Суд признал незаконным решение комиссии Военного комиссариата города Москвы об отказе в назначении единовременной выплаты в размере 3 000 000 рублей, предусмотренной Указом Мэра Москвы, родителям погибшего военнослужащего, выполнявшего специальные задачи по прикрытию государственной границы Российской Федерации на территории Белгородской области, и обязал Военный комиссариат города Москвы назначить и произвести им единовременную выплату в равных долях в размере 3 000 000 рублей в связи со смертью сына.


Т.А.В. и Т.А.В. обратились в суд к Военному комиссариату г. Москвы о признании отказа в назначении им единовременной выплаты в связи со смертью их сына Т.А.А. незаконным, признании права на получение единовременной выплаты.

В обоснование исковых требований указано, что 24.08.2024 года на территории н.п. Безыменно Грайворонского р-на Белгородской области у истцов при выполнении служебного долга погиб сын Т.А.А. Из текста извещения от 28.08.2024 года, направленного в адрес Т.А.В. Военным комиссариатом Измайловского р-на ВАО г. Москвы следует, что его сын рядовой Т.А.А., наводчик погиб 24.08.2024 при выполнении специальных задач по прикрытию государственной границы РФ. В связи с гибелью сына истцы обратились с заявлением в Отделение пенсионного обеспечения Измайловского военного комиссариата для получения соответствующих выплат, предусмотренных законодательством РФ. Согласно выпискам по счетам дебетовых карт, принадлежащих истцам, истцы получили выплаты в равных долях в общей сумме 13 181 643, 48 руб., за исключением выплаты, предусмотренной Указом Мэра Москвы в размере 3 000 000 руб. решением комиссии Военного комиссариата города Москвы от 28.10.2024 года по определению права и оформлению документов для осуществления единовременных выплат в соответствии с Указом Мэра Москвы в назначении единовременной выплаты в размере 3 000 000 руб. истцу Т.А.В. отказано на том основании, что Т.А.А. погиб при выполнении специальных задач по прикрытию государственной границы РФ, а единовременные выплаты предоставляются членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего при участии в специальной военной операции. Истцы с указанным отказом не согласны.

Истцы и их представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что ДТСЗН со своей стороны все выплаты семье погибшего военнослужащего произвел.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 05.07.2023 года Т.А.А. заключил контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ.

В период с 2023 года выполнял служебный долг перед РФ.

24.08.2024 года на территории н.п. Безыменно Грайворонского р-на Белгородской области у истцов при выполнении служебного долга Т.А.А. погиб.

Из текста извещения от 28.08.2024 года, направленного в адрес Т.А.В. Военным комиссариатом Измайловского р-на ВАО г. Москвы следует, что его сын рядовой Т.А.А. погиб 24.08.2024 года при выполнении специальных задач по прикрытию государственной границы РФ.

Так, Федеральным законом РФ от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ, сотрудников органов принудительного исполнения РФ» членам семьи погибшего военнослужащего положена страховая выплата в размере 3 300 000 руб.

Федеральным законом от 09.11.2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» членам семьи погибшего военнослужащего установлена единовременная выплата в размере 4 900 000 руб., которая делится поровну между членами семьи.

Указом Президента РФ № 98 от 05.03.2022 г. «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ» в случае гибели (смерти) военнослужащего, членам семьи предусмотрена единовременная выплата в размере 5 000 000 руб.

Указом Мэра Москвы № 52-УМ от 22.09.2022 г. «О дополнительных социальных гарантиях лица, призванным на военную службу по мобилизации» предусмотрена единовременная выплата в случае гибели военнослужащих либо в случае гибели военнослужащих либо в случае их смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, наступившей вследствие ранения (контузии, травмы, увечья) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в размере 3 000 000 руб. членам семьи погибших (умерших) в равных долях.

В связи с гибелью сына истцы обратились с заявлением в Отделение пенсионного обеспечения Измайловского военного комиссариата для получения соответствующих выплат, предусмотренных законодательством РФ.

Решением комиссии Военного комиссариата города Москвы от 28.10.2024 года по определению права и оформлению документов для осуществления единовременных выплат в соответствии с Указом Мэра Москвы в назначении единовременной выплаты в размере 3 000 000 руб. истцу Т.А.В. отказано на том основании, что Т.А.А. погиб при выполнении специальных задач по прикрытию государственной границы РФ, а единовременные выплаты предоставляются членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего при участии в специальной военной операции.

В соответствии с п. 1 Указа Мэра Москвы № 52-УМ от 22.09.2022 года военнослужащим, призванным Военным комиссариатом города Москвы на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в РФ», а также военнослужащим, отобранным Военным комиссариатом города Москвы, Пунктом отбора на военную службу по контракту города Москвы и заключившим контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ после вступления в силу настоящего указа предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1.1. Ежемесячная выплата в период прохождения военной службы в размере 50 000 руб.

1.2. Единовременная выплата в случае получения ранения (контузии, травмы, увечья) при исполнении обязанностей военной службы в следующих размерах:

1) В случае получения тяжелого ранения (контузии, травмы, увечья) — в размере 1 000 000 руб.

2) В случае получения легкого ранения (контузии, травмы, увечья) — в размере 500 000 руб.

1.3. Единовременная выплата в случае гибели военнослужащих либо в случае их смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, наступившей вследствие ранения (контузии, травмы, увечья) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в размере 3 000 000 руб. членам семей погибших (умерших).

Единовременная выплата выплачивается в равных долях членам семьи погибшего (умершего), указанным в п. 4 настоящего Указа.

Согласно п. 4 Указа, единовременные выплаты в случае гибели (смерти) военнослужащих предоставляются следующим членам семьи погибшего (умершего):

1) Супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) Родителям погибшего (умершего);

3) Несовершеннолетним детям погибшего (умершего);

4) Детям погибшего (умершего), ставшим инвалидами до достижения возраста 18 лет и достигшим на день гибели (смерти) погибшего (умершего) возраста 18 лет;

5) Детям погибшего (умершего), обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения по основным образовательным программам и достигшим на день гибели (смерти) погибшего (умершего) возраста 23 лет.

Согласно п. 5.3 Указа, единовременные выплаты, предусмотренные пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Указа, назначаются военным комиссаром города Москвы при предоставлении в Военный комиссариат города Москвы документов, определенных военным комиссаром города Москвы.

Данный Указ Мэра Москвы содержит исчерпывающие понятия и определения, по которым члены семьи погибшего военнослужащего имеют право на получение соответствующей выплаты. При этом Указ не определяет конкретное место дислокации прохождения военнослужащим службы и выполнение им специальных боевых задач на какой-либо территории. Указ дает четкое понятие, когда единовременная выплата выплачивает в случае гибели военнослужащих либо в случае их смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы от наступившей вследствие ранения (контузии, травмы, увечья) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно пункту 10 статьи 221 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» на граждан, заключивших контракт о добровольном содействии, распространяется статус военнослужащих с оговоркой

«в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», то есть добровольцы рассматриваются как получатели мер поддержки в случае прямого указания на это в соответствующих актах.

На основании пункта 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены этим федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, предоставляются гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, и членам их семей.

Таким образом, всем участникам СВО установлены одинаковые меры социальной поддержки.

В перечень территорий, прилегающих к районам проведения СВО, вошли Крым, Севастополь, Белгородская, Брянская и Курская области, Темрюкский район Краснодарского края, Кантемировский и Россошанский районы Воронежской области, а также города Анапа, Новороссийск и Геленджик.

Оборонявшие указанные территории военнослужащие, сотрудники силовых ведомств и добровольцы имеют право на получение статуса ветерана боевых действий (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 августа 2025 г. № 2148-р Об утверждении перечня территорий субъектов РФ, прилегающих к районам проведения специальной военной операции).

Таким образом ссылка на то, что Т.А.А. не являлся участником СВО является необоснованной, поскольку Т.А.А. находился на территории Белгородской области по приказу командования и защищал территорию РФ в связи с проведением СВО, так как в период с 14.08.2024 года на территории Белгородской области введен режим ЧС в связи обусловленными взрывами взрывоопасных предметов в результате атаки со стороны вооруженных формирований Украины (Постановление Губернатора Белгородской области № 119 от 14.08.2024 года).

Таким образом, судом достоверно установлено, что Т.А.А. выполнял специальные боевые задачи в ходе проведения СВО и погиб от снаряда противника.

Кроме того, истцы получили выплаты в равных долях в общей сумме 13 181 643, 48 руб., что также подтверждает тот факт, что Т.А.А. являлся участником СВО.

При таких обстоятельствах решение ответчика от 28.10.2024 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с признанием за истцами права на получение соответствующей выплаты.

С учетом изложенного, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования истцов являются законными и обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.

На основании вышеизложенного суд решил:

Признать незаконным решение комиссии Военного комиссариата города Москвы от 28.10.2024 года об отказе Т.А.В., Т.А.В. в назначении единовременной выплаты в размере 3 000 000 рублей, предусмотренной Указом Мэра Москвы № 52-УМ от 22.09.2022 г. в связи со смертью Т.А.А.

Признать за Т.А.В. и Т.А.В. право на получение единовременной выплаты в размере 3 000 000 рублей, предусмотренной Указом Мэра Москвы № 52-УМ от 22.09.2022 г. в связи со смертью Т.А.А.

Обязать Военный комиссариат города Москвы назначить и произвести единовременную выплату Т.А.В., Т.А.В. в равных долях единовременную выплату в размере 3 000 000 рублей, предусмотренную Указом Мэра Москвы № 52-УМ от 22.09.2022 г. в связи со смертью Т.А.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *