Суд признал незаконным приостановление государственным регистратором прав государственной регистрации права собственности на долю в праве собственности на здание, принадлежащее нашему доверителю, и обязал государственного регистратора повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации.


П.А.А. обратился в суд с административным иском к государственному регистратору прав Черняховского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Церн Г.Н., в котором с учетом уточнений просил признать незаконным приостановление с 26.12.2022 г. осуществления действий по регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: Калининградская область. Гурьевский район, п. Грибоедово, документы на который предоставлены с заявлением от 13.12.2022 г., обязать устранить допущенное нарушение путем осуществления действий по регистрации прав в отношении вышеуказанного здания.

В обоснование административного иска П.А.А. указал, что он являлся собственником 67/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом. находящийся по вышеуказанному адресу. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12.05.2021 г. данный жилой дом сохранен в реконструированном состоянии, отраженном в техническом паспорте по состоянию на 30.08.2016 г. общей площадью 249,2 кв.м, размер принадлежащей ему доли изменен с 67/100 доли в праве на 71/100 долю в праве, за ним признано право собственности на 71/100 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом. С целью регистрации измененного в результате реконструкции жилого дома он обратился в Управление Росреестра по Калининградской области, однако государственный регистратор уведомила его о приостановлении государственной регистрации в связи с наличием обеспечительных мер в виде запрета на совершение действий по регистрации, наложенных судебным приставом-исполнителем ОСП Гурьевского района УФССП по Калнинградской области. П.А.А. полагает приостановление государственной регистрации незаконным, поскольку увеличение размера его доли в праве собственности не предусматривает действий по отчуждению жилого дома. При таких обстоятельствах, при наличии указанного выше апелляционного определения Калининградского областного суда, содержащего в резолютивной части указание на изменение размеров долей в праве собственности на жилой дом, у регистрирующего органа, по мнению административного истца, отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации по основанию, предусмотренному пунктом 37 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Калининградской области.

В судебное заседание П.А.А., извещенный о слушании дела надлежащим образом, не явился, доверив представлять интересы Тимохину А.И.

Представитель административного истца Тимохин А.И. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик государственный регистратор прав Черняховского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Церн Г.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Калининградской области Перцев Е.М. исковые требования не признал, пояснив, что у государственного регистратора, в связи с наличием сведений об обеспечительных мерах, имелись основания для приостановления действий по регистрации.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Солодухина Е.Д., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Заслушав вышеуказанных лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ. при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц. в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации. государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулирует Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».       

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого

имущества (далее — государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов – это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на
недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

В соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно части 6 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета.

Судом установлено, что 13.12.2022 г. П.А.А. обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права на 71/100 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером 39:03:071003:85, расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п. Грибоедово, представив апелляционное определение Калининградского областного суда от 12.05.2021 г.

Согласно материалам дела, при проведении государственным регистратором правовой экспертизы представленных П.А.А. документов, установлено, что в отношении указанного выше объекта недвижимости имеются обеспечительные меры в виде запрета на совершение действий по регистрации, наложенные на основании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП по Калининградской области от 21.12.2020 г. и от 21.11.2020 г.

Данное обстоятельство явилось основанием для приостановления осуществление государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Частью 4 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).

Таким образом, запрет на совершение регистрационных действий в отношении имущества должника, являясь элементом ареста, который налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника, направлен на запрет не всех регистрационных действий в отношении данного имущества, а лишь на те. которые ведут к его отчуждению.

При этом запрет на регистрационные действия выполняет функции обеспечительной меры для сохранения возможности исполнения требований взыскателя. Указанная мера как способ понуждения к исполнению не лишает должника права на владение и пользование принадлежащим ему имуществом, является соотносимой, позволяющей сохранить баланс интересов сторон исполнительного производства.

П.А.А. при обращении в Управление Росреестра по Калининградской области было представлено апелляционное определение Калининградского областного суда от 12.05.2021 г., которым была изменена его доля в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером 39:03:071003:85. расположенный по адресу: Калининградская область. Гурьевский район, п. Грибоедово с 67/100 на 71/100 долю.

В данном апелляционном определении было указано, что оно является основанием для внесения соответствующей записей в ЕГРН.

Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая приведенные выше нормы права, исходя из обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что постановления о наложении запрета по совершению регистрационных действий не могли являться основанием для приостановления государственной регистрации изменения доли собственника, поскольку внесение в ЕГРН записи об изменении доли в праве общей долевой собственности на спорный объект недвижимости не предусматривало действий по отчуждению недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, суд находит требования П.А.А. о признании незаконным приостановления государственной регистрации прав обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные нрава, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом а течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в

отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В целях восстановления нарушенных прав П.А.А. суд счел необходимым возложить на государственного регистратора обязанность повторно рассмотреть заявление П.А.А. о государственной регистрации права.

На основании изложенного суд решил:

Административное исковое заявление П.А.А. к государственному регистратору прав Черняховского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Церн Татьяне Владимировне, Управлению Росреестра по Калининградской области о признании незаконным приостановления государственной регистрации прав, удовлетворить частично.

Признать незаконным приостановление государственным регистратором прав Черняховского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Церн Татьяны Владимировны начиная с 26.12.2022 г. осуществления действий по регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: Калининградская область. Гурьевский район, п. Грибоедово.

Обязать государственного регистратора прав Черняховского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Церн Татьяну Владимировну повторно рассмотреть заявление П.А.А. от 13.12.2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *