С глубокой древности и до настоящего времени исполнительное производство играло огромную роль в деятельности государства и общества. Отношения должник-кредитор существовали во все времена. Уже на раннем этапе развития человечество столкнулось с необходимостью создания эффективно действующих механизмов принудительного исполнения.
Во многовековой истории Российского государства есть ряд малоизученных, но очень важных проблем, одной из которых и является деятельность института судебных приставов. В настоящее время единственным органом принудительного исполнения в России является Федеральная служба судебных приставов. В советское время эта проблема не была столь актуальной для ученых, поскольку суды сами контролировали исполнение своих решений. Да и согласно марксистско-ленинской догме “старое, дореволюционное наследие” оценивалось с идеологических позиций только скептически или вообще отрицалось.
В современных же условиях, когда осуществляется формирование развитого гражданского общества и правового государства, когда в связи с этим проводятся качественные преобразования всей системы органов государственной власти РФ и ее субъектов, новый институт востребован как никогда. В обществе уже назрело понимание того, что исполнение юридических актов представляет важнейший участок правовой практики. Соответственно жизнь, реалии России требуют и новых качественных теоретико-концептуальных и практических (прикладных) разработок. Тем более, что Федеральная служба судебных приставов призвана по роду своей деятельности вносить весомый вклад в укрепление законности и правопорядка, обеспечение неотвратимости имущественной и иной ответственности должников.
Несовершенство процедур принудительного исполнения крайне дорого обходится российскому обществу и влияет на экономическую ситуацию в стране: снижается конкурентная способность, возникают стимулы к использованию неправовых способов взыскания долгов.
Институт дознания судебных приставов действует с 2002 года на основании соответствующих федеральных законов “Об исполнительном производстве” и “О судебных приставов” от 1997-1998 г.г. УПК РФ предоставил Федеральной службе судебных приставов право самостоятельно производить дознание, а КоАП РФ — административное производство. Дознаватели судебных приставов работают по пяти статьям УК РФ — ч. 1 ст. 294 “Вмешательство в деятельность суда с целью воспрепятствования осуществлению правосудия”, ст. 297 “Неуважение к суду”, ч. 1 ст. 311 “Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса”, ст. 312 “Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации”, ст. 315 “Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта”.
Статистические данные свидетельствуют о том, что Служба с обозом своих новых полномочий развивается семимильными шагами. Так, в 2004 году в производстве органов дознания Федеральной службы судебных приставов России находилось 3013 уголовных дел, что практически вдвое превысило показатель 2003 года (1539 уголовных дел). А в сравнении с 2000-м годом показатели возросли в 2,8 раза. Административных правонарушений сотрудниками Службы также было выявлено в 3 раза больше, чем в 2003 году (соответственно 97627 и 31048). Возбуждено 91725 дел об административных правонарушениях, посягающих на институты власти, и против порядка управления (для сравнения, в 2003 году — 29578 дел)[1].
Институт дознания в ФССП- новый для России институт. Он ей крайне необходим, но имеет массу пробелов, противоречий, проблем, которые серьезно затрудняют его функционирование. Все это наносит серьезный материальный ущерб государству, оказывает негативное воздействие на стабильность правопорядка.
Прежде, до осуществления Службой судебных приставов полномочий органа дознания, Служба могла обратиться в милицию или прокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела, но поскольку эта категория дел никак не отражается на желанных показателях раскрываемости, то в обоих этих ведомствах предпочитали отказывать под соответствующей благовидной формулировкой.
Назрела также необходимость наделить ФССП России правом производства оперативно-розыскных мероприятий. Из-за отсутствия этих полномочий количество розыскных дел значительно увеличилось. Так, например, с 2002-го по 2003-й год в Управлении ФССП по Орловской области количество розыскных дел увеличилось на 34%, в Управлении ФССП по Новгородской области — на 49,8%, а в Управлении ФССП Республики Карелия — на 240%, в Управлении ФССП по Калининградской области — на 35%[2]. Динамика роста числа розыскных дел свидетельствует о серьезности поставленного вопроса.
Анализ уголовно-процессуального законодательства и законов, относящихся к сфере деятельности судебных приставов и института дознания в службе судебных приставов, показывает, что развитию этого института дознания судебных приставов в последнее время уделяется значительное внимание. В 2002 году судебным приставам было делегировано полномочие производства дознания, однако из-за несовершенства российского законодательства, непроработанности в полной мере методических рекомендаций, низкого взаимодействия с ОВД при необходимости осуществления ОРМ, нехватке кадров при постоянно растущей нагрузке и недостатка практического опыта дознаватели судебных приставов в повседневной работе сталкиваются со многими профессиональными трудностями. Анализу состояния, проблем, противоречий, тенденций и путей развития и посвящено данное комплексное, монографическое, фундаментальное исследование.
-
Материалы ЦОС Минюста России. — М., 2005. ↑
-
Бюллетень УФССП Республики Карелия 2004 г.; Материалы прямой линии руководителя Управления ФССП по Орловской области Виктора Гу- цина. — Орел, 2005; Приказ Министерства юстиции РФ № 333 от 31.12.2003 г. “Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции РФ” // Российская газета. -2004. -19 нояб. ↑
Содержание
- Введение
- Глава 1. Возникновение, развитие и правовая основа института судебных приставов
- 1.1. Возникновение, особенности развития и юридическая практика института дознания судебных приставов и принудительного исполнения в зарубежных странах
- 1.2. Возникновение и развитие института дознания судебных приставов в России. Проблемы принудительного исполнения судебных решений
- Глава 2. Дознание в службе судебных приставов: цели, сущность, функции. Проблемы, перспективы развития
- 2.1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам, подследственным Федеральной службе судебных приставов
- 2.2. Особенности возбуждения уголовного дела дознавателем судебных приставов
- 2.3. Некоторые процессуальные особенности производства дознания дознавателем судебных приставов
- 2.4. Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания
- Заключение
- Библиографический список использованной литературы
- Приложения