого волеизъявления;
– обеспечение оптимального сочетания на деле принципов демократизма, правового и социального государства, поскольку пока в России, к сожалению, полудемократическое, полуправовое, полусоциальное государство;
– деэтатизация (разгосударствление) социальной жизни, свертывание поэтапно командно-нажимных методов руководства и управления и обеспечение функционирования общества, главным образом, в силу экономических и духовных факторов, путем реализации общечеловеческих ценностей; отказ от этатизма и патернализма;
– повышение роли и значения представительных органов, совершенствование законодательства (качества законов) и создание единой и эффективной системы контроля и надзора за его проведением в жизнь;
– разработка механизма конституционной (политической) ответственности высших представителей государственной власти и депутатов парламента Российской Федерации, а также юридической ответственности руководителей государственных органов субъектов российской Федерации;
– четкое конституционно-правовое разграничение предметов введения и компетенций между РФ и субъектами РФ;
– разработка путей решения проблемы взаимного контроля и обеспечения сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их конституционное закрепление, достижение на этой основе динамического баланса сил;
– обеспечение действия принципа политического плюрализма, прежде всего многопартийности (2-3 ведущие партии), как отражения и открытого волеизъявления для всех политических сил страны в рамках общечеловеческих моральных и правовых норм, в том числе и норм международного права;
– жесткая ревизия разбухших бюрократических структур государственной власти и, прежде всего, структур исполнительной власти, от аппарата Президента Российской Федерации до аппарата главы исполнительной власти субъектов Российской федерации;
– последовательное и неуклонное создание развитого гражданского общества, которое “разгрузит” государство от несвойственных ему социально-экономических задач и будет способствовать обеспечению экономической и, как следствие этого, политической стабильности народовластия.
Оглавление
- Предисловие
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- 1.1. Понятие и важнейшие черты правового государства
- 1.2. Правовое государство и гражданское общество
- ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ
- 2.1. Причины возникновения и характерные черты немецкой концепции правового государства XIX века
- 2.1.1. Кант - родоначальник и классик немецкого правового государства
- 2.1.2. Либерализм XIX века в Германии и правовое государство
- 2.1.3. Формальное правовое государство Германии второй половины XIX века
- 2.2. Веймарская республика: от правового государства к фашизму
- 2.3. Извращение нацистами сущности правового государства
- ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ
- 3.1. Основной закон ФРГ и конституции земель о правовом государств
- 3.2. Общая характеристика основных институтов правового государства в ФРГ
- 3.2.1. Институт разделения властей и институт верховенства закона
- 3.2.2. Институт предсказуемости и определенности государственных предписаний
- 3.2.3. Институт всеохватывающей и эффективной судебной защиты
- 3.2.4. Институт гарантии человеческого достоинства
- 3.2.5. Институты обеспечения и зашиты прав и законных интересов человека и гражданина
- 3.2.6. Институт запрета чрезмерности государственного действия
- 3.2.7. Институт взаимной ответственности государства и личности
- ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ
- 4.1. Понятие и основные характеристики механизма реализации
- 4.2. . Социально-политический и конституционно-правовой механизмы защиты правового государства в ФРГ. Право на сопротивление
- 4.3. Система правоохранительных органов как часть механизма охраны правового государства в ФРГ
- 4.3.1. Судебная система
- 4.3.2. Органы общественной безопасности и порядка
- 4.4. Практика конституционного надзора и обеспечения верховенства законов
- 4.4.1. Организация Федерального конституционного суда
- 4.4.2. Компетенция Федерального конституционного суда
- 4.4.3. Производство в Федеральном конституционном суде
- 4.5. Проблемы реализации принципов правового государства
- 4.6. Противоречивость и перспективы развития правового государства в Германии
- ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 5.1. Проблемы осуществления в России принципов и признаков правового государства
- 5.2. Судебная власть в России: проблемы и перспективы при формировании правового государства
- 5.3. Органы внутренних дел и проблемы формирования правового государства в России
- 5.4. Пути и методы формирования правового государства в России
- Заключение и приложения