Суд признал незаконным прекращение ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» осуществления ежемесячной денежной выплаты нашему доверителю на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно и возложил на ответчика обязанность осуществить нашему доверителю выплату указанной меры социальной поддержки за период с апреля 2021 года по февраль 2022 года.
С.В.Л. обратилась в суд с иском к ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, возложении обязанности осуществить данную выплату.
В судебное заседание С.В.Л., будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила дело рассматривать в ее отсутствие. Уполномочила на участие в суде представителя – Тимохина А.И., действующего на основании доверенности.
Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям, настаивал на их удовлетворении, представил дополнительные письменные пояснения.
Представитель ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по доверенности – Алпатова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что решение о прекращении в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно принято в соответствии с действующим законодательством на основании информации, полученной из Центра занятости населения в результате межведомственного взаимодействия о том, что истица обманным путем встала на учет в качестве безработной в Центре занятости. Ежемесячная выплата на детей была прекращена в соответствии с пп. 8 п. 26 Постановления Правительства Калининградской области от 13.04.2020 № 194, в связи с выявлением факта представления заявителем документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на ежемесячную выплату.
Третье лицо Центр занятости населения Калининградской области в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности на основании ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в целях повышения доходов семей, имеющих детей с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
Постановлением Правительства Калининградской области от 13.04.2020 № 194 на основании подп. 10-1 ст. 6 Закона Калининградской области от 07.10.2019 № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» установлены Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно (далее – Порядок и условия).
Настоящие Порядок и условия определяют процедуру назначения и. осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в том числе требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
В соответствии с п. 2 Порядка и условий ежемесячная выплата осуществляется в размере:
1) 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее – величина прожиточного минимума для детей), – если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;
2) 75 процентов величины прожиточного минимума для детей – если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;
3) 100 процентов величины прожиточного минимума для детей – если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Согласно п.п. 8, 11 Порядка и условий ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения.
В силу п. 15 Прядка и условий документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ № 384, запрашиваются Центром в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и (или) представляются заявителем. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
Перечень документов, предоставляемых с заявлением на выплату в зависимости от сложившейся у заявителя жизненной ситуации, определен в п. 16 Порядка и условий.
Перечень документов, предоставляемых с заявлением на выплату в зависимости от сложившейся у заявителя жизненной ситуации определен в п. 16 Порядка и условий.
В силу пп. 7 п. 22 Порядка и условий, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами 1, 2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12-14, 16 пункта 31 настоящих порядка и условий, за период, предусмотренный пунктом 32. настоящих порядка и условий для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
– заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
– заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста трех лет;
– заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
– заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
– заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
– заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
– заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
– заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
– заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;
– периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности; в случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 32 настоящих порядка и условий для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается,
Виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи определены в п. 31 Порядка и условий.
В соответствии с пунктом 32 Порядка и условий, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на, число членов семьи.
В случае выявление факта представления заявителем документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на ежемесячную выплату, согласно пп. 8 п. 26 Прядка и условий, Центром принимается решение о прекращении ежемесячной выплаты.
Центр вправе осуществлять проверку наступления обстоятельств, указанных в пункте 26 настоящих порядка и условий (п. 27 Порядка и условий).
Согласно п. 23 Порядка и условий решение о назначении либо об отказе в- назначении ежемесячной выплаты принимается Центром в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты заявителю направляется в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня принятия такого решения, уведомление с представлением аргументированного обоснования.
Пунктом 24 Порядка и условий определено, что в случае установления факта наличия в заявлении и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации Центр вправе вернуть такие заявление и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо отказе в назначении ежемесячной выплаты приостанавливается на 5 рабочих дней.
Заявитель представляет доработанные заявление и (или) документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления на доработку от Центра.
Срок принятия решения о назначении либо отказе в назначении ежемесячной выплаты возобновляется со дня поступления в Центр доработанного заявления и (или) документов (сведений).
В соответствии с п. 40 Порядка и условий суммы ежемесячной выплаты, излишне выплаченные по вине заявителя, удерживаются в размере, причитающемся заявителю при каждой последующей ежемесячной выплате.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, С.В.Л. состоит в браке с С.Е.Н., супруги являются гражданами Российской Федерации, от брака имеют троих несовершеннолетних детей, граждан Российской Федерации: С.К.Е., 2007 года рождения; С.М.Е., 2014 года; С.И.Е., 04 октября 2017 года.
26.02.2021 С.В.Л. обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» через МФЦ с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, что подтверждается распиской в приеме от заявителя документов о предоставлении услуги.
Решением Центра от 17.03.2021 С.В.Л. была предоставлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на С.И. и С.М. в размере 5652 рублей на период с 26.02.2021 по 25.02.2022.
16.04.2021 С.В.Л. обратилась в Центр с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты.
Решением Центра от 20.05.2021 С.В.Л. отказано в перерасчете, прекращено предоставлении государственной услуги предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно.
Письмом от 20.05.2021 истица уведомлена о необходимости, возвратить излишне уплаченные денежные средства в размере 25905 рублей 05 копеек.
В обоснование принятого решения Центром указано, что на дату обращения за ежемесячной выплатой Соколова В.Л. не осуществляла трудовую деятельность, а также предоставила недостоверные данные, так как неправомерно состояла на учете в качестве безработной с выплатой пособия по безработице. Решение об отказе принимается в случае отсутствия независящих от членов семьи причин, по которым семья заявителя имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Калининградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за представлением ежемесячной выплаты, определенных постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2019 № 907. «О регулировании вопросов определения нуждаемости в предоставлении некоторых мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калининградской области от 07.09,2019 № 318 «Социальный кодекс Калининградской области».
Из материалов дела следует, что период для расчета дохода для назначения Соколовой В.Л. ежемесячной выплаты определялся Центром с 01.12.2019 по 30.11.2020. Величина прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от 10.11.2020 № 808 установлена на 3 квартал 2020 года в размере 12018 рублей. Доход у заявителя и членов ее семьи на момент обращения с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты отсутствовал.
Согласно справке Центра занятости от 15.03.2022 С.В.Л. с 12.08.2020 была зарегистрирована в Центре занятости в качестве безработного.
Как следует из личного дела получателя государственных услуг, приказом Центра занятости С.В.Л., зарегистрированная в целях поиска подходящей работы, была признана безработной, ей назначено пособие по безработице на 3 месяца по 11.11.2020. На регистрационном учете в Центре занятости в качестве безработной С.В.Л. состояла до 19.02.2021.
Приказом Центра занятости от 28.04.2021 С.В.Л. снята с регистрационного учета с 12.08.2020, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем. Основанием для принятия такого решения в примечании указано: на период состояния на учете по безработице отсутствовала регистрация по месту жительства в Калининградской области.
Такие сведения были получены Центром при рассмотрении заявления С.В.Л. от 16.04.2021 в порядке межведомственного электронного взаимодействия, что послужило основанием для прекращения ежемесячной выплаты.
В силу действующего нормативного регулирования, выявление факта представления заявителем документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на ежемесячную выплату, а также отсутствие независящих от членов семьи причин, по которым семья заявителя имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, влечет отказ в назначении выплаты либо прекращение ежемесячной выплаты.
При таком положении, оспариваемое истицей решение ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» от 20.05.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно формально соответствует нормативным положениям, регламентирующим порядок и условия его приятия.
Вместе с тем, добросовестность гражданина (получателя социальных гарантий) презюмируется.
Пункт 2 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания, применительно к положениям ч. 1 ст. 27 Конституции РФ и ст. 20 ГК РФ, которые не определяют место жительства либо пребывания гражданина местом его регистрации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его прав, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, С.В.Л. была зарегистрирована по месту пребывания в г. Калининграде на срок с 10.08.2020 по 03.11.2020, в Центр занятости населения заявление подала 12.08.2020, указав этот же адрес.
Из материалов дела следует, что с 19.02.2021 С.М.Е. и все члены ее семьи зарегистрированы по адресу: г. Калининград, ул. Суздальская, дом построен по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 06.10.2020, заключенного с ООО «СК «Орбита».
Согласно выписке из ЕГРН, право общей долевой собственности на квартиру по адресу: г. Калининград, ул. Суздальская, зарегистрировано за супругами С. и их детьми 10.02.2021.
Согласно справке ГКУ Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» С.В.Л. состояла на учете в Управлении социальной защиты населения города Тюмени, являлась получателем ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении С.М.Е. в период с 01.01.2020 по 31.03.2021, с 01.04.2021 выплата прекращена, в связи с назначением в Калининграде, сняты с учета 16.03.2021.
Таким образом, допустимых и бесспорных доказательств наличия в действиях С.В.Л. злоупотребления правом при получении социальных гарантий в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно, в ходе рассмотрения данного дела не установлено.
С.В.Л. обжаловала в судебном порядке приказ Центра занятости о снятии ее с регистрационного учета в качестве безработной, в настоящее время в производстве Ленинградского районного суда г. Калининграда находится гражданское дело № 2-1835/2022 (судья Нартя Е.А.), решение по делу не принято.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Приняв во внимание совокупность представленных сторонами доказательств, с учетом приведенных выше норм права, суд нашел иск подлежащим частичному удовлетворению, счел необходимым отменить решение Центра от 20.05.2021 об отказе в предоставлении С.В.Л. государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно, обязать Центр выплатить С.В.Л. ежемесячную денежную выплату на детей от трех до семи лет включительно на С.М.Е., С.И.Е. за период с апреля 2021 года по 24 января 2022 года, поскольку с указанной даты ежемесячная выплата С.В.Л. возобновлена ответчиком.
На основании изложенного суд решил:
Иск удовлетворить частично.
Отменить решение ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» от 20.05,2021 об отказе в предоставлении государственной услуги предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно.
Обязать ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» выплатить С.В.Л. ежемесячную денежную выплату на детей от трех до семи лет включительно на С.М.Е., 2014 года рождения, и С.И.Е., 2017 года рождения, за период с апреля 2021 года по 24 января 2022 года.