По заявлению моего доверителя сетевая организация АО «Россети Янтарь» привлечена Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, на основании которой организации назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.


Мой доверитель обратился в Управление ФАС по Калининградской области с заявлением по факту неправомерного установления срока осуществления технологического присоединения в 1 год и нарушения АО «Россети Янтарь» (далее — Общество) сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору об осуществлении технологического присоединения объекта (далее — Договор) с техническими условиями (далее — ТУ).

В соответствии с частью 3.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Заявителем в числе документов представлены: копии Договора и технических условий к нему; платёжный документ, подтверждающий оплату и заключение Договора; ответ Общества, которыми заявитель уведомлен о невыполнении мероприятий в срок, что в совокупности указывает на событие и состав административного правонарушения.

Следовательно, порядок возбуждения дела соблюдён, имеющиеся в деле доказательства и протокол об административном правонарушении отвечают принципам законности и допустимости согласно статье 26.2 КоАП РФ, а значит оснований для прекращения производства по делу или возвращения протокола для устранения недостатков в связи с процессуальными нарушениями не имеется.

Защитник вину Общества в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ правонарушения не признала, считает, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения.

Заслушав защитника Общества, изучив протокол об административном правонарушении и материалы дела, должностное лицо Управления ФАС пришло к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, и исходило при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее — Правила № 861).

Согласно пункту 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев — для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил № 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым настоящего пункта.

Согласно пункту 18 Правил № 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией — согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств.

Исходя из системного толкования положений пунктов 15, 16.1, 18, 25(1) Правил № 861, определение мероприятий в целях осуществления технологического присоединения объекта, в том числе определение точки присоединения является исключительной прерогативой сетевой организации, так как только сетевая организация имеет в своем штате специалистов, способных оценить схемно-режимную обстановку в каждом конкретном энергорайоне. Только сетевая организация, владеющая распределительными сетями, может определить их техническое состояние, степень загруженности и изношенности, дать заключение о наличии/отсутствии возможности, целесообразности/нецелесообразности осуществления технологического присоединения объектов заявителей к тому или иному объекту электросетевого хозяйства.

Заявитель, являясь непрофессиональным участником данных правоотношений, не вправе определять перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения как в своих сетях, так и в сетях сетевой организации.

Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты заключения Договора.

Согласно Договору, ТУ максимальная мощность составляет 15 кВт, при этом не следует, что объект связан с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, Общество неправомерно установило в Договоре срок технологического присоединения в 1 год заявителю — физическому лицу, для которого предусмотрен специальный срок присоединения в 6 месяцев.

Соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества — 07.06.2023, дата окончания — 07.12.2023.

Согласно письменным пояснениям Общества в ответ на Определение о возбуждении дела (исх. № ЯЭ/5/398 от 28.03.2024) в рамках исполнения обязательств по указанному договору со стороны АО «Россети Янтарь» разработаны, утверждены и переданы в работу технические задания по взаимосвязанным титулам: «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 046-19 (инв.5114740), организация системы учета электроэнергии в п. Грибоедово Гурьевского района» и «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 046-19 (инв. № 5114740), организация системы учета электроэнергии в п. Азовское Гурьевского района».

По титулу: «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 046-19 (инв. № 5114740), организация системы учета электроэнергии в п. Азовское Гурьевского района» для разработки рабочей документации заключен договор с подрядной организацией ООО «Электроналадка» № 30/11-2.310лкз от 30.11.2023.

По титулу: «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 046-19 (инв.5114740), организация системы учета электроэнергии в п. Грибоедово Гурьевского района» в настоящее время для выполнения вышеуказанных работ со стороны АО «Россети Янтарь» определяется наиболее эффективный способ выполнения работ.

При рассмотрении дела Защитник Общества пояснила, что по договору ООО «Электроналадка» № 30/11-2.310лкз от 30.11.2023 со стороны подрядчика выполнена реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 046-19 (инв. № 5114740), организованы системы учета электроэнергии в п. Азовское Гурьевского района, что подтверждается представленным актом КС-2 о приемке выполненных работ от 29.03.2024 и ведомостью смонтированного оборудования подрядчиком к акту КС-2 от 29.03.2024.

Просрочка по Договору на момент рассмотрения дела составляет более 4 месяцев.

Указанное подтверждает, что к дате исполнения договора выполнение мероприятий фактически не осуществлено и не было осуществимо в том объёме, который требуется для сетевой организации в соответствии с разделом Х Правил № 861.

Иных документов, подтверждающих принятие мер к выполнению обязательств (проведение закупочных процедур, заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ, разработку документации, выполнение силами Общества и т. п.) в материалы дела не представлено. К дате исполнения договора и рассмотрения дела Общество не исполнило своих обязательств, доказательств обратного не представлено.

Правила № 861 не освобождают сетевую организацию от исполнения своей части обязательств согласно техническим условиям до выполнения их со стороны заявителя и не влияют на императивные сроки, установленные пунктом 16 Правил № 861.

По смыслу приведенных положений установленный Правилами № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

По итогам административного расследования установлено и в протоколе отражено, что Обществом неправомерно установлен срок осуществления технологического присоединения в 1 год, технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями Договора не осуществлено.

Обстоятельств непреодолимой силы, которые создали объективную невозможность принятия любых мер, направленных на исполнение Договора, в период с даты его заключения по дату окончания выполнения мероприятий, или повлиявшую на своевременность выполнения мероприятий, Обществом не приведено.

Срок осуществления мероприятий в рассматриваемом случае нарушен сетевой организацией, и не может быть признан нарушенным заявителем. Срок выполнения мероприятий считается нарушенным заявителем только в случае, указанном в пункте 16(6) Правил № 861, когда техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств — мероприятий, предусмотренных очередным этапом.

Доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия и подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные Правилам № 861 сроки, в материалы дела не представлено.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения жилого строения Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов Заявителя.

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Согласно пункту 3.2 Устава АО «Янтарьэнерго», к основным видам деятельности Общества помимо оказания услуг по передаче электрической энергии относятся услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пунктов Правил № 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам №№ А21-2741/2023, А21-2854/2023, А21-3220/2023, А21-3335/2023, А21-3693/2023, А21-3694/2023, А21-3695/2023, А21-3697/2023, А21-3699/2023, А21-3700/2023, А21-3769/2023, А21-3894/2023.

Таким образом, в действиях Общества, выразившихся в части неправомерного установления срока осуществления технологического присоединения в 1 год и нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям Общества, установленных пунктом 16 Правил № 861, усматриваются событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Результатом бездействия Общества явились негативный результат взаимодействия заявителя и Общества, недостижение целей своевременного технологического присоединения в рамках отношений, требующих от сетевой организации оперативности и содействия потребителю в реализации охраняемых законом интересов.

Общество включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг — услуги по передаче электрической энергии, и является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимые меры по соблюдению своей публично-правовой обязанности.

О пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности, в связи с чем основания для признания правонарушения малозначительным не усматриваются.

Общество является профессиональным участником рынка услуг по передаче электрической энергии, включающей технологическое присоединение, и не может не знать требования действующего законодательства, предъявляемые к сетевым организациям при заключении договоров и определении срока выполнения мероприятий, определении мероприятий по технологическому присоединению, своевременности выполнения мероприятий, выявлении препятствий к их выполнению, урегулированию связанных с присоединением вопросов с третьими лицами и установлению за присоединение платы; установление заведомо несоответствующего Правилам № 861 срока в Договоре свидетельствует о злоупотреблении Обществом своим положением перед потребителем и созданием условий для необоснованного увеличения срока технологического присоединения в во избежание привлечения к административной ответственности за несоблюдение реально предусмотренного срока, подлежащего установлению.

При этом должностное лицо Управления ФАС отметило, что увеличение срока выполнения мероприятий не приводит к удовлетворению потребности заявителя и выполнению публичной функции Обществом и не приводит к достижению предупредительной цели назначения административного наказания, а приводит фактически к отсрочке срока давности привлечения к административной ответственности.

Должностное лицо также приняло во внимание повторность правонарушения — недостижение цели назначения административного наказания и отсутствие какого-либо положительного воздействия для предупреждения совершения правонарушения в будущем, к чему приводит отсутствие надлежащей организации работы Общества и формальный подход к исполнению своей обязанности.

На основании вышеизложенного заместитель руководителя Управления ФАС постановила:

Признать АО «Россети Янтарь» виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушении и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *