Чтобы завершить рассмотрение вопроса о видах юридической ответственности, следует рассмотреть вопрос о международно-правовой ответственности наряду с юридической ответственностью на основе внутренних законов конкретных государств[1].

Наряду с национальными правовыми системами действует международное право, которое регулирует отношения между государствами и в рамках этих отношений – между другими субъектами международного права (международными организациями, юридическими и физическими лицами и др.).

В науке международного права различается позитивная и негативная ответственность государства.

Позитивная ответственность государства есть долг данного государства надлежащим образом исполнять обязанности, предписываемые ему нормами международного права, а также участвовать в создании и реализации новых норм, способствующих укреплению международного правопорядка[2].

Негативная ответственность государств наступает за международные правонарушения.

С.Ю. Марочкин и Д.Д. Остапенко под международно-правовой ответственностью понимают обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором[3].

Однако С.Ю. Марочкин и Д.Д. Остапенко не ограничиваются отождествлением ответственности в международном праве с институтом возмещения вреда (ущерба). Они включают в содержание ответственности так называемые международно-правовые санкции, т.е. принудительные меры, применяемые к государству – нарушителю международного права. В то же время указанные авторы нелогично пытаются провести различие между понятиями ответственности и санкций в международном праве[4].

На наш взгляд, более правильным является общее понятие международно-правовой ответственности, которое дано В.А. Василенко[5]. По мнению автора, международно-правовая ответственность включает два элемента: возмещение вреда (ущерба) и справедливое возмездие (кару, наказание), т.е. представляет собой единство двух аспектов ответственности – проспективного и ретроспективного. Она возлагается только на государство-правонарушителя и является результатом его неправомерного поведения, имевшего место в прошлом. В общеправовом плане явление международной ответственности коренится в отказе государства сообразовать свое поведение с общими нормативными целями международного права и вызывается нарушением им принципа pacta sunt servanda[6].

Государство, совершая международное правонарушение, причиняет больший или меньший ущерб другим государствам и тем самым как бы противопоставляет себя международному сообществу, вызывая осуждающую реакцию с его стороны. При этом вступает в действие общепризнанный принцип международного права, согласно которому государство-правонарушитель обязано нести ответственность перед потерпевшими государствами. Применение данной нормы приводит к возникновению международного правового отношения, которое предполагает, с одной стороны, обязанность государства-правонарушителя отказаться от неправомерных действий, восстановить нарушенный правопорядок, возместить причиненный ущерб и (или) подвергнуться дополнительным ограничительно-карательным мерам, выходящим за рамки простого возмещения, а с другой стороны, предполагает право потерпевших государств и (или) международных организаций потребовать от государства-правонарушителя исполнения этих обязанностей и получить возмещение и удовлетворение, соразмерное ущербу, причиненному правонарушением[7].

Основанием (юридическим и фактическим) международно-правовой ответственности являются международные правонарушения, которые делятся на простые международные правонарушения и на тяжкие, особо опасные, массовые нарушения международных обязательств, т.е. являются международными преступлениями (пиратство, производство биологического оружия, испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе или под водой и проч.). Тягчайшие международные преступления называют преступлениями против человечества: преступления против мира (агрессия, рабство, геноцид, апартеид и др.), военные преступления и преступления против человечности. Наряду с указанными международными правонарушениями различаются преступления международного характера, субъектами которых являются физические лица, несущие ответственность на основе норм международного права.

Возникновение мер международной ответственности в виде международных санкций было связано с процессом формирования понятия международных преступлений и наделением в связи с этим функцией принуждения международных организаций (Лиги Наций, ООН и др.) и с рассмотрением их как средства наказания для государства-правонарушителя.

Мерами международной восстановительной (проспективной) ответственности выступают реституция в натуре (реституция имущества, художественных ценностей и проч.), компенсация за ущерб (субституция), сатисфакция, заверения и гарантии неповторения подобных действий в будущем, принесение извинения, реституция in inteqrum (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим расходов), репарации и т.п.

Меры международной карательной (ретроспективной) ответственности (международные санкции) можно классифицировать на индивидуальные (осуществляемые в порядке самопомощи) и коллективные, осуществляемые с помощью международных организаций. К первым относятся реторсии (принудительное ограничение прав); репрессалии (принудительное ограничение прав другого государства – бойкот, эмбарго и др.); непризнание (например, противоправных режимов); разрывы дипломатических и консульских отношений; самооборона; ко вторым – отказ в членстве в организации либо приостановление такого членства и т.д.

При определении объема международной ответственности государства-правонарушителя учитывается размер материального и нематериального ущерба, причиненного правонарушением. Принципом международной ответственности является необходимость полного возмещения причиненного ущерба и упущенной выгоды, находящихся в причинно-следственной связи с правонарушением, вызвавшим ущерб и повлекшим упущенную выгоду.

Потерпевший субъект международного права, прежде чем прибегнуть к принудительным мерам восстановительного и карательного характера, обязан использовать согласительные процедуры (переговоры, посредничество, примирение, арбитраж и др.), прибегнуть к судебному разбирательству, к другим мирным средствам по использованию мер международной ответственности.

Проблема реституции в международном праве и в практике Конституционного Суда РФ. Реституция в международном праве означает возвращение в натуре имущества, неправомерно захваченного и вывезенного воюющим государством с оккупированной территории. Международно-правовые акты, принятые в период Второй мировой войны и после нее, предусматривали в порядке реституции государствам, подвергшимся агрессии и оккупации фашистской Германией и ее союзниками, возврат материальных ценностей, захваченных и незаконно вывезенных с временно оккупированных территорий.

Большое внимание отечественной и зарубежной общественности было уделено рассмотренному в Конституционном Суде РФ делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 г. “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации” по ходатайству Президента РФ[8]. Указанное Постановление Конституционного Суда РФ вызвало неоднозначную реакцию в литературе[9].

Конституционный Суд РФ признал, что перемещение культурных ценностей в СССР в результате Второй мировой войны с территории Германии в порядке компенсаторной реституции основывалось на международно-правовых актах и на принципе международно-правовой ответственности государства за развязывание и ведение агрессивной войны.

Компенсаторная реституция, осуществленная в целях возмещения ущерба, нанесенного СССР уничтожением и разграблением его культурных ценностей, была признана Уставом ООН правомерной. Отказ Германии и ее союзников во Второй мировой войне от претензий любого характера к союзным и соединенным державам был зафиксирован в ряде мирных договоров 1947 – 1949 гг., а необратимость мер по изъятию имущества в 1945 – 1949 гг. была подтверждена в Совместном заявлении Правительств ФРГ и ГДР 15 июня 1990 г.

Конституционный Суд РФ признал конституционными все положения закона, согласно которым перемещенные культурные ценности, являвшиеся собственностью бывших неприятельских государств, являются достоянием России на законных основаниях. Если же культурные ценности были захвачены Германией, то бывшие собственники имеют полное право претендовать на возврат своего имущества. Конституционный Суд РФ указал, что необходимо составить полный перечень перемещенных культурных ценностей, государственная принадлежность которых не установлена (бесхозные вещи), и сделать этот перечень доступным для всех. И только после истечения установленных законодателем разумных сроков ценности, на которые никто не претендует, могут быть отнесены к собственности Российской Федерации.

  1. Более подробно об этом см.: Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения; Он же. Международно-правовые санкции. Киев, 1982; Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975; Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973; Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966; Мазов В.А. Ответственность в международном праве. М., 1979; Манийчук Ю.В. Последствия международного правового нарушения. Киев, 1987; Моджорян Л.А. Ответственность в современном международном праве // Советский ежегодник международного права. М., 1972; Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., 1983; и др.

  2. См.: Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения. Киев, 1976. С. 17 – 31.

  3. См.: Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко. 2-е изд. М., 1995. С. 152.

  4. См.: Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко. С. 165.

  5. См.: Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. С. 31 – 37.

  6. См.: Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. С. 8; Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979. С. 93.

  7. См.: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 430, 431; Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государств. С. 96; Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. С. 21; и др.

  8. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. N 12-П.

  9. См.: Бланкенагель А. Широко закрытые глаза: о некоторых аспектах решения российского Конституционного Суда по закону о перемещенных культурных ценностях // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. N 4. С. 244 – 248; Андрианов В. Проблема реституции в международном праве и практике Конституционного Суда Российской Федерации // Там же. С. 249 – 253.

Оглавление