Наша доверительница обратилась в отдел полиции с заявлением о привлечении соседей к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ. Сотрудники полиции возбудили дело об административном правонарушении только в одного соседа, а затем его прекратили из-за отсутствия состава административного правонарушения. При этом полицейские более девяти месяцев бездействовали, не направляя доверительнице копии определения о возбуждении дела и постановления о прекращении дела. Какое-либо решение в отношении соседки полицейскими вообще принято не было, а повторное обращение о привлечении её к ответственности было просто приобщено к первоначальному материалу. Прокурор, рассмотрев жалобу доверительницы, пришел к выводу о том, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии полицейских, и внес в отдел полиции представления об устранении указанных нарушений закона.
В июле 2024 года К.М.А. обратилась в ОП по Пионерскому городскому округ МО МВД России «Светлогорский» по факту причинения мне телесных повреждений П.С.С. и Х.Н.А.
В период с июля 2024 года и до июня 2025 года К.М.А. оставалась в неведении относительно движения дела и принятого по её обращению решения. Её многочисленные обращения в отдел полиции о предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела и возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.1.1 КоАП РФ оставались без внимания.
В июне 2025 года в МО МВД России «Светлогорский» ей наконец-то выдали копии материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении П.С.С.
Как следует из материалов данного дела, определением участкового уполномоченного полиции Зуб Н.В. от 24 июля 2024 года в отношении П.С.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Однако в установленный законом срок копию определения от 24 июля 2024 года участковый К.М.А. не выслал. Копию определения она получила лишь в июне 2025 года.
Несмотря на наличие доказательств, свидетельствующих о причинении ей побоев П.С.С. (её объяснения, видеозапись, заключение эксперта), постановлением участкового Зуб Н.В. от 23 августа 2024 года производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ из-за отсутствия состава административного правонарушения.
В силу ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Совокупность указанных норм закона обязывала участкового выслать ей копию постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 23 августа 2024 года в течении трех дней со дня его вынесения.
Однако, копию постановления о прекращении производства по делу ей выдали на руки лишь 05 июня 2025 года.
Таким образом, копию постановления от 23 августа 2024 года К.М.А. получила лишь спустя 9 месяцев после его вынесения.
Таким образом, учитывая, что с постановлением от 23 августа 2024 года К.М.А. не согласна, она была лишена возможности его обжаловать в течении 9 месяцев в то время, как на обжалование дается всего десять суток с момента получения.
Тем самым длительное ненаправление К.М.А. копии постановления от 23 августа 2024 года нарушило её право на подачу жалобы на это постановление и привело к волоките.
Кроме этого, в отношении Х.Н.А. должностными лицами отделения полиции вообще никакого процессуального решения не принято, что свидетельствует о том, что фактически обращение К.М.А. о привлечении Х.Н.А. к ответственности за причинение побоев не рассмотрено, что лишило К.М.А. права на доступ к правосудию.
В связи с указанными обстоятельствами К.М.А. обратилась в Светлогорскую межрайонную прокуратуру с жалобой, в которой просила признать незаконным бездействие участкового уполномоченного полиции Зуб Н.В., выразившееся в длительном, более 9 месяцев, ненаправлении ей копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и копии постановления о прекращении производства по делу.
Рассмотрев жалобу, межрайонный прокурор установил, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем уведомлении К.М.А. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении П.С.С., а также что о постановлении о прекращении дела об административном правонарушении от 23 августа 2024 года К.М.А. стало известно лишь в июне 2025 года.
В связи с вышеизложенным 04 июля 2025 года в адрес начальника МО МВД России «Светлогорский» межрайонный прокурор внес представление об устранении нарушений, которое находится на рассмотрении.
Далее, поскольку в отношении Х.Н.А. процессуального решения принято не было, в июне 2025 года К.М.А. обратилась в отдел полиции с повторным заявлением о привлечении Х.Н.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Письмом начальника отдела полиции заявителю было сообщено, что её заявление зарегистрировано в КУСП и приобщено к ранее рассмотренному в КУСП заявлению, зарегистрированному в июле 2024 года.
Однако такие действия сотрудников полиции не соответствовали действующему законодательству.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
В силу ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 28.1 КоАП РФ, указанные в части 1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
На основании ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, должностное лицо органов внутренних дел обязано было рассмотреть заявление К.М.А. от июня 2025 года о привлечении Х.Н.А. к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ и по результатам его рассмотрения вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении либо составить протокол об административном правонарушении либо вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Таких действий, как приобщение заявления физического лица, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ не предусматривает.
Фактически заявление К.М.А. от июня 2025 года в отношении Х.Н.А. не было рассмотрено, предусмотренное КоАП РФ решение по результатам его рассмотрения не было принято.
Материал КУСП от июля 2024 года, к которому было приобщено заявление от июня 2025 года, был рассмотрен в отношении П.С.С., в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, прекращенное в последствии из-за отсутствия состава административного правонарушения.
Какое-либо процессуальное решение в рамках материала КУСП от июля 2024 года в отношении Х.Н.А. не принималось, проверка обращения К.М.А. в отношение неё в рамках указанного материала не проводилась.
При таких обстоятельствах, сотрудниками полиции было допущено незаконное бездействие, выразившиеся в нерассмотрении в предусмотренном законом порядке заявления К.М.А. от июня 2025 года о привлечении Х.Н.А. к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
В связи с изложенными обстоятельствами К.М.А. обратилась в Светлогорскую межрайонную прокуратуру с жалобой, в которой просила признать незаконным бездействие должностных лиц отдела полиции, выразившееся в нерассмотрении в предусмотренном законом порядке её заявления от июня 2025 года о привлечении Х.Н.А. к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ и обязать должностных лиц отдела полиции рассмотреть указанное заявление в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу, межрайонный прокурор установил, что надлежащее процессуальное решение по обращению К.М.А. от июня 2025 года не принято, что нарушает права заявителя, поскольку не позволяет реализовать право на обжалование такого решения в установленном порядке.
В связи с вышеизложенным в адрес начальника МО МВД России «Светлогорский» межрайонным прокурором было внесено представление об устранении нарушений.
Кроме этого, К.М.А. обжаловала постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в Светлогорский городской суд Калининградской области, которая в настоящее время находится на рассмотрении.
Уведомление межрайонного прокурора по жалобе на ненаправление процессуальных решений
[modula id=»17007″]
Уведомление межрайонного прокурора по жалобе на нерассмотрение обращения
[modula id=»17015″]
