В данном деле в интересах доверителя я обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о привлечении должника по алиментам П.Н.В. к ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. Начальник отдела судебных приставов сообщил доверителю, что к административной ответственности должник не привлечен, так как обязался представить расписки, подтверждающие уплату алиментов за спорный период. На согласившись с бездействием начальника отдела судебных приставов и судебного пристава-исполнителя, выразившемся в непривлечении должника к административной ответственности, я обратился в районный суд с административным иском об оспаривании их бездействия. В результате чего в отношении должника был составлен протокол по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, который был передан на рассмотрение мировому судье. Должнику было назначено наказание в виде обязательных работ на срок 80 часов.


Мой доверитель Д.И.А. обратилась в отдел судебных приставов Полесского района Управления ФССП России по Калининградской области с заявлением о совершении исполнительных действий, в котором указала, что в данном отделе судебных приставов находится исполнительное производство, возбужденное на основании решения мирового судьи 6 судебного участка Центрального района г. Калининграда о взыскании с П.Н.В. в пользу Д.И.А. алиментов на содержание несовершеннолетнего П.Н, в твердой денежной сумме в размере 7 977 рублей ежемесячно с последующей индексацией.

В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, преследуется в административном порядке.

В период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года, то есть более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, должник, будучи трудоустроен в ООО «Д.» и в ООО «Э.» не уплачивал без уважительных причин в нарушение указанного выше решения суда средства на содержание несовершеннолетнего П.Н. указанное выше решение суда.

Таким образом, бездействие П.Н.В. образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, совершенного в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года.

Просила привлечь должника П.Н.В. к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ, за неуплату без уважительных причин в нарушение решения мирового судьи 6 судебного участка Центрального района г. Калининграда средств на содержание несовершеннолетнего сына П.Н. в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года.

В ответ на заявление Д.И.А. ОСП Полесского района сообщил, в числе прочего, что посредством телефонной связи должник П.Н.В. был вызван на прием к судебному приставу-исполнителю, у должника было отобрано объяснение, в котором он пояснил, что от уплаты алиментов не уклоняется, официально трудоустроен в ООО «Д.», алименты ежемесячно удерживаются из его заработной платы в размере 8 526,00 рублей, в подтверждение чего предоставил судебному приставу-исполнителю платежные поручения о перечислении денежных средств взыскателю.

Одновременно должник сообщил о том, что за период с сентября по декабрь 2019 года у него имеются расписки от взыскателя о получении денежных средств и обязался их предоставить судебному приставу-исполнителю. Должнику вручено требование о предоставлении имеющихся у него доказательств (расписок) в установленный срок, в случае непредставления документов будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ.

На согласившись с данным ответом ОСП Полесского района Д.И.А. обратилась в Полесский районный суд Калининградской области с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц службы судебных приставов, в котором указала, что представитель Д.И.А. Тимохин А.И. направил почтой в ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области адресованное судебному приставу-исполнителю Шершневой О.В. заявление о совершении исполнительных действий, в котором, в частности, просил привлечь должника П.Н.В. к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ.

Указанное заявление поступило в ОСП Полесского района 20 июля 2020 года.

07 августа 2020 года на адрес моей электронной почты поступило письмо за подписью вр.и.о. начальника ОСП Полесского района Таранек К.Э. от 31 июля 2020 года, в котором на указанное выше заявление о привлечении должника к административной ответственности сообщалось следующее: «должник сообщил о том, что за период с сентября по декабрь 2019 года у него имеются расписки от взыскателя о получении денежных средств и обязался их предоставить судебному приставу-исполнителю. Должнику вручено требование о предоставлении имеющихся у него доказательств (расписок) в установленный срок, в случае непредставления документов будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ».

От судебного пристава-исполнителя Шершневой О.В., которой было адресовано заявление, ответа на него в адрес взыскателя не последовало.

В административном исковом заявлении я выразил свое несогласие с такими действиями (бездействием) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.

В силу ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об органах принудительного исполнения» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Как следует из материалов дела, 20 июля 2017 года в ОСП Полесского района поступило мое заявление в интересах Д.И.А. о совершении исполнительных действий, в котором я в частности просил привлечь должника П.Н.В. к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ, за неуплату без уважительных причин в нарушение решения мирового судьи 6 судебного участка Центрального района г. Калининграда от 19 ноября 2014 года суда средств на содержание несовершеннолетнего сына П.Н. в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года.

В обоснование заявление указал, что в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года, то есть более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, должник, будучи трудоустроен в ООО «Д.» и в ООО «Э.» не уплачивал без уважительных причин в нарушение указанного выше решения суда средства на содержание несовершеннолетнего П.Н. указанное выше решение суда.

Таким образом, бездействие П.Н.В., на мой взгляд, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, совершенного в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года.

07 августа 2020 года на адрес моей электронной почты поступило письмо за подписью вр.и.о. начальника ОСП Полесского района от 31 июля 2020 года, в котором на указанное выше заявление о привлечении должника к административной ответственности сообщалось следующее: «должник сообщил о том, что за период с сентября по декабрь 2019 года у него имеются расписки от взыскателя о получении денежных средств и обязался их предоставить судебному приставу-исполнителю. Должнику вручено требование о предоставлении имеющихся у него доказательств (расписок) в установленный срок, в случае непредоставления документов будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ».

В соответствии с ч. 1 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Согласно ч. 3 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» перечень мер принудительного исполнения не является исчерпывающим.

Согласно диспозиции ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в административном порядке преследуется неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

По смыслу указанных выше норм закона в их системной связи следует, что возможность привлечения должника к административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, направлена на понуждение должника к исполнению решения суда о взыскании алиментов, то есть к выплате денежных средств взыскателю, а следовательно, привлечение должника к административной ответственности за указанное правонарушение является мерой принудительного исполнения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются, в частности, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В силу ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, КоАП РФ не допускает иной возможности для должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, к которым относится и начальник отдела – старший судебный пристав, нежели возбуждение дела об административном правонарушении или отказ в его возбуждении

Поскольку предметом моего заявления в интересах Д.И.А. было, в частности, возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, изложенная в письме вр.и.о. начальника ОСП Полесского района позиция о возможном возбуждении в отношении П.Н.В. дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в будущем, независимо от порядка её оформления, фактически сводится к отказу в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Вр.и.о. начальника ОСП Полесского района указал в письме от 31 июля 2020 года, что «должник сообщил о том, что за период с сентября по декабрь 2019 года у него имеются расписки от взыскателя о получении денежных средств и обязался их предоставить судебному приставу-исполнителю. Должнику вручено требование о предоставлении имеющихся у него доказательств (расписок) в установленный срок, в случае непредоставления документов будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ».

Между тем, материалы исполнительного производства о взыскании с П.Н.В. в пользу Д.И.А. алиментов на содержание несовершеннолетнего сына П.Н. документов, подтверждающих уплату П.Н.В. в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года алиментов, не содержат.

Более того, никаких требований о предоставлении доказательств (расписок), подтверждающих уплату алиментов в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года П.Н.В. не вручалось.

Таким образом, на момент рассмотрения моего заявления о привлечении П.Н.В. к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, имелись данные о том, что в период с 01 сентября 2019 года по декабрь 2019 года, то есть в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, П.Н.В. в нарушение решения мирового судьи 6 судебного участка Центрального района г. Калининграда от 19 ноября 2014 года не уплачивал средств на содержание несовершеннолетнего сына Пономарева Никиты.

Следовательно, у вр.и.о. начальника ОСП Полесского района и (или) судебного пристава-исполнителя Шершневой О.В. имелись достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, совершенного П.Н.В.

Таким образом, поскольку имелся повод для возбуждения дела об административном правонарушении (мое заявление о привлечении П.Н.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ), а также данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, имелись и все основания для возбуждения дела об административном правонарушении по указанной статье КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Однако в нарушение указанных законоположений, вр.и.о. начальника ОСП Полесского района и (или) судебный пристав-исполнитель Шершнева О.В. дело об административном правонарушении в отношении П.Н.В. в установленный КоАП РФ сроки не возбудили.

При таких обстоятельствах, вр.и.о. начальника ОСП Полесского района Тарнек К.Э. и (или) судебный пристав-исполнитель Шершнева О.В. допустили незаконное бездействие.

Поскольку возможность привлечения должника к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, является мерой принудительного исполнения, непринятие мер по своевременному возбуждению дела об административном правонарушении не отвечает принципам и задачам исполнительного производства, так как создает реальную угрозу праву взыскателя Д.И.А. не правильное и своевременное исполнение решения мирового судьи о взыскании алиментов.

Просил признать незаконным бездействие вр.и.о. начальника отдела судебных приставов Полесского района Управления ФССП России по Калининградской области Т.К.Э. и судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Полесского района Управления ФССП России по Калининградской области Ш.О.В., выразившееся в невозбуждении в установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок в отношении должника П.Н.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ.

Обязать вр.и.о. начальника отдела судебных приставов Полесского района Управления ФССП России по Калининградской области Т.К.Э. и судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Полесского района Управления ФССП России по Калининградской области Шершневу О.В. возбудить в отношении должника П.Н.В. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ.

В целях устранения допущенных нарушений КоАП РФ судебный пристав-исполнитель Шершнева О.В. 04 сентября 2020 г. в отношении П.Н.В. составлен протокол об административном правонарушении по ст.5.35.1 ч.1 КоАП РФ. в котором указала, что 03 августа 2015 года в отделе судебных приставов ОСП по ВАД по г. Калининграду возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей 6-го судебного участка Центрального района г. Калининграда, в соответствии с которым П.Н.В. обязан к уплате денежных средств в пользу Д.И.А. в счет алиментов в размере 1 величины прожиточного минимума, установленного для детей в Калининградской области, ежемесячно на содержание сына Н., начиная с 21.10.2014 года и до его совершеннолетия, с последующей индексацией по закону. П.Н.В. судебным приставом-исполнителем был предупрежден об административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35-1 КоАП РФ и об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ. Решение вышеуказанного суда не исполнял, уклонялся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, задолженность по алиментам за период с 01.10.2019 года по 31.12.2019 года составила 32364 руб. 00 коп., а общая задолженность по алиментам составляет 554516 руб.49 коп.

Административный материал был передан судебным приставом-исполнителем мировому судье Полесского района Калининградской области для рассмотрения по существу.

П.Н.В. в судебном заседании пояснил, что средства на содержание ребенка в указанный период не выплачивал, в настоящее время работает, с него по месту работы взыскиваются алименты на содержание ребенка.

Потерпевшая Д.И.А. в судебном заседании пояснила, что П.Н.В. в указанный период средства на содержание ребенка не выплачивал, в настоящее время с января 2020 года от П.Н.В. поступают алименты на содержание ребенка, но не в полном объеме.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав П.Н.В., потерпевшую Д.И. А., суд пришел к выводу о наличии вины П.Н.В. в совершении правонарушения.

Частью 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 1 ст.80 Семейного Кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Вина П.Н.В. подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении №101 от 04.09.2020 года, из которого следует, что П.Н.В. не уплачивал алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка согласно решения суда более 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, копией исполнительного листа, выданного мировым судьей 6-го судебного участка Центрального района г. Калининграда, в соответствии с которым П.Н.В. обязан к уплате денежных средств в пользу Д.И.А. в счет алиментов в размере 1 величины прожиточного минимума, установленного для детей в Калининградской области, ежемесячно на содержание сына Н., начиная с 21.10.2014 года и до его совершеннолетия, с последующей индексацией по закону, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 03.08.2015 года, постановлением о принятии исполнительного производства к исполнению от 11.06.2020 гола, постановлением о расчете задолженности по алиментам от 01.09.2020 гола.

из которого следует, что размер задолженности за период с 01.10.2019 года по 31.12.2019 года составил 32364 руб.00 коп., а общая задолженность составляет 554516 руб.49 коп.

Уважительных причин неуплаты алиментов на содержание ребенка за указанный период со стороны П.Н.В. суд не усматривает. П.Н.В. является лицом трудоспособным, противопоказаний к труду не имеет, следовательно, имел возможность трудоустроиться и выплачивать алименты на содержание ребенка.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что П.Н.В. совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.35.1 ч.1 КоАП РФ – неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетнего ребенка в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При назначении наказания суд учел личность П.Н.В., который привлекается к административной ответственности за аналогичное правонарушение впервые, в настоящее время работает, приступил к уплате алиментов на содержание ребенка, и счел возможным назначить ему наказание за совершенное правонарушение в виде обязательных работ.

На основании изложенного мировой судья постановил признать П.Н.В. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 ч.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде обязательных работ на срок 80 (восемьдесят) часов.

Заявление о совершении исполнительных действий

Сообщение старшего судебного пристава

Административное исковое заявление о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя

Постановление мирового судьи о назначении административного наказания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *