Цели и виды наказаний в традиционном праве Китая

Рассматривается развитие системы наказаний в традиционном праве Китая начиная с глубокой древности до империи Тан. Подчеркивается влияние религии, тесная взаимосвязь религиозных ценностей и правовых норм. Исследуются основ­ные правовые системы древности, делается вывод о наличии общих подходов в решении вопросов о целях наказаний и их видах. Характерным мо­ментом для древневосточных государств является закрепление в законодательстве и правопримени­тельной практике принципа талиона, т.е. воздаяния равным за равное. Анализируется возникновение системы «у син», ее развитие и окончательное закрепление в уголовном праве Китая. Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что си­стема «у син» возникла, вероятно, в период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). В период Суй (VI в.) складывается система «пяти видов наказаний», которая была вос­принята и в период династии Тан. Уголовные уста­новления Тан более чем на тысячелетие упорядочили систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, удары толстыми палками, каторжные ра­боты, ссылка и смертная казнь.

Целями наказаний были устрашение, восстанов­ление социальной справедливости, предупреждение преступлений и перевоспитание.


Важнейшими регуляторами общественных от­ношений являются религия и право. Для них харак­терны: универсальность, традиционность, формирование системы действий ритуального характера. Древневосточным государствам присуща тесная вза­имосвязь между религиозными ценностями и право­выми нормами. Религия оказала существенное влия­ние на развитие древневосточного права, в том числе в аспекте целей и видов наказаний.

Впервые теологические представления о цели наказания были сформулированы в Ветхом завете. Наказание рассматривалось как воздаяние за зло, которое устранялось по принципу талиона: «око за око, зуб за зуб». Идея эквивалентности наказа­ния совершенному преступлению в литературе именуется «принципом равного возмездия» (ответной справедливости)[1], или «законом распла­ты»[2].

Наказание преследовало цель восстановления социальной справедливости, а также исправления преступника и предупреждения совершения преступлений. М.Д. Шаргородский писал: «Наказание исторически обосновывалось религиозными требо­ваниями, а для всех религий было характерным тре­бование мести и возмездия»[3].

Религиозные воззрения на преступления и на­казание оказали большое влияние на правовое ре­гулирование данных институтов в Древнем Египте. Преступление рассматривалось не в качестве греха, а как заблуждение, особого рода болезнь, которая вы­звала неадекватное поведение[4]. В «Поучении гераклеопольского государя сыну Мерикара» гово­рится: «Остерегайся карать опрометчиво; не убивай, нет тебе в этом пользы. Ты станешь наказывать побоями и заключением, благодаря этому обустроит­ся эта страна»[5].

Принцип талиона как воздаяния равным за рав­ное был сформулирован и закреплен и в других древневосточных государствах. В законах древневавилонского царя Хаммурапи он нашел последо­вательное выражение. Статья 196 гласит: «Если че­ловек повредит глаз кого-либо из людей, то должно повредить его глаз»[6]. В статье 200 Законов Хаммурапи говорится: «Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб»[7].

В основе религиозных воззрений Древней Индии «лежит учение о воздаянии — возмездии за все благие и дурные поступки»[8]. Законы Ману говорили о назначении наказания по прин­ципу талиона, но при этом не было четкого соот­ветствия между причиненным ущербом и нака­занием. «Тот член, каким человек низший ударит высшего, — а именно он у него должен быть от­резан — таково предписание Ману»[9]. Нарушение дхармы всегда приводило к наказа­нию, но не обязательно для преступника, иногда наказывались его потомки. «Адхарма, совершен­ная в этом мире, не сразу дает плод, как земля, но, постепенно увеличиваясь, она подрезает кор­ни совершающего его. Если наказание падает не на самого преступника, то на сыновей, если не на сыновей, то на внуков»[10].

Много внимания законы Ману уделяют прин­ципу справедливости при назначении наказания. Несправедливые наказания могут негативно ска­заться на том, кто выносит приговор. Как правило, правосудие осуществлял царь вместе с брахманами. Они могут погубить «крепость, страну, мир… даже мудрецов и богов»[11]. Законы Ману устанав­ливают и закрепляют те качества, которым должен соответствовать человек, применяющий наказа­ния. Он должен быть «чистым, правдивым, следу­ющим тому, что сказано в шастрах, имеющим хо­роших помощников и умным»[12]. Наказание рассматривалось законами Ману как весьма важное средство управления государством и регулирования поведения людей. «Весь мир подчиняется только по­средством наказания, ибо трудно найти человека чи­стого; ведь только из страха наказания весь мир слу­жит пользе»[13].

Преступление и наказание в Китае рассматрива­лись как явления взаимосвязанные, и наказание яв­лялось «воздаянием за совершенное преступление»[14]. В Древнем Китае применялся принцип талиона. Мэн-цзы писал: «Когда человек убил отца другого человека, то другой убьет его отца, когда че­ловек убьет брата человека, то другой убьет его стар­шего брата»[15].

Для Древнего Китая также характерно влияние религии на развитие права. Прежде всего речь идет о конфуцианстве.

Сторонники идей Конфуция считали, что управ­ление не должно строиться на основе суровых зако­нов. С помощью наказаний невозможно установле­ние гармоничного порядка в обществе. Наказания не способны привести к достижению согласия в об­ществе, а наоборот, содействуют существованию противоречий и конфликтов. Конфуций заявлял, что «если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улажи­вать по ритуалу, народ не только устыдится, но и вы­разит покорность»[16].

Конфуцианцы считали, что наказание может и перевоспитать. Конфуций выступал против при­менения смертной казни. «Вы же осуществляете управление, так зачем Вам убивать. Вам только сто­ит захотеть добра, и народ станет добрым. Ведь бла­гие способности совершенного мужа подобны ветру, тогда как благие способности маленьких людей подобны траве, а трава склоняется, когда дует ве­тер»[17].

Для традиционного права Китая характерным яв­ляется то, что оно развивалось прежде всего как пра­во уголовное. Нормы уголовного права пронизывали все другие отрасли права и носили как бы «надотрас­левой» характер. С. Кучера отмечает: «Уже в древно­сти, характеризуя правопорядок, установившийся в Китае, ученые ханьского периода отмечали (и в их сознании это было, по-видимому, явлением впол­не нормальным) его пенитенциарный характер»[18].

Для обозначения понятия наказания в Древнем Китае использовали иероглиф «син». «Син» означа­ет «наказание за преступление». Он состоит из фонемы «цзин» и семантемы «нож». Нож часто яв­лялся орудием исполнения наказания. В Древнем Китае сложилась система «у син», которая включа­ла в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание од­ной или обеих ног (ступней), кастрацию и смерт­ную казнь.

Рассматривая представления китайцев (хуася) в древности о том, что лежит в основе китайско­го права, С. Кучера приводит цитату из «Шу цзин» («Книга истории»): «Люди (племени) мяо управлялись при помощи наказаний, а не (путем) приме­нения духовного начала. Они ввели пять (видов) жестоких наказаний (син), называемых законом (фа)»[19]. Система пяти наказаний базирует­ся на одном из основополагающих понятий китай­ской философии: «у син» (пять элементов; пять сти­хий; пять действий; пять столбцов; пять переходов). Пять Первоэлементов (огонь, земля, металл, вода, де­рево) составляют все сущее.

Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что система у син возникла гораз­до позднее, вероятно, в период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). На практике применяемые наказания были гораздо разнообразнее.

Историк династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.) Сыма Цянь, живший в II-I вв. до н.э., составил Ши цзи («Исторические записки»), в которых в том числе рассмотрел виды наказаний, которые существовали в Китае. В «Ши цзи» упоминаются пять видов нака­заний. Помимо этого, в качестве наказания применялась ссылка. «Ссылкой смягчались пять тяжелых наказаний»[20]. Кроме того, говорится о теле­сных наказаниях плетью и палками. «Плеть служи­ла для наказания чиновников, палки — для наказа­ния при обучении»[21].

Сыма Цянь не ограничился анализом современ­ного ему уголовного права династии Хань, он описал более ранний период китайской истории, отме­чая наличие в древности жестоких и изощренных наказаний. «Когда человек совершает проступок, его не наставляют, а применяют тяжелые телес­ные наказания, и если кто-то пожелал бы испра­виться и заняться добрым делом, у него нет пути к этому. Мы весьма сожалеем об этом порядке»[22]. Сыма Цянь писал об отрубании конеч­ностей, сдирании кожи, отрубании коленных ча­шечек, клеймении.

Конфуцианская историческая традиция также от­носит происхождение системы наказаний ко време­ни легендарных мудрецов. В «Обозрении законов» (32-92 гг.) Бань Гу говорит: «Поскольку сами со­вершенномудрые обладали просветленной и муд­рой природой, они непременно постигали желания Неба и Земли. Определяя правила этикета, созда­вая поучительные наставления, устанавливая зако­ны и вводя наказания, они действовали, следуя чув­ствам народа, принимая Небо за образец и подражая Земле»[23].

В китайских источниках указано, что происхож­дение пяти видов наказаний произошло еще в леген­дарные времена (III тыс. до н.э.). «Истоки всего этого очень древние, восходят ко времени Хуанди», — пи­сал Бань Гу[24].

В дальнейшем, в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.) к пяти наказаниям были добав­лены еще четыре: ссылка, откуп от наказания, уда­ры кнутом, разрывание на четыре части.

От династии Шан был унаследован институт ка­торжных работ, лишения свободы на срок: год, два года, три года. Использовалось также в качестве наказания за проступок кратковременное лишение свободы. Оно заключалось в сидении на камне с нравоучительным текстом. Осужденный прикреплялся к камню наручниками. Срок варьировал­ся от трех до 13 дней. После отбытия назначенного срока преступник отправлялся на каторжные рабо­ты сроком до года.

Согласно преданиям, правитель Чжоу Му-ван (1001-947 гг. до н.э.) приказал составить сборник законодательства, позднее ставший известным как «Законы Люя». В данном законе нашла отра­жение система «у син». В уложении Му-вана вы­деляют пять основных видов наказания: клеймо тушью на лице, отрезание носа, отрубание руки, кастрация для мужчин и превращение в рабынь- затворниц для женщин, смертная казнь. В период династии Чжоу наказания, применяемые в Китае, зависели от того, когда был присоединен удел к тер­ритории государства. При наказании новых, недав­но созданных уделов использовался свод легких наказаний, мирно живущих уделов — средних на­казаний, для взбунтовавшихся уделов — свод тя­желых наказаний. Также на применение наказаний влияло, было совершено преступление в мирное или военное время.

На практике кроме основных наказаний приме­нялся и целый ряд других: отрезание ушей, обраще­ние в рабство, битье палками.

В период Сражающихся царств Ли Куй создал первый систематизированный кодекс «Фацзин». Ли Куй служил в царстве Вэй при знаменитом пра­вителе Вэнь-хоу (424-387 гг. до н.э.) и его сыне У-хоу (386-371 гг. до н.э.). «Фацзин» состоит из шести ча­стей: «О разбое», «О воровстве», «О заключенных», «Об аресте», «Разнообразные законы», «Об избра­нии меры наказания». Этот кодекс представляет со­бой достаточно систематизированный свод писан­ного права.

В 359 г. до н.э. Шан Ян на основе «Фацзин» со­ставляет сборник «Циньское право». Шан Ян увеличил количество телесных наказаний, престу­плений, караемых смертной казнью, ввел новые наказания: продалбливание головы, выламывание ребер и варка в котле. После объединения шести царств под властью царства Цинь действие циньских законов распространяется на всю террито­рию объединенного Китая. Для империи Цинь (221-207 гг. до н.э.) характерно господство идей легизма. Устрашение окончательно становится основ­ной целью наказания.

В период династии Хань происходят изменения в подходах к назначению отдельных видов наказаний и отказ от чрезмерно жестоких. Император Вэнь-ди (202-157 гг.) говорил: «Ведь наказания до­ходят до того, что отрубают конечности и прокалы­вают кожу, а ведь они до конца жизни не отрастут. Пусть будут отменены и чем-нибудь заменены те­лесные наказания»[25]. По приказу импера­тора была изменена система наказаний. Например, тех, кто подлежит наказанию отрезания носа, карать 300 ударами бамбуковых палок. Тех, кто подлежит наказанию отрезания левой ноги, карать 500 удара­ми бамбуковых палок.

Еще один император династии Хань — Цзин ци (188-141 гг. до н.э.) продолжил политику, направленную на смягчение наказаний. Он издал рескрипт, установивший, что наказание 500 ударами бамбу­ковых палок уменьшается до 300, а наказание 300 ударами — до 200, указывая на то, что нанесение большого количества ударов бамбуковыми палками фактически очень часто приводит к смерти или тя­желым увечьям.

В дальнейшем императоры продолжали умень­шать количество ударов палками, провозглашая, что «битье палками должно служить воспитанию преступников»[26].

При династии Северный Вэй (431 г.) традицион­ная система наказаний стала включать в себя обез­главливание («чжань»), удавление («сяо»), каторж­ные работы со ссылкой («лю»), каторжные работы без ссылки («ту»). Стало применяться также наказа­ние в виде битья толстыми палками («чжан»).

В период Суй (VI в.) толстые палки были допол­нены тонкими («чи»). Фактически в это время окон­чательно складывается система «пяти видов наказа­ний», которая была воспринята и в период династии Тан и нашла отражение в Уголовных установлениях Тан «Тан люй шу и» 653 г.

Уголовные установления Тан более чем на ты­сячелетие упорядочили систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, удары толсты­ми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь.

Самым легким из основных наказаний было би­тье тонкими палками. Эта мера в качестве наказания была введена в царствование западно-ханьского императора Вэнь-ди (179-157 гг. до н.э).

Следующим видом наказания были удары тол­стыми палками. Можно встретить упоминание о наличии данного вида наказаний с начала правления династии Восточная Хань (25-220 г.). В качестве ос­новного вида наказания битье толстыми палками по­является в кодексе династии Лян (503 г.).

Каторга рассматривалась как мера наказания, которая предполагала превращение преступника в раба. Каторга — это порабощение, которое позори­ло преступника. В «Тан люй шу и» указано, что дан­ный вид наказания существовал со времен Чжоу (1045-220 гг. до н.э.).

Ссылка представляла собой сочетание каторж­ных работ с отправкой преступников в отдаленные районы Китая и даже за его пределы. Наказание ссылкой применялось начиная с периода Чуньцю (722-479 гг. до н.э.). В качестве одного из основных видов наказаний ссылка была закреплена в уложении государства Северное Чжоу (557-581 гг.).

Высшей мерой наказания была смертная казнь. Существовало две разновидности смертной казни: обезглавливание и удавление. Казнь через обезглавливание появилась в глубокой древности, во вре­мена легендарного Желтого императора (ок. 2600 г. до н.э.), а удавление — в эпоху Чжоу.

На основе многочисленных источников сделан убедительный вывод о существовании в Китае символических наказаний. Система символиче­ских наказаний позволяла без применения к виновному крайне жестоких мер, вплоть до смерт­ной казни, путем морального воздействия оказать на преступника весьма ощутимое влияние. Виновный отлучался от коллектива, выставлял­ся на всеобщее осуждение и порицание. Тем са­мым реализовывалась одна из целей наказания — перевоспитание.

Для права Древнего Китая характерно влияние религии, прежде всего конфуцианства, что вырази­лось в подходах к назначению наказания, реализа­ции цели наказания — перевоспитания, особенно в период правления династии Хань, когда постепен­но произошло возрождение конфуцианских идей и принципов и провозглашение конфуцианства офи­циальной идеологией империи.

Постепенно происходит изменение пяти основ­ных видов наказаний. Главная тенденция вырази­лась в отказе от членовредительских и позорящих наказаний. Начиная с династии Суй «у син» вклю­чает: смертную казнь, ссылку, каторжные работы, удары толстыми палками, удары тонкими палками. Данная система наказаний также была закрепле­на в Уголовных установлениях Тан «Тан люй шу и» 653 г., и продолжала существовать в Китае в течение нескольких сотен лет.

Библиографический список

1. Графский В.Г. Всеобщая история государства и пра­ва. — М., 2000.

2. Головащенко С. Право в Ветхом завете // Религия и право. — 2000. — № 4.

3. Шаргородский М.Д. Избранные работы по уголов­ному праву. — СПб., 2003.

4. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Егип­та. — М., 2011.

5. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государ­ственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. — СПб., 2005.

6. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории го­сударства и права зарубежных стран: в 2 т. — М., 2009. — Т. 1.

7. Законы Ману // Хрестоматия по истории государ­ства и права зарубежных стран: в 2 т. — М., 2009. — Т. 1.

8. Законы Ману. — М., 2002.

9. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. — М., 1986.

10. Конфуций. Я верю в древность. — М., 1998.

11. Лунь Юй. Классическое конфуцианство. — СПб., 2000.

12. Кучера С. История, культура и право Древнего Ки­тая. — М., 2012.

13. Сыма Цянь. Исторические записки. — М., 2001. — Т. 1.

14. Сыма Цянь. Исторические записки. — М., 2001. — Т. 2.

15. Крашенинникова Н.А. История права Востока. — М., 1994.

О.Г. Моисеева

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. №6 (104)

  1. Графский В.Г. Всеобщая история государства и пра­ва. М., 2000, с. 37.
  2. Головащенко С. Право в Ветхом завете // Религия и право. 2000, № 4, с. 22.
  3. Шаргородский М.Д. Избранные работы по уголов­ному праву. СПб., 2003, с. 249.
  4. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Егип­та. М., 2011, с. 43.
  5. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государ­ственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005, с. 195.
  6. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории го­сударства и права зарубежных стран: в 2 т. М., 2009, т. 1, с. 44.
  7. Там же.
  8. Законы Ману // Хрестоматия по истории государ­ства и права зарубежных стран: в 2 т. М., 2009, т. 1, с. 43.
  9. Там же, с. 115.
  10. Там же, с. 102.
  11. Законы Ману. М., 2002, с. 233.
  12. Законы Ману // Хрестоматия по истории государ­ства и права зарубежных стран, с. 105.
  13. Там же.
  14. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., 1986, с. 151.
  15. Цит. по: там же, с. 154.
  16. Конфуций. Я верю в древность. М., 1998, с. 58.
  17. Лунь Юй. Классическое конфуцианство. СПб., 2000, с. 157.
  18. Кучера С. История, культура и право Древнего Ки­тая. М., 2012, с. 366.
  19. Там же, с. 350.
  20. Сыма Цянь. Исторические записки. М., 2001, т. 1, с. 140.
  21. Там же.
  22. Сыма Цянь. Исторические записки. М., 2001, т. 2, с. 237.
  23. Крашенинникова Н.А. История права Востока. — М., 1994, с. 149.
  24. Там же.
  25. Там же, с. 157.
  26. Там же, с. 158.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *