Понятие правового статуса, его видов, структуры и содержания[1] является одним из основополагающих и дискуссионных в теории права и современной цивилистике. Конструкция правового статуса к безвестно отсутствующему гражданину не применялась. Принято различать общий, специальный и индивидуальный статус гражданина.

На данный момент законодатель не наделяет безвестно отсутствующего специальным статусом — т.е. не отражает особенность его состояния. Между тем статус безвестно отсутствующего, гражданин приобретает с момента вступления в силу судебного решения о признании его безвестно отсутствующим.

Следует отметить, что споры о структурных элементах правового статуса ведутся до сих пор.

Обращает на себя внимание сложность в определении структуры и содержания правового статуса. Нетрудно заметить, что при безвестном отсутствии граждан правовой статус существенно дестабилизируется ‒ «признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими служит изменению, прекращению правового статуса граждан»[2].

Н.В. Витрук отмечает, что «понятие специального правового статуса охватывает специальные права и обязанности определенной категории людей»[3]. Ученые включают в конструкцию правового статуса разные элементы, но основными элементами признаются:

1. Правоспособность.

Если гражданин признан безвестно отсутствующим ‒ практика и закон не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и обладать правоспособностью в полном объеме.

Безвестно отсутствующий гражданин обладает общей правоспособностью, но при вынесении решения о признании его безвестно отсутствующим у него возникает специальная правоспособность, это обусловлено наличием прав, которые прямо зафиксированы в ГК РФ.

В соответствии со ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. При этом в соответствии с п. 2 ст. 43 ГК РФ орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Комплекс специфических прав безвестно отсутствующего гражданина на данный момент ограничен, его необходимо расширять с целью охраны и защиты, гражданских прав безвестно отсутствующего гражданина.

Однако, «правоспособность и правовой статус – разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием»[4].

Во всех случаях одним из структурных элементов правового статуса являются:

2. Права и обязанности.

Как субъект права безвестно отсутствующий гражданин обладает правовым статусом. Общий правовой статус не может отразить состояние безвестно отсутствующего гражданина.

Содержанием статуса являются права и обязанности. Говоря о правах, следует заметить, что в законе комплекс прав безвестно отсутствующего гражданина весьма ограничен, а вернее представлен специфическими правами (данные права можно назвать специальными, так как возможно точно определить обладателя этого права ‒ безвестно отсутствующий гражданин).

Основанием для возникновения специальных прав является безвестное отсутствие гражданина. Одной из основных функций специальных прав должно стать дополнение общего правового статуса безвестно отсутствующего гражданина, а так же защита прав и сохранение имущества безвестно отсутствующего гражданина. Специальные права существуют, пока гражданин безвестно отсутствует. Наличие специальных прав составляет содержание специального правового статуса.

По словам Н.И. Матузова, «статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности»[5]. Именно это и происходит со статусом безвестно отсутствующего гражданина.

Безусловно, «общий правовой статус остается основой, необходимой предпосылкой существования специального правового статуса, который в свою очередь, конкретизирует положение субъекта. И чем больше степень конкретизации, тем выше эффективность правового регулирования»[6]. Очевидна необходимость эффективного правового регулирования и установление правового статуса безвестно отсутствующего гражданина.

Обзор литературы посвященной правому статусу гражданина позволяет согласиться, что составляющей правового статуса являются:

3. Гарантии прав и свобод.

В соответствии со ст. 44 ГК РФ: в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. Данная статья могла бы быть дополнена гарантиями в отношении имущества безвестно отсутствующего гражданина. Представляется, что создание особого юридического режима имущества безвестно отсутствующего могло бы обеспечить повышенную охрану его прав, ограждая имущество от необоснованных посягательств.

Говоря об особом юридическом режиме, следует отметить, что это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими гарантиями и это могло бы выступить правомерным исключением, установленным в специальных юридических нормах.

Особый юридический режим в отношении имущества безвестно отсутствующего гражданина мог бы представлять собой систему мер, таких как реприватизация жилого помещения, при явке безвестно отсутствующего (если приватизация была произведена без учета интересов безвестно отсутствующего), ответственность за сохранность имущества, выплата денежной компенсации, признание сделки недействительной.

Специальный статус безвестно отсутствующего имеет определенные требования и определенную последовательность для приобретения и утраты. Предпосылками для возникновения этого статуса являются определенные условия:

1) безвестная пропажа человека;

2) заявление в ОВД;

3) истечение определенного времени в соответствии с законом – один год.

Подтверждением специального статуса является решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим. Основанием для прекращения статуса являются определенные юридические факты: явка лица и отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, а так же объявление безвестно отсутствующего гражданина умершим.

Безвестное отсутствие может служить основанием для приостановления специального правового статуса, а именно статуса адвоката, который определяется нормами нескольких отраслей, т.е. является межотраслевым. Он приобретается в соответствии со ст.9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 26.04.2002 г. № 63-ФЗ (далее – Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре)[7].

Новеллой современного законодательства об адвокатуре является институт приостановления статуса адвоката.

Одним из оснований его приостановления, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, является признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном законом порядке.

Специальность адвоката обязывает защищать права и законные интересы граждан и организаций. Нельзя не разделить озабоченность Президента Адвокатской палаты Московской области А.П. Галоганова: «Адвокатов убивают, им угрожают, берут в заложники; выбивают из процессов»[8].

В случае если адвокат пропал без вести, основной версией следствия всегда является осуществление адвокатом своих обязанностей.

Лицо, получившее статус адвоката, должно быть внесено в реестр адвокатов, который ведется в субъекте Российской Федерации, и получить удостоверение, утвержденное федеральным органом юстиции. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

У лица, вошедшего в сообщество адвокатов, возникают специальные права и обязанности.

В соответствии с п. 6. ст. 16 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре: совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменном виде территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен или возобновлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 п. 1 ст. 16 (признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке), и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность.

Уведомить безвестно отсутствующего гражданина о приостановлении его статуса как адвоката невозможно. По утверждению М.Ю. Барщевского: «в период приостановления статуса адвокат не вправе даже именовать себя адвокатом, дабы не вводить никого в заблуждение. Самоидентификация его как адвоката недопустима»[9].

Решение суда о безвестном отсутствии действует по ограниченному кругу лиц и ограниченной территории. При этом если гражданин признан безвестно отсутствующим, фактически может находиться в живых и самоидентифицировать себя как адвоката.

В соответствии с п.3.1 ст. 16 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: адвокат, статус которого приостановлен не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката[10].

Можно сделать вывод, что если адвокат (который признан безвестно отсутствующим) оказал квалифицированную юридическую помощь, то при обнаружении этого факта далее должно последовать прекращение статуса адвоката.

Данная норма Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре ставит адвоката в неоправданно жесткие рамки, ограничивая его права.

Вышеупомянутый закон говорит о приостановлении не только адвокатской деятельности, но и статуса адвоката в целом, подчеркивая, что осуществление адвокатской деятельности − всего лишь часть его статуса (см. пункт 1 ст. 16 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

Далее отмечается, что задача приостановления, по сути, та же − предоставление права лицам, уже прошедшим процедуру приобретения статуса адвоката, но не имеющим возможности заниматься адвокатской деятельностью в связи обстоятельствами, перечисленными в пункте 1 ст. 16 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, после прекращения действия этих обстоятельств вернуться к адвокатской деятельности, не проходя вновь через квалификационный экзамен[11].

Представляется целесообразным уточнение в ст.16 упомянутого Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре: лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката, кроме п.4. ст. 16: признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке.

Отмечается, что в период приостановления статуса: «Адвокат не обязан исполнять требования закона об обязательном участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению, соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката, исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ, отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты и на содержание соответствующего адвокатского образования, а также исполнять другие обязанности, возложенные на адвокатов статьей 7 и другими статьями закона»[12]. Целесообразно дополнение: если адвокат не имеет возможности исполнять требования закона.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Правовой статус безвестно отсутствующего гражданина является специальным, определяется специальными правами.

2. Безвестное отсутствие может служить основанием приостановления специального статуса.

  1. Под «правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе» // Венгеров А.Б. Теория государства и права. – В 2 ч. – Ч. II. Теория права. – Том II. – М.: Юрист,1997. С. 142.

  2. Боннер А.Т., Квиткин В.Т. Судебный контроль в области государственного управления. М.,1973. С.48.

  3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С.187-188.

  4. Малько А.В. Березовский Д.В. Государство, право, личность. / Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.В.Малько. – 4е изд., стер.– М.: КНОРУС, 2012. С.102.

  5. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2004. С. 178-184.

  6. Мананкова Р.П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации. – Томск: Том. гос. ун-т, 2008. С. 39.

  7. Собрание законодательства РФ. 31.05.2002. № 23. ст. 2102.

  8. Галоганов А.П. Адвокатов убивают, им угрожают, их берут в заложники // Юрист. 2009. № 3. С. 4 – 13.

  9. Барщевский М.Ю., Сарайкина О.В. Закон об адвокатуре: Хотели, как лучше, получилось? – М.: РИПОЛ классик, 2004. С. 107.

  10. Там же С. 109.

  11. Барщевский М.Ю., Сарайкина О.В. Закон об адвокатуре: Хотели как лучше, получилось? – М.: РИПОЛ классик, 2004. С. 103.

  12. Там же. С. 106.

Оглавление