Образование как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей[1].
Однако право на образование не является абсолютным, оно может быть ограничено Федеральным законом в силу разных причин в различных масштабах. Такие ограничения установлены базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере образования в Российской Федерации, — Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»[2].
В частности, прием на обучение по программам высшего образования по общему правилу проводится на основании результатов единого государственного экзамена, а для лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, — по результатам вступительных испытаний. При этом обучающиеся обязаны проходить промежуточную итоговую аттестацию, а так же по завершении освоения основных образовательных программ — государственную итоговую аттестацию, неудовлетворительные результаты или непрохождение которых ведет к отчислению обучающихся из образовательной организации.
Между тем, гарантируя право человека на образование, федеральный законодатель предусмотрел возможность восстановления обучающихся, отчисленных из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в связи с непрохождением государственной итоговой аттестации, в данной организации.
Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося по инициативе этой организации по указанному основанию, определяются локальным нормативным актом этой организации.
Данное положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимается руководителями некоторых образовательных организаций как предоставление им неограниченных полномочий по регулированию порядка восстановления обучающихся, отчисленных в результате непрохождения ими государственной итоговой аттестации, что приводит к незаконному и необоснованному ограничению права обучающихся на восстановление в образовательной организации и получение образования.
В частности, локальным нормативным актом образовательной организации о порядке и условиях восстановления обучающихся может быть установлена обязанность обучающегося, отчисленного в связи с непрохождением государственной итоговой аттестации и обратившегося за восстановлением, ликвидировать академическую задолженность, возникшую в результате изменения образовательной программы в период с момента отчисления до момента восстановления. Например, в образовательную программу включены новые учебные дисциплины, по которым необходимо проходить промежуточную аттестацию. Следовательно, по мнению образовательной организации, для восстановления и допуска обучающегося для прохождения государственной итоговой аттестации, обучающийся обязан сдать экзамены по этим новым дисциплинам.
Однако такая позиция образовательной организации является противоречащей законодательству об образовании и нарушающей права обучающихся.
Согласно пункту 3 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры[3] (далее — Порядок) к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Представляется, что сам по себе допуск обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации предполагает отсутствие академической задолженности у этого обучающегося, в противном случае обучающийся не был бы допущен к прохождению государственной итоговой аттестации.
Положения частей 7 и 8 ст. 59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируют право обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию или получивших на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. При этом не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.
В соответствии с пунктом 42 Порядка лицо, не прошедшее государственную аттестацию, может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не ранее чем через 10 месяцев и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации, которая не пройдена обучающимся.
Указанное лицо может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не более двух раз.
Для повторного прохождения государственной итоговой аттестации указанное лицо по его заявлению восстанавливается в организации на период времени, установленный организацией, но не менее периода времени, предусмотренного календарным учебным графиком для государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.
Таким образом, в случае обращения обучающегося, ранее отчисленного из образовательной организации в связи с непрохождением государственной итоговой аттестации, в образовательную организацию с заявлением о его восстановлении для прохождения государственной итоговой аттестации, обучающийся должен быть восстановлен образовательной организацией для защиты выпускной квалификационной работы. Повторного получения допуска для повторного прохождения государственной итоговой аттестации законодательством об образовании не предусмотрено. Это относится и к тем случаям, когда за период с момента отчисления до момента восстановления в образовательную организацию в образовательную программу по соответствующей специальности были внесены изменения.
Требование образовательной организации ликвидировать академическую задолженность, возникшую в результате изменения образовательной программы, для восстановления для повторного прохождения государственной итоговой аттестации не соответствует требованиям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, так как по сути возлагает на обучающегося обязанность пройти повторное обучение по соответствующей образовательной программе.
Восстановление лица на реализуемую образовательной организацией образовательную программу означает лишь то, что обучающийся может быть восстановлен на образовательную программу, по которой ранее проходил обучение а не какую-либо другую образовательную программу. То есть, если до отчисления обучающийся проходил обучение по образовательной программе по специальности «юриспруденция», то на данную образовательную программу он и должен быть восстановлен.
В соответствии с пунктами 1, 4 и 5 статьи 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании).
В силу пунктов 1, 2 и 4 статьи 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Таким образом, локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие порядок и условия восстановления обучающихся в образовательной организации и порядок прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования не могут предусматривает повторного получения допуска для прохождения государственной итоговой аттестации для обучающихся, отчисленных ранее в связи с непрохождением ими государственного итогового испытания. Если какие-либо отдельные положения данных локальных нормативных актов и можно истолковать таким образом, что восстанавливающемуся для повторного прохождения государственной итоговой лицу требуется повторно получать допуск для этого, то эти положения не могут применяться, так как они противоречат ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядку прохождения государственной итоговой аттестации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем — договор об образовании.
Согласно пункту 2 этой же статьи в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
Таким образом, для восстановления обучающегося в образовательной организации для повторного прохождения государственной итоговой аттестации достаточно наличия волеизъявления этого обучающегося, выраженного в соответствующем заявлении, и издания образовательной организацией распорядительного акта о восстановлении обучающегося в образовательной организации для повторного прохождения государственной итоговой аттестации. Заключения договора об образовании и внесения платы за повторное прохождение государственной итоговой аттестации не требуется.
В случае нарушения права обучающегося на восстановление в образовательной организации для повторного прохождения государственной итоговой аттестации по её вине, образовательная организация обязана возместить причиненный обучающемуся моральный вред, поскольку образование является нематериальным благом (ст. 150 и 151 Гражданского кодекса Российской Федерации»)[4].
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Рос. газ. 1993. № 237. ↑
- Федеральный закон 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ↑
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. Приказом Минобрнауки от 29.06.2015 г. № 636). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ↑
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ↑