«Безвестное отсутствие» в российском гражданском праве подразумевает наличие решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим. Безвестное отсутствие неоднородное правовое явление на всем его временном протяжении. Само явление обнаруживает себя в момент исчезновения лица и имеет длительность во времени, когда лицо фактически пропало, но в отношении него еще не вынесено решение суда о признании его безвестно отсутствующим.
В связи с этим возникает необходимость определить гражданское состояние безвестно отсутствующего лица с момента его фактической пропажи до момента его признания в судебном порядке безвестно отсутствующим.
В такой ситуации с момента, когда начинается исчисление срока безвестного отсутствия гражданина и до момента вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим он должен считаться пропавшим без вести.
Это позволяет выделить отдельные стадии безвестного отсутствия, которые обладают сущностными отличиями. При прохождении одной стадии создаются необходимые условия для перехода в следующую стадию. Это возможно только при совершении действий, предусмотренных в предыдущей стадии. Каждая стадия преследует определенную цель, связанную с гражданско-правовым регулированием безвестного отсутствия.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению стадий стоит сказать, следующее: первая стадия – фактическое безвестное отсутствие (период, когда безвестное отсутствие юридически не оформлено); вторая стадия ‒ юридическое безвестное отсутствие (период после вступления в силу решения суда о признании безвестного отсутствия); в ряде случаев возможна третья стадия – явка безвестно отсутствующего гражданина и в соответствии с этим отмена решения суда о признании лица безвестно отсутствующим. Обособление этой стадии, обусловлено возникновением правоотношений, которые связаны с участием лица, утратившего статус безвестно отсутствующего.
Рассмотрим более подробно отдельные стадии безвестного отсутствия граждан:
1. Фактическое безвестное отсутствие (период, когда безвестное отсутствие юридически не оформлено)
При пропаже лица без вести (фактическом безвестном отсутствии), возникают имущественные риски, как у самого без вести пропавшего, так и у других лиц, с которыми он связан правоотношениями или имеющими интерес в установлении таких отношений.
Гражданско-правовое регулирование, которое должно иметь целью охрану интересов лица, без вести пропавшего, в гражданском законодательстве РФ развито недостаточно.
Стоит отметить, что даже «статистику без вести пропавших в РФ стали вести только с 2000 года»[1].
Проведение настоящего исследования, позволило обратить внимание на охрану интересов без вести пропавшего лица, в законодательстве других стран.
Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) от 21.03.1804г. (далее – ГК Франции)[2] предусматривает, что неопределенность положения «лица, которое перестало появляться в месте своего жительства» определяется как стадия «предположения (презумпции) отсутствия».
В ГК Франции, титуле IV «Об отсутствующих», в главе 1, которая называется «О предположениях отсутствия» в ст. 112 говорится: если лицо перестало, появляться в месте своего жительства или пребывания, не имеется никаких известий, то судья по делам опеки может по просьбе заинтересованных сторон или прокуратуры констатировать наличие предположения отсутствия».
В отношении имущества этого лица, в соответствии со ст.113: судья может назначить одного или нескольких родственников или свойственников, или, в случае необходимости, любых других лиц для представительства лица, которое предполагается отсутствующим, в осуществлении его прав или в любых актах, в которых оно могло быть заинтересовано, а также для управления всем или частью его имущества; представительство лица, которое предполагается отсутствующим, и управление его имуществом регулируются нормами, применяемыми в случаях законного управления под судебным наблюдением, как это предусмотрено для несовершеннолетних, и, кроме того, с последующими изменениями.
Представляет интерес тот факт, что в некоторых в странах в момент пропажи гражданина без вести, в отношении него используется понятие «исчезновение лица».
Исследователь французского гражданского права Л.Жюллио де ла Морандьер, еще в 50-е годы прошлого столетия отмечал, «что в гражданском праве Франции издавна существует стадия «презумпции безвестного отсутствия». Она начинается в момент исчезновения (лица) или в момент получения последних вестей об отсутствующем и длится пять или семь лет в зависимости от того, оставлен или не оставлен отсутствующим уполномоченный для управления его имуществом»[3].
Справедливо замечание В.Н. Захватаева, что в ГК Франции «в подавляющем большинстве формулировки статей (особенно тех которые сохранились в своей первоначальной редакции или были изменены в более ранние периоды) изложены предельно кратко, ясным, простым и общедоступным языком»[4].
Е.А.Васильев указывал, что «развитие института безвестного отсутствия во Франции заключалось, в том, что наиболее существенные изменения были внесены в ФГК в 1970-х годах, в главу IV книги I Кодекса. Вместо предусмотренных ранее трех этапов (объявление безвестного отсутствия; введение правопреемников во временное владение; введение правопреемников в окончательное владение) законом были введены два этапа урегулирования отношений, связанных с безвестным отсутствием: 1) о презумпции безвестного отсутствия; 2) об объявлении безвестного отсутствия»[5].
Уместно отметить, что при некоторой рецепции другими странами, норм ГК Франции, в том числе норм института безвестного отсутствия, были введены новеллы.
Например, в гражданском кодексе Квебека, франкофонной провинции Канады, в соответствии со ст. 86 «опека осуществляется над самим безвестно отсутствующим, а не над его имуществом»[6].
Представляется, что именно французское законодательство в силу исторических и политических причин имеет наиболее разработанный институт безвестного отсутствия, что повлияло на развитие этой группы норм в других странах.
Так, некоторые положения ГК Франции содержатся и в Гражданском кодексе Испании от 24.07.1889 г. (далее – ГК Испании)[7]. Книга 1, раздел 8 ГК Испании содержит нормы о признании физического лица безвестно отсутствующим, а также используется понятие «исчезновение лица».
Согласно ст. 183 ГК Испании: «лицо, исчезнувшее со своего постоянного места жительства или последнего места жительства, считается в ситуации законного отсутствия».
В соответствии со ст.181 ГК Испании говорится, что в любом случае, при исчезновении лица с его постоянного места жительства, или с его последнего места жительства без каких-либо дальнейших вестей о нем, по требованию заинтересованной стороны или государственного обвинителя, судья может назначить защитника для защиты и представления исчезнувшего человека в суде или в каком-либо деле, если ситуация не допускает задержки без нанесения серьезного ущерба.
Непосредственное влияние ГК Испании оказал на развитие гражданского законодательства стран Латинской Америки.
Гражданский кодекс Перу от 24.07.1984г. (далее – ГК Перу)[8] так же содержит понятие «исчезновение лица», в титуле VI «Безвестное отсутствие», в книге 1 «Лица», где глава 1 называется «Исчезновение».
В соответствии со ст. 47 ГК Перу: если лицо отсутствует в месте своего жительства и нет сведений о его пребывании, суд первой инстанции по месту жительства или по месту нахождения имущества исчезнувшего лица вправе по заявлению заинтересованной стороны или прокуратуры принять решение о назначении попечителя над имуществом. Такое назначение не производится, если у исчезнувшего лица имеется представитель с достаточными правомочиями.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в некоторых странах обособляется стадия (предваряющая объявление лица безвестно отсутствующим), в которой без вести пропавшее лицо именуется как «исчезнувшее».
Представляется, что для российского гражданского права, понятие «исчезнувший», используемое в приведенных зарубежных законодательствах, не совсем приемлемо, т.к. в русском языке оно носит не правовой, а мистический характер.
Словосочетание «без вести пропавший», с лексической точки зрения так же обладает некоторой избыточностью, так как любая пропажа уже обладает качеством неизвестности, но подход к образованию данного термина в русском языке достаточно устойчив[9].
Обозначение в этой стадии гражданина как «без вести пропавшего», в российском гражданском праве представляется вполне приемлемым и могло бы быть воспринято законодателем.
Выделение в российском гражданском праве первой стадии, как пропажи лица без вести, т.е. фактического, (юридически не оформленного) гражданского состояния обусловлено тем, что уже на данном этапе существует правовое регулирование в отношении без вести пропавшего лица, а так же совершаются действия, влекущие за собой различные правовые последствия:
‒ поступает заявление или сообщение в отношении без вести пропавшего лица в органы внутренних дел;
‒ принимаются меры для установления места пребывания гражданина;
‒ формируется информационная основа для признания гражданина безвестно отсутствующим;
‒ назначается управляющий имуществом без вести пропавшего лица, в соответствии с п. 2. ст. 43 ГК РФ орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания безвестно отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом;
‒ продолжается действие доверенности в отношении гражданина, выдавшего доверенность (без вести пропавшего);
‒ продолжается действие доверенности в отношении гражданина, которому выдана доверенность (без вести пропавшего).
Следовательно, гражданин в течение года отсутствует, (при этом он не признан безвестно отсутствующим), но в отношении него совершаются действия гражданско-правового характера.
Первая стадия начинается в момент обнаружения отсутствия связи и сведений о месте пребывания «без вести пропавшего» лица.
Представляется целесообразным в гражданском законодательстве Российской Федерации установления норм о проведении на этой стадии отдельных действий по охране имущества.
Учитывая назначение рассматриваемого института, конструкция безвестного отсутствия некоторым образом объединяет основополагающие представления, которые могли бы быть использованы и в гражданском законодательстве Российской Федерации, а именно: возможность исполнения лицами, представляющими интересы без вести пропавшего лица, исполнение его отдельных обязанностей уже на этой стадии (например, выделять деньги на содержание иждивенцев с расчетного счета, открытого на его имя в банке на основании определения суда приказа нотариуса — по аналогии с расходами на погребение.)
Первая стадия завершается в момент вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или в случае явки гражданина, пропавшего без вести, а так же в момент вступления в законную силу решения суда силу об объявлении гражданина умершим.
2. Безвестное отсутствие (Безвестное отсутствие как юридически оформленное гражданское состояние)
Законодатель признает гражданина безвестно отсутствующим не с момента, когда он фактически пропал без вести, а при вступлении в силу решения суда о признании его таковым, что позволяет отделить эту стадию безвестного отсутствия от предыдущей, в которой созданы условия для юридического оформления гражданского состояния безвестного отсутствия.
Объявление о безвестном отсутствии лица содержит гражданское законодательство различных стран.
В уже упомянутом ГК Перу в титуле VI «Безвестное отсутствие», в книге 1 «Лица», в главе 2 «Объявление о безвестном отсутствии» в соответствии со ст. 49: по истечении двух лет с момента получения последних известий об исчезнувшем любое заинтересованное лицо, интересы которого не противоречат закону, или прокуратура вправе ходатайствовать перед судом об объявлении исчезнувшего лица безвестно отсутствующим[10].
— установление судом цели признания лица безвестно отсутствующим;
— обоснование необходимости постоянного управления имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим;
В Германском Гражданском Уложении, «для ликвидации неопределенности при безвестном отсутствии гражданина заинтересованные лица имели возможность в судебном порядке опубликовать объявление о безвестном отсутствии гражданина и принять меры для поддержания и защиты его имущества»[11].
Необходимо отметить, что сроки объявления безвестного отсутствия устанавливались разные.
Стадия объявления гражданина безвестно отсутствующим имеет место в законодательстве разных стран, в том числе и в гражданском законодательстве Российской Федерации (обозначается как «признание гражданина безвестно отсутствующим») и на этой стадии происходит гражданско-правовое регулирование в отношении безвестно отсутствующего лица и его имущества. Это обусловлено совершением определенных действий:
‒ установление судом факта отсутствия сведений о месте пребывания гражданина;
— определение доверительного управляющего имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим;
— вынесение судом решения о признании лица безвестно отсутствующим;
— заключение органом опеки и попечительства с доверительным управляющим договора доверительного управления.
— выдача содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать;
— прекращение действие доверенности в отношении гражданина признанного безвестно отсутствующим в соответствии со ст.188 ГК РФ;
— прекращается действие доверенности выданной гражданином признанном безвестно отсутствующим в соответствии со ст. 188 ГК РФ;
— прекращается действие договора комиссии в соответствии со ст.1002 ГК РФ;
— прекращается действие агентского договора в соответствии со ст.1010 ГК РФ.
В момент, когда вступило в силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, безвестное отсутствие определяется как юридическое гражданское состояние. Данная стадия завершается в момент отмены решения вследствие явки безвестно отсутствующего гражданина или в момент вступления в законную силу судебного решения об объявлении гражданина умершим.
3. Явка гражданина, признанного безвестно отсутствующим
Рассматриваемая стадия находится за пределами безвестного отсутствия, но ее обособление обусловлено возникновением правоотношений (непосредственно связанных с указанным состоянием) с участием лица, утратившего статус безвестно отсутствующего. Так же совершением определенных действий, при явке гражданина, признанного безвестно отсутствующим:
‒ суд отменяет решение о признании гражданина безвестно отсутствующим;
‒ на основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. Стадия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в гражданском законодательстве РФ, могла бы быть дополнена гарантиями в отношении имущества безвестно отсутствующего гражданина. Гарантии охраны имущества и передачи имущества гражданину, признанному безвестно отсутствующим, при его явке существуют в гражданском законодательстве различных стран. Обратившись к Гражданскому кодексу Бразилии от 01.01.1917г. (далее ГК Бразилии)[12], в разделе III «Об окончательном наследовании, в соответствии со ст. 483: «случае возвращения безвестно отсутствующего или кого-либо из его родственников по нисходящей либо восходящей линии в течение десяти лет со дня открытия окончательного наследования он или последние получат только сохранившееся имущество в том состоянии, в котором оно находится, заменившее его имущество или цену, полученную наследниками и другими заинтересованными лицами за вещи, отчужденные после открытия окончательного наследования.
В уже упомянутых Европейских странах вопрос решается следующим образом: в современном ГК Франции, согласно ст. 118: если лицо, предполагаемое отсутствующим, появится или даст о себе знать, то по его просьбе судья прекращает все принятые меры, касающиеся его представительства и управления его имуществом; указанное лицо получает обратно свое прежнее или приобретенное от его имени имущество в период его отсутствия.
Так же в ст. 130 ГК Франции определено: отсутствующий, существование, которого удостоверено судом, получает обратно свое имущество и имущество, которое было приобретено за время его отсутствия, а также цену имущества, которое было отчуждено, или имущество, приобретенное на средства или доходы, которые отсутствующий должен был получить[13].
По Германскому Гражданскому Уложению «в случае объявления безвестно отсутствующего лица, оно вправе было требовать возврата имущества, за исключением потребленных доходов»[14].
Такой подход целесообразно было бы использовать в гражданском законодательстве РФ, а именно: введение гражданско-правового регулирования возврата имущества безвестно отсутствующего и имущества, которое было приобретено за время его отсутствия, а также возврат (полностью или частично) цены имущества, которое было отчуждено, или цены имущества, приобретенного на средства или доходы, которые отсутствующий должен был получить, установление ответственности лиц, представляющего интересы безвестно отсутствующего лица.
Третья стадия начинается в момент явки гражданина, пропавшего без вести, или лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. Завершение этой стадии должно представлять реализацию права возврата имущества указанного лица, имущества, которое было приобретено за время его отсутствия, а также возврата цены имущества, которое было отчуждено, или имущества, приобретенного на средства или доходы, которые отсутствующий должен был получить. Так же установлением ответственности лиц, которые представляли интересы лица, пропавшего без вести, или лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, до его явки.
Предложенные стадии представляют собой совокупность действий цивилистического характера, наряду с проведением процессуальных процедур особого производства, установленных в гл. 30 ГПК РФ (ст. 276-280),
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1) Безвестное отсутствие включает в себя 3 стадии:
1. Первая стадия ‒ фактическое безвестное отсутствие (период, когда безвестное отсутствие юридически не оформлено). Эта стадия гражданского состояния, начинается в момент пропажи лица без вести и заканчивается в момент вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или в случае явки гражданина, пропавшего без вести, а также в момент вступления в законную силу решения суда силу об объявлении гражданина умершим.
2. Вторая стадия – юридическое безвестное отсутствие (период после вступления в силу решения суда о признании безвестного отсутствия); Начинается стадия в момент вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, что позволяет отделить эту стадию от предшествующей, в которой были созданы условия для перехода в стадию юридического безвестного отсутствия. Заканчивается данная стадия в момент отмены решения вследствие явки безвестно отсутствующего гражданина или в момент вступления в законную силу судебного решения об объявлении гражданина умершим.
3. Третья стадия – явка гражданина, признанного безвестно отсутствующим. В этой стадии происходит отмена решения суда о признании лица безвестно отсутствующим в связи с явкой безвестно отсутствующего гражданина.
Эта стадия имеет своей целью установление правоотношений лица, утратившего статус безвестно отсутствующего.
Деление периода безвестного отсутствия на стадии имеет теоретическое и практическое значение. Деление на стадии требуется для того, чтобы определить, что необходимо включить в правовое регулирование, чтобы на каждой стадии обеспечить охрану интересов, поскольку на каждой стадии существуют свои потребности в охране и возможности охраны. В зависимости от стадий статус лица изменяется.
-
Фалалеев М. Не теряйтесь // Российская газета. − 2016. 22 января. – С.5. ↑
-
Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) / Пер. В. Н. Захватаев. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. ↑
-
Жюллио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. Перевод с французского д. ю. н Е.А. Флейшиц. – М.: Изд-во Иностранной лит-ры,1958. С. 321-322. ↑
-
Там же – С.7. ↑
-
Гражданское и торговое право капиталистических государств.3-е изд. перераб. и доп. / Отв. ред. Е.А. Васильев. – М.: «Международные отношения», 1993. С. 67. ↑
-
Гражданский кодекс Квебека. Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М., 1999. С. 51-52. ↑
-
Гражданский кодекс Испании : аннотированный перевод / пер. на рус. яз., обраб. и коммент.: Д. В. Шорников. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. ↑
-
Безбах В.В. Гражданское и семейное право развивающихся стран. — М., 1988. С.12-13. ↑
-
Пропасть без вести. О том, кто бесследно исчез, чья участь неизвестна. // Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб .: «Норинт», 2003. С. 72. ↑
-
Безбах В.В. Гражданское и семейное право развивающихся стран.- М., 1988. С.12-13. ↑
-
Германское право. Часть I. Гражданское уложение. (Серия: Современное Зарубежное и международное частное право) / Пер. с нем. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 405. ↑
-
Безбах В.В. Гражданское и семейное право развивающихся стран. — М., 1988. С. 62. ↑
-
Французский гражданский кодекс. Перевод с французского / Науч. ред.: Лавров Д.Г.; Пер.: Жукова А.А., Пашковская Г.А. — С-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. ↑
-
Германское право. Часть I. Гражданское уложение. (Серия: Современное Зарубежное и международное частное право) / Пер. с нем. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 405. ↑
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Безвестное отсутствие как правовое явление в российском праве
- 1.1. Институт безвестного отсутствия в дореволюционном российском праве
- 1.2. Развитие института безвестного отсутствия в советском российском праве
- 1.3. Институт безвестного отсутствия гражданина в России и в некоторых странах СНГ в переходный период
- Глава 2. Понятийный аппарат и правовая природа безвестного отсутствия
- 2.1. Понятийный аппарат безвестного отсутствия
- 2.2. Правовая природа безвестного отсутствия
- 2.3. Стадии безвестного отсутствия
- Глава 3. Охрана и защита прав безвестно отсутствующего гражданина
- 3.1. Правовой статус безвестно отсутствующего гражданина
- 3.2. Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина
- 3.3. Защита имущественных прав безвестно отсутствующего гражданина
- Глава 4. Исполнение обязательств с участием гражданина, признанного безвестно отсутствующим
- 4.1. Современные проблемы исполнения договорного обязательства при безвестном отсутствии контрагента
- 4.2. Особенности исполнения отдельных видов договорных обязательств при безвестном отсутствии контрагента
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1. Схема проекта федерального закона «О безвестном отсутствии граждан»