Суд признал незаконным приказ Центра занятости населения о снятии нашего доверителя с регистрационного учета в качестве безработного и взыскал в его пользу компенсацию морального вреда.


С.В.Л. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она обратилась в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» (далее по тексту – ответчик, ЦЗН) с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного через интерактивный портал «Работа в России».

На основании приказа ЦЗН она была признана безработным гражданином, с 12 по 31 августа 2021 года была установлена выплата пособия была установлена выплата пособия по безработице в размере 4500,00 руб.; с 01.09.2020 по 11.11.2020 установлена выплата пособия по безработице в размере 1500,00 руб.

На основании приказа ЦЗН от 23.03.2021 она была снята с учёта в качестве безработного в связи с длительной неявкой (более месяца) безработного в органы службы занятости без уважительных причин, так как 19.02.2021 не пришла лично в ЦЗН на перерегистрацию.

Приказом ЦЗН от 28 апреля 2021 отменен приказ ЦЗН от 23.03.2021 о снятии с регистрационного учета истца.

С 12.08.2020 на основании приказа ЦЗН от 28.04.2021 она была снята с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения или получением пособия по безработице обманным путем.

Основанием для снятия С.В.Л. с учёта в качестве безработного в связи с тем, что у С.В.Л. на момент обращения в ЦЗН (12.08.2020) отсутствовала регистрация на территории Калининградской области.

С приказом ЦЗН от 28.04.2021 С.В.Л. не согласна, считает его незаконным и нарушающим её права, поскольку полагает, что обманным путем пособия по безработице не получала, поскольку на момент обращения С.В.Л. в ЦЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске походящей работы (12 августа 2020 года) преимущественно проживала и была зарегистрирована в Калининградской области, что подтверждается приложенными к иску доказательствами, а следовательно, имела права быть поставленной на регистрационный учёт в качестве безработного гражданина в ГКУ КО «Центра занятости населения Калининградской области». Оспариваемый приказ нарушает ее права и законные интересы истца, поскольку будучи без законных на то оснований снятой с учета в качестве безработного она была лишена права на содействие ей в трудоустройстве, а также предоставляет возможность ЦЗН потребовать от нее возврата выплаченной ей суммы пособия по безработице исходя из п. 19 Временных правил, согласно которому в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

Полагает, что своими действиями ответчик причинил ей нравственные переживания, связанные с невозможностью реализовать свои права, и выразившиеся в чувстве несправедливости и беззащитности перед произволом государственного учреждения, осуществляющего государственную функцию по содействию в поисках подходящей работы. Нравственные страдания она оценивает на сумму 30000 рублей.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 28 апреля 2021 года «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)», взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебное заседание истец С.В.Л. и ее представитель по доверенности Тимохин А.И. не явились, судом извещены надлежаще, в дело представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель истца дал пояснения, аналогичные изложенному в иске.

Представитель ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» Зубарева А.В в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица – ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Алпатова А.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, настаивала на законности оспариваемого решения ЦЗН.

Третье лицо – Министерство социальной политики Калининградской области не явилось, судом извещено надлежаще.

Заслушав объяснения представителей, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, 2 августа 2020 года С.В.Л. обратилась в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации0 в качестве безработного через интерактивный портал «Работа в России».

Приказом ЦЗН от 21 августа 2020 года она была признана безработным гражданином, с 12 по 31 августа 2021 года ей была установлена выплата пособия была устав лена выплата пособия по безработице в размере 4500,00 руб.; с 01 сентября 2020 по 11 ноября 2020 установлена выплата пособия по безработице в размере 1 500,00 руб.

Приказом ЦЗН от 23 марта 2021 С.В.Л. была снята с учёта в качестве безработного в связи с длительной неявкой (более месяца) безработного в органы службы занятости без уважительных причин, так как 19 февраля 2021 истец не пришла лично в ЦЗН перерегистрацию.

Приказом ЦЗН от 28 апреля 2021 отменен ранее изданный приказ ЦЗН от 23 августа 2021 о снятии с регистрационного учета истца, на основании которого с 12 августа 2020 года истец снята с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения или получением пособия по безработице обманным путем.

Основанием для снятия С.В.Л. с учёта в качестве безработного послужило то обстоятельство, что у С.В.Л. на момент обращения в ЦЗН (12 августа 2020 года) отсутствовала регистрация на территории Калининградской области.

Выплата пособия по безработице прекращена.

Считая снятие с регистрационного учета незаконным, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, при этом доводы последней суд находит заслуживающими внимание.

Так, согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (в редакции на дату постановки истца).

Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 данного Закона (занятые граждане).

Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона о занятости населения).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона о занятости населения),

В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также – Временные правила), в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее – центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее – заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий “Работа в России” (далее – информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).

Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 01 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 01 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).

Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В силу подпункта “д” пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года №891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Толкование пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения соотносится с положениями Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства, которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.

Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.

Действительно, на дату обращения (12.08.2020) в ЦЗН у истца на территории Калининградской области не имелось.

Вместе с тем, как установлено судом, фактически истец в спорный период проживала на территории Калининградской области.

Как указала истец и подтверждается материалами дела, 06 октября 2020 года между ней, её супругом С.Е.Н., и их несовершеннолетними детьми С.К.Е., С.М.Е. и С.И.Е., с одной стороны, и ООО «СП «Орбита», с другой стороны, был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома. В связи с приобретением в г. Калининграде квартиры на основании указанного договора участия в долевом строительстве в июле 2020 года она со всей семьей переехали в г. Калининград на постоянное проживание в Калининградской области.

Как пояснил представитель истца, многоквартирный дом, возводимый застройщиком на основании договора участия в долевом строительстве, к моменту переезда семьи С. в г. Калининград не был введен в эксплуатацию, в связи с чем 10 августа 2020 года С.В.Л. зарегистрировалась по месту пребывания по адресу: г. Калининград, ул. Куйбышева, на срок с 10 августа 2020 года по 03 ноября 2020 года, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, и фактически там проживала.

В указанной квартире С.В.Л. проживала до ноября 2020 года, что подтверждается, в том числе показаниями свидетеля Т.Н.М., а затем переехала в жилое помещение по адресу: г. Калининград, ул. Суздальская.

Согласно справке МАДОУ Детский сад № 135, дети истца – С.М.Е. посещала детский сад № 135 в период с 08.09.2020 по 24.08.2021, сын истца – С.И.Е. – с 22.09.2021 по настоящее время.

В обоснование заявленных требований истцом представлены справки МАОУ СОШ № 24 об обучении С.К.Е. в 8 «В» классе на основании приказа о зачислении от 28.07.2020, С.М.Е. в классе 1 «А» на основании приказа о зачислении от 01.07.2021.

10 февраля 2021 года право за С.В.Л. было зарегистрировано право собственности на 7/10 в праве собственности на квартиру по ул. Суздальской в г. Калининграде на основании указанного выше договору участия в долевом строительстве и акта ввода объекта в эксплуатацию от 11 января 2021 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

С 19 февраля 2021 года С.В.Л. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Калининград, ул. Суздальская, о чем в паспорте С.В.Л. была проставлена соответствующая отметка.

Таким образом, на момент обращения С.В.Л. в ЦЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске походящей работы (12 августа 2020 года) преимущественно проживала и была зарегистрирована в Калининградской области, а следовательно, имела права быть поставленной на регистрационный учёт в качестве безработного гражданина в ТКУ КО «Центра занятости населения Калининградской области».

Несмотря на отсутствие у С.В.Л. регистрации по месту жительства на территории Калининградской области в период с 12.08.2020 по 18.02.2021, она фактически проживала в г. Калининграде.

Место ее фактического проживания находится в юрисдикции ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области», к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного.

Сведений о том, что наряду с обращением к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода ответчиком также не представлено.

Согласно ответу ГАУ Центр занятости населения Тюменской области от 25.04.2022 № 3213-06, С.В.Л. в ГАУ ЦЗН за получением государственной услуги по содействию в трудоустройстве не обращалась, на регистрационном учете в качестве ищущей работу, безработной не состояла, получателем пособия по безработице не являлась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие у истца регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации и не давало ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области», чья юрисдикция распространяется на всю территорию г. Калининграда и Калининградской области, оснований для снятия С.В.Л. с регистрационного учета в качестве безработной.

Само по себе указание истцом сведений о месте своего фактического проживания в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в рассматриваемом случае не может расцениваться как попытка получения пособия обманным путем.

Таким образом, оспариваемое решение ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области», которым С.В.Л. была снята с регистрационного учета в качестве безработного с 12 августа 2020 года, является незаконным, поскольку лишило истца возможности реализовать свои конституционные права на труд и социальною защиту от безработицы, гарантированные государством.

На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным решения от 28 апреля 2021 года являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 руб., основанное на том, что в результате необоснованных действий ответчика по снятию ее с учета в качестве безработной и прекращению выплаты пособия по безработице, являющегося государственной социальной выплатой и предоставленного ей в качестве средств к существованию, при отсутствии иного дохода, было нарушено ее право на получение мер социальной поддержки, что повлияло на качество ее жизни.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац 2 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Суд учитывает, что меры социальной поддержки, как пособие по безработице, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Пособие по безработице относится к числу мер социальной поддержки граждан, лишившихся работы и потерявших источник дохода, необходимый для поддержания своей жизнедеятельности, здоровья, благосостояния на период поиска подходящей работы.

Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую

меру социальной поддержки, как пособие по безработице, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по снятию с учета истца в качестве безработного является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Таким образом, требования истца о компенсации морального вреда являются обоснованными. Исходя из обстоятельств данного дела, учитывая объем причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в размере 3000 рублей в пользу истца.

На основании изложенного, суд решил:

Исковые требования С.В.Л. удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от 28 апреля 2021 года, которым С.В.Л. была снята с регистрационного учета в качестве безработного с 12 августа 2020 года.

Взыскать с ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» в пользу С.В.Л. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

№351. Признание незаконным приказа ЦЗН о снятии с регистрационного учета и взыскание компенсации морального вреда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *