Извлекая из исторического опыта полезные уроки, следует иметь в виду, что для придания идее формирования правового государства в России устойчивого и конструктивного характера недостаточно основывать ее на социальном негативизме, на желании упразднить негодные порядки, а также ограничиться декларированием ее в Основном законе. Нужна еще политическая воля руководства страны, сила утверждения, убежденность в необходимости созидания нового правопорядка с четко определенными принципами, приоритетами, целью, равно как с настойчивостью и неуклонным стремлением довести дело до логического конца.

Чтобы избежать ошибок и отступлений от доктрины правового государства, надо ясно видеть, что необходимо предпринять для его формирования:

– точкой отсчета государства должен стать человек, а главная целенаправленность общественного развития – “человеческое измерение”; осуществление реальных гарантий прав и свобод личности; признание и воплощение в жизнь общечеловеческих ценностей и норм, в том числе приоритета прав и свобод личности перед правами и свободами нации или народности;

– формирование экономико-правовой модели общества, в производственных отношениях которого господствует примат рыночного способа эквивалентного обмена и распределения;

– установление четких пределов государственной деятельности, в том числе в нормотворчестве;

– осуществление на деле примата законности и борьба с коррупцией в деятельности государственных структур и должностных лиц; обеспечение эффективной и всеохватывающей судебной власти и эффективной деятельности всей системы правоохранительных органов;

– признание на практике декларированного в Конституции России принципа разделения властей и его неуклонное соблюдение;

– актуализация и легитимация института непосредственного волеизъявления народа, в том числе и референдума, поскольку практика государственного строительства в России характеризуется дефицитом этого волеизъявления;

– обеспечение оптимального сочетания на деле принципов демократизма, правового и социального государства, поскольку пока в России, к сожалению, полудемократическое, полуправовое, полусоциальное государство;

– деэтатизация (разгосударствление) социальной жизни, свертывание поэтапно командно-нажимных методов руководства и управления и обеспечение функционирования общества, главным образом, в силу экономических и духовных факторов, путем реализации общечеловеческих ценностей; отказ от этатизма и патернализма;

– повышение роли и значения представительных органов, совершенствование законодательства (качества законов) и создание единой и эффективной системы контроля и надзора за его проведением в жизнь;

– разработка механизма конституционной (политической) ответственности высших представителей государственной власти и депутатов парламента Российской Федерации, а также юридической ответственности руководителей государственных органов субъектов российской Федерации;

– четкое конституционно-правовое разграничение предметов введения и компетенций между РФ и субъектами РФ;

– разработка путей решения проблемы взаимного контроля и обеспечения сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их конституционное закрепление, достижение на этой основе динамического баланса сил;

– обеспечение действия принципа политического плюрализма, прежде всего многопартийности (2-3 ведущие партии), как отражения и открытого волеизъявления для всех политических сил страны в рамках общечеловеческих моральных и правовых норм, в том числе и норм международного права;

– жесткая ревизия разбухших бюрократических структур государственной власти и, прежде всего, структур исполнительной власти, от аппарата Президента Российской Федерации до аппарата главы исполнительной власти субъектов Российской федерации;

– последовательное и неуклонное создание развитого гражданского общества, которое “разгрузит” государство от несвойственных ему социально-экономических задач и будет способствовать обеспечению экономической и, как следствие этого, политической стабильности народовластия.

Приложения

Приложение 1. Конституция Германского рейха (1871-1918)
Приложение 2. Отношения между рейхстагом и президентом республики по Веймарской конституции
Приложение 3. Государственные органы третьего рейха
Приложение 4. Организация НСДАП
Приложение 5. Политическая система ФРГ
Приложение 6. Разделение властей в ФРГ
Приложение 7. Юрисдикция и судебный порядок в ФРГ
Приложение 8. Органы государственной безопасности Федерации и земель ФРГ

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *