Районный суд удовлетворил исковые требования моего доверителя К.Т.М. о признании за ней права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Министерство социальной защиты области не согласилось с таким решением и обжаловало его в кассационном порядке. Судебная коллегия, рассмотрев кассационную жалобу министерства, нашла решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения.


В интересах К.Т.М. я обратился в суд с иском, указав, что она является бывшим несовершеннолетним узником фашизма, имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О ветеранах», в том числе на льготы по обеспечению жильем. 11 марта 2010 года К.Т.М. получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета № 455 в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 20 ноября 2008 года №762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета». После получения указанного свидетельства, К.Т.М. стала оформлять документально предоставленное ей право на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. С помощью риэлтора нашла подходящее ей жилое помещение, уплатила предоплату в размере 30 000 рублей, готовила договор купли-продажи, однако 05 апреля 2010 года сотрудником органов социальной защиты г. Светлого Калининградской области ей было предложено вернуть выданный сертификат по тем основаниям что она не имеет права на данную льготу.

С данным решением и требованием органов социальной зашиты К.Т.М. не согласилась, считала, его незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданные фашистами в период второй мировой войны, приравнены во льготах к участникам Великой Отечественной войны в полном объеме.

В этой связи просила признать за ней, как бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, право на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.

Рассмотрев дело, Ленинградский районный суд г. Калининграда 29 сентября 2010 года постановил решение, которым исковые требования К.Т.М. удовлетворил.

За К.Т.М. признано право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, выданного К.Т.М.

В кассационной жалобе Министерство социальной политики Калининградской области, не соглашаясь с решением суда, просило его отменить, указывая, что из смысла п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 14, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что бывшее несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». В целях реализации обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принято Постановление Правительства Калининградской области от 20 ноября 2008 года № 762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета», в силу которого на Министерство социальной политики возложена обязанность по составлению Сводного списка граждан- претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в планируемом году на основании утвержденных главами муниципальных образований извлечений из списков граждан и вручение Свидетельств. Являясь органом исполнительной власти Калининградской области, ими было исполнено письмо Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07, согласно которому бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Не учтено при рассмотрении дела, что в соответствии с п. 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года №614, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия нашла его подлежащим оставлению без изменения.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09 января 2010 года № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Из материалов дела усматривается, что К.Т.М., 1941 года рождения, является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей…», а также пунктом 8 ст. 154 от 22 августа 2004 г. № 122, пользуется мерами социальной поддержки, установленными для инвалидов Великой отечественной войны.

Истица с 1 февраля 2010 года поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в МО «Светловский городской округ» и состоит в учетном списке в настоящее время.

Также по состоянию на 11 марта 2010 года истица включена в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 года №,5-ФЗ «О ветеранах».

К.Т.М. было оформлено надлежащим образом заявление о включении в сводный список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

11 марта 2010 года К.Т.М. Министерством жилищно- коммунального хозяйства и строительства Правительства Калининградской области как нуждающейся в улучшении жилищных условий было выдано свидетельство № 455 на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере 1 108 800 руб. со сроком действия свидетельства до 11 декабря 2010 года.

Исходя из наличия у нее данного права, признанного государством, истица стала совершать дальнейшие действия, направленные на реализацию своего права, начала подыскивать приемлемый вариант жилого помещения, состоялись предварительные договоренности о заключении договора купли- продажи определенной квартиры.

Однако, впоследствии – в апреле 2010 года представителем ответчика ей было предложено вернуть выданный сертификат по тем основаниям, что она не имеет права на данную льготу, что следует из разъяснений Министерства регионального развития РФ, согласно которым обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 бывших несовершеннолетних узников концлагерей не предусмотрено.

Удовлетворяя исковые требования К.Т.М. и признавая за ней право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета №455 от 11 марта 2010 года, выданного К.Т.М., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Органы государственной власти, осуществляющие реализацию законов, касающихся предоставления тех или иных мер социальной поддержки, льгот и компенсаций категории граждан, являющихся менее социально защищенными по сравнению с иными категориями, должны соблюдать как принцип справедливости и равенства, так и принцип правовой предсказуемости, что обеспечивает поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, государственных органов, их действиям и решениям. Сохранение правовой стабильности означает помимо прочего обязанность органов государственной власти не допускать произвольной отмены уже признанного и предоставленного права и изменение правовых ожиданий гражданина, связанных с реализацией этого права.

Осуществляя комплекс мер, связанных с реализацией К.Т.М. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья (постановка на учет, включение в сводный список претендентов на получение социальной выплаты, оформление и выдача свидетельства), органы государственной власти не ставили под сомнение ее право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки и такое ее право признавали.

Каких-либо фактов, свидетельствующих о злоупотреблении истицей своим правом на получение указанной меры социальной поддержки, предоставление недостоверных данных, касающихся нуждаемости истца либо его статуса, судом не установлено.

Включив истицу в сводной список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, оформив и выписав на имя К.Т.М. 11 марта 2010 года свидетельство № 455 о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, тем самым Министерство социальной политики Калининградской области осуществило комплекс мер, связанных с реализацией К.Т.М. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Данное обстоятельство подтверждается и п. 21 Постановления Правительства Калининградской области от 20 ноября 2008 года № 762, согласно которому право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.

Фактически выдачей свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, Министерством социальной политики Калининградской области реализовано право истцы на получение данной меры социальной поддержки.

Кроме этого, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Европейский суд по правам человека в Постановлениях по делам «Шаркизянов против Российской Федерации» (жалоба №39888/02), «Малиновский против Российской Федерации» (жалоба №41302/02) указывает, что требования в отношении невыплаченных денежных сумм, которые достаточно обоснованы, представляют собой «имущество», предусматриваемое статьей 1 Протокола№ 1 к Конвенции.

Таким образом, истица, имеющая установленные законом льготы по обеспечению жильем, получив от государственных органов свидетельство о реализации такого права, приобрела, исходя из позиции Европейского суда по правам человека, право собственности на денежные средства социальной выплаты, которых была неправомерно, вопреки установленному ст. 35 Конституции РФ порядку, лишена.

С учетом изложенного, исходя из конституционного и международного принципа правовой определенности, правовой предсказуемости и сохранения разумной правовой стабильности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже признанное право и изменения правовых ожиданий гражданина, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования К.Т.М. о признании права на получение социальной выплаты подлежат удовлетворению.

В этой связи доводы кассационной жалобы Министерства социальной политики Правительства Калининградской области об отсутствии у истицы права на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, о соблюдении действующего федерального законодательства не могут являться основанием к отмене правильного по существу решения суда первой инстанции.

Решение суда судебная коллегия признала законным и обоснованным и оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы не усмотрела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *