Выявив сущность правовой определенности, перейдем к рассмотрению его содержания, взяв за основу предложенный Венецианской комиссией перечень наиболее значимых аспектов данного принципа.
Доступность законодательства и решений судов. В сущности, ни о какой определенности правового статуса индивида не может быть и речи, если у заинтересованных лиц отсутствует доступ к законодательству и судебной практике. Отсюда, по мнению ЕСПЧ, выражение «предусмотрены законом» (требование законности как элемент пропорционального анализа) предполагает доступность права, позволяющую гражданам ориентироваться в подлежащих применению нормах[1]. В Постановлении от 27 марта 2012 г. № 8-П (заявитель — И.Д. Ушаков) КС РФ демонстрирует корреляцию между требованием доступности законодательства и материальной определенностью в еще более явном виде, отмечая, что «[т]ребование обнародования нормативного правового акта от имени государства компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, на основе которого устанавливаются отношения государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный нормативный правовой акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании»[2].
Требование доступности законодательных актов (в том числе их официального опубликования), кроме того, имеет особое значение, поскольку теснейшим образом связано с общеправовой презумпцией знания законов, известной также в качестве знаменитой латинской формулы «незнание закона не освобождает от ответственности» (ignorantia juris nocet)[3]. Данная презумпция со всей очевидностью не действует, если соответствующий закон не был официально опубликован, поскольку она построена на предположении, что любое лицо имело гипотетическую возможность ознакомиться с содержанием любого закона, однако не воспользовалось ею[4]. Об этом же говорит и КС РФ: лишь при условии официального опубликования закона «на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение»[5]. Из того же исходят и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, а также принятый в развитие ее предписаний Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Примечательным является тот факт, что в названном Постановлении КС РФ вполне закономерно распространил требование официального опубликования на временно применяемые международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие при этом иные правила, чем предусмотренные законом[6].
Что же касается судебных решений, их доступность не менее важна, поскольку они являются конкретизацией закона применительно к отдельной ситуации[7]. В практике ЕСПЧ даже прямо признается, что понятие «закон» включает в себя в том числе судебную практику[8]. Более того, требование доступности судебных решений ЕСПЧ полагает неотъемлемой частью права на справедливое судебное разбирательство и признает нарушением наличие необоснованных исключений из этого правила[9]. В силу указанных причин в России принят специальный нормативный правовой акт — Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», призванный урегулировать принципы, способы, форму предоставления соответствующей информации и пр.
Здесь с сожалением приходится отметить, что если секретные приказы, распоряжения, а равно применение официально не опубликованных нормативных актов (кроме допустимых случаев) стали достоянием истории, то вот неопубликование судебных актов на официальных сайтах судов — вполне насущная проблема[10]. Не способствует достижению правовой определенности и блокировка ресурсов, обеспечивающих доступ к судебным решениям[11] (особенно учитывая то, что само государство публикует далеко не все из них), а равно и некорректная их (решений) деперсонализация, когда помимо указанных в законе сведений из текста судебных актов исключается и иная информация[12].
Предсказуемость законов. В данное понятие Венецианская комиссия включает прежде всего точность и ясность законодательных формулировок[13], без которых предвидение правового положения личности, как уже упоминалось, невозможно. В практике ЕСПЧ названные аспекты традиционно именуются требованием «качества закона»[14]; КС РФ же говорит о «принципе формальной определенности»[15], «общеправовом критерии»[16] или же «требовании определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования»[17]. Более подробно принцип правовой определенности в смысле требования качества закона будет рассмотрен ниже (§ 4 гл. 1).
Принципы nullum crimen sine lege и nullum poena sine lege. Данные принципы в литературе предлагается рассматривать как конкретизацию требования качества закона применительно к сфере уголовного права[18]. Наиболее наглядным подтверждением этой идеи может послужить следующая позиция КС РФ: «Особую значимость требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе общего правового регулирования приобретают применительно к уголовному законодательству, являющемуся по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения…»[19] В другом деле Суд увязал названные принципы еще более решительно: «не обеспечив надлежащую формальную определенность закона, которая в правовом государстве является необходимым условием привлечения к юридической ответственности, федеральный законодатель нарушил тем самым общепризнанный принцип nullum crimen, nulla poena sine lege.»[20]
Но взглянем на проблему чуть шире. Впервые рассматриваемый принцип был сформулирован немецким правоведом А. Фейербахом[21]. В зарубежной литературе идеи Фейербаха получили дальнейшее развитие, и в современном понимании указанный принцип включает в себя как минимум четыре элемента: 1) принцип отсутствия у (ухудшающего) закона обратной силы (nullum crimen, nulla poena sine lege praevia); 2) запрет аналогии (nullum crimen, nulla poena sine lege stricta); 3) принцип определенности (ясности, точности) уголовно-правовых предписаний (nullum crimen, nulla poena sine lege certa); 4) запрет неписаного уголовного права (nullum crimen, nulla poena sine lege scripta)[22].
При таком широком подходе следует признать, что правило «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе» действительно в чем-то является некой реитерацией отдельных аспектов принципа правовой определенности применительно к уголовному праву. Но в таком случае возникает резонный вопрос: в чем же смысл подобного дублирования? Причин может быть несколько. Во-первых, это уже упомянутый тезис об особой важности требования определенности именно уголовного закона как ultima ratio. Во-вторых, некоторую роль здесь, возможно, сыграла историческая составляющая: сначала в полноценный принцип сложились отдельные элементы современного принципа правовой определенности именно в уголовном праве (поскольку общество в первую очередь осознало, что именно в данной сфере злоупотребления таят в себе наибольшую опасность), а уже потом эти же требования проникли и в другие отрасли. Наконец, в-третьих, все же нельзя сказать, что принцип nullum crimen (poena) sine lege полностью дублирует те или иные аспекты принципа правовой определенности: например, названное правило lex stricta, являющее собой запрет применения уголовного закона по аналогии, отражает специфику только уголовного права.
Таким образом, принцип «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе» есть принцип комплексный, включающий в себя несколько требований, часть из которых подчеркивает особую значимость отдельных аспектов правовой определенности в сфере уголовного права, а другая часть составляет характерные лишь для этой отрасли начала.
Интересно, что в России нормативно закреплены лишь три из четырех компонентов указанной максимы, а именно запрет обратной силы (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ), неписаного уголовного права (ч. 1 ст. 3 УК РФ) и аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ). Требование же определенности, ясности уголовно-правовых норм (lex certa) прямо в законе не зафиксировано[23] (однако вытекает из Конституции РФ).
Стабильность и последовательность закона. Стабильность правоотношений зиждется прежде всего на стабильности самого закона. «Правовое государство, — писал итальянский философ права Б. Леони, — в классическом смысле этого выражения, может существовать только в условиях гарантированной определенности закона, при которой у индивидов имеется возможность долгосрочно планировать собственное поведение в частной жизни и в предпринимательской деятельности»[24], «предвидеть последствия собственных действий в соответствии с законами завтрашнего дня»[25].
«Нестабильность и непоследовательность законов или актов исполнительной власти, — полагает Венецианская комиссия, — может повлиять на возможность граждан планировать свои действия»[26]. Таким же образом рассуждает и КС РФ, по мнению которого правовая определенность и предсказуемость законодательной политики необходимы именно для обеспечения возможности предвидения последствий своего поведения и уверенности в неизменности приобретенных прав[27].
Первоначально данный вывод был сформулирован КС РФ применительно к сфере социального обеспечения, да и о необходимости поддержания стабильности правового регулирования как о составляющей принципа правовой определенности Суд впервые заявил именно в делах о проверке конституционности изменений, внесенных в законы о субсидиях, пенсиях и пр.[28] Однако со всей очевидностью требование стабильности законодательства несводимо лишь к одной узкой сфере, но является требованием универсальным, что подтверждается последующей практикой Суда[29].
Обобщение практики КС РФ показывает, что стабильность законодательства означает: 1) собственно «сохранение разумной стабильности правового регулирования»[30]; 2) «недопустимость внесения произвольных изменений»[31], «изменений, не имеющих объективного обоснования»[32]; 3) «предсказуемость законодательной политики»[33]; 4) «предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям»[34].
Кроме того, необходимость обеспечения стабильности правового регулирования КС РФ обосновывает через «принцип поддержания доверия граждан к закону»[35]. Данный принцип, как представляется, является чрезвычайно важным и призван уберечь законодателя от внесения в закон частых и безосновательных поправок, поскольку это способно породить в обществе дух правового нигилизма.
Право неизбежно отстает от потребностей реальной жизни. Рано или поздно действующие регулятивные механизмы устаревают и перестают быть адекватными существующим правоотношениям. Это обуславливает необходимость внесения изменений в законодательство. Вместе с тем безостановочная и хаотичная корректировка текста закона, не имеющая под собой каких-либо оснований, напротив, вредит обществу, которое не просто не успевает адаптироваться к очередным поправкам, но и теряет всякую веру в закон. В чем же сила закона, в чем же его стабилизирующая функция, если он подвержен столь частым изменениям? Почему общество должно уважать закон, если сами нормотворцы воспринимают его лишь как инструмент постоянной «кройки и шитья»?[36]
К сожалению, сегодня законодатель безразлично относится к требованию стабильности правового регулирования. Поправочные законы (составляющие абсолютное большинство в российском законодательстве) принимаются столь часто, что, по подсчетам специалистов, средняя периодичность внесения изменений, например, в НК РФ на 2017 г. составила раз в две недели, а в КоАП РФ — раз в 10 дней[37]. «Правила игры» меняются столь быстро, что хозяйствующие субъекты совершенно не способны планировать собственные расходы[38].
В то же время законодатель попытался усмирить «бешеный принтер»[39], т.е. ограничить сам себя, снабдив некоторые российские кодексы поправочными оговорками, суть которых сводится к запрету изменения кодифицированных актов путем принятия законов, вносящих поправки в иные нормативные правовые акты. Примерами таких оговорок служат п. 7 ст. 1 НК РФ (введен в 2013 г.)[40], п. 2.1 ст. 3 ГК РФ (введен в 2016 г.)[41].
Введение указанных норм не может не радовать, поскольку говорит об осознании законодателем необходимости редуцировать количество принимаемых правовых актов в пользу повышения их качества. Тем не менее сама идея оговорок видится неудачной. Во- первых, остается только удивляться, почему соответствующими оговорками не наделены КоАП РФ, российский «поправочный король», и УК РФ, кодекс, который, вероятно, заслуживает придания ему наибольшей стабильности[42]. Таким образом, избранная мера носит половинчатый характер. Во-вторых, данные оговорки не решают проблему законодательной гиперактивности, являются лишь неким паллиативом[43], «регламентной нормой», не устанавливающей — да и не способной установить — ответственность за ее (нормы) нарушение[44].
Неудивительно, что на практике поправочные оговорки законодателем не соблюдаются[45].
Другой аспект стабильности законодательства — последовательность его изменения. В этом смысле вопиющим нарушением требования стабильности стали изменения, коснувшиеся такого преступления, как клевета. Спустя всего семь с половиной месяцев после декриминализации данного преступления, предусмотренного тогда ст. 129 УК РФ (декабрь 2011 г.)[46], клевета вновь обрела свое место в уголовном законе — на этот раз в ст. 128.1 УК РФ (июль 2012 г.)[47]. Изучение пояснительных записок к соответствующим законопроектам демонстрирует тотальную непоследовательность законодательной политики в указанном вопросе[48]. Такое противоречивое поведение российских правотворцев и загадочная реинкарнация клеветы как преступления послужили предметом обоснованной критики со стороны научного сообщества[49].
Стабильность законодательства также можно понимать как требование наличия у норм стабильной правовой основы. Данная мысль была выражена в известном Постановлении от 23 апреля 2004 г. № 9-П (заявитель — А.В. Жмаковский), которым КС РФ признал законы о бюджете «законодательными актами особого рода», предназначенным исключительно для регулирования доходов и расходов Российской Федерации на соответствующий период[50], а практику включения в законы о бюджете норм постоянного действия — принципиально недопустимой[51].
При этом КС РФ сослался на принцип правовой определенности и inter alia на требование стабильности законодательства[52]. Правда, ссылка эта была обусловлена тем, что положения оспариваемых законов о бюджете отменяли ряд социальных гарантий для военнослужащих. Тем не менее уже в Постановлении от 14 июля 2005 г. № 8-П (заявители — Э.Д. Жуховицкий и др.) КС РФ высказался более определенно, указав, что «включение [норм постоянного действия об исполнении исков к Российской Федерации] в специальные законы, каковыми являются федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, приводит к тому, что механизм исполнения соответствующих судебных решений не опирается на стабильную правовую основу, чем нарушается принцип верховенства права, включающий в качестве обязательного элемента правовую определенность»[53]. Кроме того, еще в указанном Постановлении № 9-П КС РФ отмечал, что по смыслу Конституции РФ «нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены»[54].
В связи с этим недопустимым представляется регулирование, содержащееся в ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Как видно, данный Федеральный закон является законом о внесении изменений. В то же время упомянутая норма указанного Федерального закона содержит предписания о порядке обращения взыскания на средства бюджетных учреждений; вместе с тем эта норма не вносит изменений в какой-либо нормативный правовой акт. Как обнаружить такую норму — любопытный вопрос.
Впоследствии аналогичный режим обращения взыскания был распространен законодателем[55] и на автономные учреждения (ч. 3.19 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Надо признать, это поистине уморительное зрелище: закон отсылает к закону о внесении изменений.
В итоге в России выстраивается следующая система правового регулирования исполнительного производства: общий порядок устанавливает Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон об исполнительном производстве); порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе по денежным обязательствам казенных учреждений, закреплен в БК РФ; бюджетные учреждения «довольствуются» лишь регулированием, содержащимся в законе о внесении изменений; автономные же учреждения подчинены тому же порядку, но соответствующие нормы хотя бы содержатся в специальном законе (правда, эти нормы отсылают к закону о внесении изменений).
Указанное регулирование видится неприемлемым в свете вышеизложенной правовой позиции КС РФ. Как представляется, закон о внесении изменений — также закон особого рода, который прежде всего должен отвечать своему названию и не может содержать иных норм, помимо вносящих изменения (за исключением разве что норм о порядке вступления закона в силу). Проведение параллели с законами о бюджете здесь довольно логично: есть ли разница, где «прятать» хитрые предписания, если в обоих случаях их установление в законе противоречит самому существу последнего? Есть ли разница между ситуациями, когда военнослужащий с удивлением обнаруживает временное приостановление действия определенной социальной льготы, которое не нашло отражения в надлежащем законе, и когда предприниматель с не меньшим удивлением сталкивается с порядком обращения взыскания на имущество контрагента, существенно отличающимся от общеустановленного?[56] Допустимо, конечно, сказать, следуя догме гражданского права: предприниматель явно не может ссылаться на незнание права, он всегда в состоянии нанять себе юристов, знакомых с «уловками» законодателя, и пр. Но с позиций правовой определенности подобное положение вещей все же видится неприемлемым, тем более что КС РФ прямо высказывался о недопустимости включения норм в законы особого рода, когда это противоречит существу таких законов, именно в отношении норм об исполнении судебных актов по искам к казне. И это не говоря уже о том, что в течение некоторого времени после принятия указанных федеральных законов № 83-ФЗ и № 239-ФЗ они прямо противоречили ст. 1 Федерального закона об исполнительном производстве, которая до 2013 г. не предусматривала возможность регулирования процедуры исполнительного производства иными специальными законами, помимо БК РФ[57].
Правомерные ожидания. Принцип защиты правомерных (законных) ожиданий тесно связан с правовой определенностью и обычно понимается как предполагающий, что лица, действующие разумно, добросовестно и в соответствии с законом, не должны быть обмануты в своих ожиданиях, основанных на законе[58].
Данный принцип известен многим правопорядкам, в частности Европейского Союза. Одно из известных дел о защите правомерных ожиданий, рассмотренное Судом ЕС, — дело J. Mulder v. Minister van Landbouw en Vissery[59]. Заявитель по данному делу занимался продажей молока, но вынужден был временно (на срок в пять лет) приостановить свою деятельность в связи с изданием соответствующего регламента (взамен на определенного рода премии), однако, когда пятилетний срок истек, фермер не смог возобновить продажи из-за введения условий для входа на рынок, которые он (фермер) не смог соблюсти из-за временного прекращения поставок и о которых первоначальный регламент не упоминал[60]. Суд ЕС усмотрел в данной ситуации нарушение правомерных ожиданий, поскольку заявитель не мог предвидеть указанные изменения, и признал новое регулирование недействительным в части, в какой оно препятствует возвращению молочных фермеров на рынок[61].
ЕСПЧ также взывает к необходимости защиты правомерных ожиданий. Например, в деле «Лийвик (Liivik) против Эстонии» Суд выявил, что прокуратура, отказавшаяся вначале возбуждать уголовное дело в отношении обвиняемого, внезапно радикально пересмотрела свою позицию в течение всего нескольких дней в отсутствие какого-либо существенного изменения обстоятельств[62]. ЕСПЧ согласился с заявителем в том, что тот мог правомерно (legitimately) полагаться на оценку своих действий прокуратурой как законных[63].
Идея о необходимости защиты правомерных ожиданий обретает все большую популярность и в российской правовой системе, причем исследуемый принцип понимается широко: охраняются ожидания, основанные не только на законе, но и на правоприменительных актах и даже актах рекомендательного характера.
Эволюцию этого аспекта принципа правовой определенности интересно проследить на примере налогового права. Так, в Определении от 12 июля 2006 г. № 267-О (заявитель — общество «Востоксибэлектросетьстрой») КС РФ подчеркнул, что налоговые органы обязаны истребовать соответствующую информацию у налогоплательщиков во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов[64]. Следовательно, «налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов»[65]. Эта мысль была воспринята судебной практикой[66], и постепенно требование защиты правомерных ожиданий стало прямо упоминаться в судебных решениях применительно ко всем случаям изменения налоговыми органами ранее уже выраженной в отношении того или иного налогоплательщика позиции[67].
Другой пример обращения к принципу защиты правомерных ожиданий — так называемое дело «Apple Watch», получившее довольно большую известность. Данный спор был связан с таможенной классификацией: от того, к какому классу (группе) товаров относятся «умные» часы, напрямую зависит размер импортной пошлины (0% для «аппаратуры для передачи данных» или же 10% для часов)[68]. Таможенные органы, а вслед за ними и суды некорректно классифицировали «Apple Watch» как обычные часы. В своем Определении СКЭС ВС РФ указала, что, несмотря на рекомендательный характер международных классификаций, они, будучи актами интерпретационного характера, должны учитываться судами и «участники внешнеэкономической деятельности имеют правомерные ожидания в отношении того, что осуществляемая… классификация товаров. будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер, унифицированный в большинстве государств мира, и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов, что являлось бы недопустимым в публичных правоотношениях»[69].
Один из самых ярких примеров проявления требования защиты правомерных ожиданий[70] можно обнаружить в сфере инвестиционного права, где существует принцип защиты инвестора от неблагоприятного изменения законодательства принимающей стороны (так называемая «дедушкина оговорка»[71]). Сегодня данный принцип в общем виде закреплен, например, в ст. 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ст. 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[72].
КС РФ также весьма часто ссылается на уже упоминавшийся принцип поддержания доверия граждан к закону. При первом приближении может показаться, что перед нами некий новый, самостоятельный принцип. В таком случае объяснить его природу и соотношение с идеей правовой определенности довольно проблематично. Но если присмотреться, то под немного другим названием легко угадывается знакомый принцип — защиты правомерных (законных) ожиданий[73]. Так, по мнению КС РФ, данный принцип «предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности… в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям…»[74]. Что это, как не защита — в широком смысле слова — правомерных ожиданий, основанных на прежде действовавшем законе?[75]
С другой стороны, семантически, т.е. самим своим названием, принцип поддержания доверия дает еще один ответ на вопрос о том, почему необходимо охранять законные ожидания. Действительно, если ценность права — в гармонизации, придании отношениям стабильности, устойчивости, предсказуемости, правомерные ожидания граждан должны защищаться, иначе всякая вера в закон будет подорвана. С этой точки зрения принцип поддержания доверия граждан к закону несколько шире более традиционного требования охраны правомерных ожиданий.
Отсутствие обратной силы закона. Весьма точно суть данного запрета передал О.Э. Лейст: «Обратная сила закона противоречит сущности права, призванного регулировать будущее (а не оценивать прошлое) поведение людей. <...>
<...>
<...> Мысль о возможности внезапного и непредсказуемого законодательного изменения правового положения участников общественных отношений к худшему способна резко ослабить активность, а то и вообще парализовать социальную деятельность»[76].
Именно поэтому, по мнению КС РФ, «[Преобразование отношений в той или иной сфере… не может осуществляться вопреки… общему (основному) принципу действия закона во времени, который. имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве. и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе. придать закону обратную силу (ретроактивность)…»[77]. При этом «[Придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени.»[78].
Таким образом, из принципа правовой определенности в материальном его аспекте, предполагающем необходимость обеспечения стабильности правового статуса личности, вытекает перспективное — в качестве общего правила — действие закона во времени, ретроактивность же (обратная сила) является исключением. Логично, что исключение это должно быть связано с некими конституционно-правовыми предпосылками настолько фундаментального характера, что они способны потеснить даже правовую определенность, — казалось бы, непреложный идеал.
В роли такой предпосылки выступает идея защиты граждан как слабой стороны во взаимоотношениях с государством. Именно это соображение объясняет, почему в публичном праве закон[79], улучшающий положение лица (устраняющий или смягчающий ответственность и пр. (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 3 ст. 5 НК РФ)), имеет обратную силу[80]. Из той же идеи следует, что в частном праве (точнее, во взаимоотношениях физических и юридических лиц), за некоторыми изъятиями, даже «улучшающий» закон обратной силы не имеет. Действительно, интересы лица здесь важнее интересов государства, но интересы двух лиц равнозначны.
Именно так рассуждает КС РФ, обязывая законодателя учитывать специфику регулируемых правоотношений при придании закону свойства ретроактивности: «…обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон…»[81].
Улучшив положение лица, придав закону обратную силу, невозможно нарушить правомерные ожидания государства, поскольку никаких правомерных ожиданий у государства нет и не может быть, государство нельзя ущемить в правах; вместе с тем в частных правоотношениях ретроактивно действующий закон, улучшая положение одного субъекта, неизбежно ухудшает положение другого, столь же равного (что не согласуется с соответствующим запретом), сводит на нет его правомерные ожидания. Поэтому даже само использование термина «улучшающий закон» применительно к отношениям равных субъектов вряд ли корректно.
В этом смысле наглядным примером является дело № А76- 13283/2012, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (далее — СИП). Данное дело примечательно тем, что в ходе его рассмотрения нарушавшее права автора деяние, ранее являвшееся неправомерным (публичное исполнение произведений без согласия правообладателя и выплаты вознаграждения, но осуществляемое без цели извлечения прибыли, с обязательным указанием имени автора и источника заимствования и лишь в определенных организациях и определенными лицами), в результате законодательных изменений[82] стало полностью правомерным (случаем свободного использования, предусмотренным подп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). СИП посчитал несправедливой ситуацию, при которой лицо должно отвечать за действие, более не считающееся правонарушением, и обратился в КС РФ с вопросом о конституционности положения закона, внесшего соответствующие изменения, о его перспективном действии[83] во взаимосвязи с более общим предписанием п. 1 ст. 4 ГК РФ[84].
В ответ на запрос СИП КС РФ прежде всего указал: «…вопрос придания обратной силы закону, изменяющему обязательства юридически равных участников гражданского правоотношения, требует дифференцированного подхода, обеспечивающего сбалансированность и справедливость соответствующего правового регулирования, не допускающего ущемления уже гарантированных прав и законных интересов одной стороны и умаления возможностей их защиты в пользу другой»[85]. Далее КС РФ пояснил, что неретроактивность рассматриваемой нормы ГК РФ — не случайное решение законодателя; напротив, последний исходил из того, что «автор. вправе рассчитывать на то, что его правомерные ожидания, основанные на действовавшем на момент возникновения соответствующих правоотношений правовом регулировании. будут учтены в процессе преобразования соответствующего правового регулирования…»[86]. Комментируя названные решения, Н.Ю. Рассказова приходит к выводу: правило об обратной силе «улучшающего» закона «рассчитан[о] на отношения в сфере публичного права и не применяется к гражданским правоотношениям, так как они основаны на равенстве и свободе воли их участников…»[87].
Придание обратной силы «улучшающему» закону в частноправовых отношениях может быть оправдано лишь самыми исключительными обстоятельствами. Одна из позиций КС РФ наводит на мысль о том, какого рода обстоятельства здесь могут подразумеваться. Так, Суд признал допустимость придания обратной силы постановлениям высших судов «в исключительных случаях по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, если этого требуют — по своему существу публичные — интересы защиты неопределенного круга лиц или заведомо более слабой стороны в правоотношении»[88]. Как представляется, этими же критериями должны руководствоваться правотворцы при придании обратной силы гражданскому законодательству. Другой пример — случаи, когда отменяется правило, установленное в интересах государства, поскольку в такой ситуации не нарушаются права частных лиц[89].
Следует также отметить, что недопустимой является и обратная сила «улучшающего» процессуального закона. Точнее говоря, процессуальный закон в принципе не может иметь обратной силы[90], а категории «улучшающий» и «ухудшающий» к нему неприменимы[91]. Из этого же исходит и действующее процессуальное законодательство (ст. 4 УПК РФ, ч. 3 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 3 АПК РФ и пр.).
В то же время на разного рода процессуальные штрафы как на нормы об ответственности в полной мере распространяются традиционные правила действия закона во времени[92].
Принцип res judicata. Для обеспечения правовой безопасности важна не только стабильность законодательства, но и стабильность судебных решений. Как указывает ЕСПЧ, «правовая определенность предполагает уважение принципа res judicata… то есть принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела»[93], или, проще говоря, «принципа окончательности судебных решений»[94].
Впервые ЕСПЧ провозгласил названный принцип в деле «Брумареску (Brumarescu) против Румынии»[95]. В то же время принцип res judicata (дословно — «разрешенное дело») имеет давнюю историю и восходит еще к Древнему Риму[96]; его (принципа) истоки можно проследить и в источниках права Древней Руси[97]. В российской процессуальной доктрине неопровержимость также традиционно рассматривается как одно из свойств законной силы судебного решения[98].
Res judicata означает, в частности, недопустимость «пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления» или же ввиду возможного наличия двух точек зрения по одному вопросу[99]. «Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера, таких как фундаментальные ошибки или ошибки, искажающие саму суть правосудия»[100]; отмена же судебных решений лишь в целях «правового пуризма» недопустима[101]. Пересмотр не может являться завуалированной формой обжалования, т.е. пересмотром по существу[102]. Нарушение res judicata не только влечет за собой нарушение правовой определенности, но и делает право на судебное разбирательство иллюзорным[103].
Российские суды также активно применяют принцип res judicata. Так, в известном Постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П (заявители — ОАО «Нижнекамскнефтехим» и др.) КС РФ, во многом руководствуясь подходом ЕСПЧ, признал ранее действовавшую систему надзорного производства, предполагавшую крайне длительный процесс надзорного обжалования и наличие трех надзорных инстанций, не согласующейся «с вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и основанным на нем принципом стабильности судебных актов»[104]. Постановлением от 11 мая 2005 г. № 5-П (заявители — ООО «Карелия» и др.) КС РФ признал неконституционной ст. 405 УПК РФ, устанавливавшую абсолютный запрет на пересмотр судебного решения по основаниям, ухудшающим положение осужденного (оправданного), в той мере, в какой она «не позволяет… устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения»[105]. При этом КС РФ особо отметил, что «требования правовой определенности и стабильности. не препятствуют возобновлению производства по делу. при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела»[106].
ВС РФ принцип res judicata также не чужд. Например, в одном из недавних дел СКЭС рассматривала следующую ситуацию: суды нижестоящих инстанций сделали выводы о недоказанности ряда фактов и о пропуске срока исковой давности, однако кассационная инстанция (в роли которой выступал СИП) направила дело на новое рассмотрение, указав на необходимость повторного исследования названных обстоятельств[107]. СКЭС указала: «…суд кассационной инстанции вышел за пределы предоставленных ему полномочий и фактически освободил истца от неблагоприятных последствий несовершения процессуальных действий, предоставив ему не предусмотренную законом и противоречащую принципу правовой определенности возможность неоднократного рассмотрения дела по правилам. первой инстанции с представлением в материалы дела дополнительных документов в обоснование требований.»[108].
Не может не расстраивать, что нередко принцип res judicata используется in malampartem, в противоречии со своим истинным предназначением. Так, известно, что со ссылкой на правовую определенность суды отказывают в передаче кассационных и надзорных жалоб, не устраняют явные судебные ошибки[109]. Остается надеяться, заключает А.Р. Султанов, что этой негативной тенденции оставления в силе неправосудных актов и поддержания «неправовой определенности» рано или поздно придет конец[110].
Иные аспекты принципа правовой определенности. Как уже отмечалось, составленный Венецианской комиссией перечень аспектов (следствий) принципа правовой определенности является лишь приблизительным. В действительности число значений данного принципа почти безгранично.
Так, правовая определенность имеет также своим следствием требование единства правоприменительной практики[111], принцип non bis in idem[112]. Многие сроки в праве (например, срок исковой давности[113]) установлены в целях правовой определенности.
-
См., например: п. 27 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 24 апреля 1990 г. по делу «Крюслен (Kruslin) против Франции» (жалоба № 11801/85); п. 49 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 26 апреля 1979 г. по делу ««Санди Таймс» («The Sunday Times») против Соединенного Королевства» (жалоба № 6538/74). ↑
-
Абзац восьмой п. 2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 27 марта 2012 г. № 8-П. ↑
-
Наличие бесплатного общедоступного интернет-портала, где официально публикуются тексты правовых актов, обеспечивает реальную возможность ознакомления с ними, а значит, крепнет фундамент, на котором зиждется презумпция знания закона. Роль такого интернет-портала в России выполняет сайт www.pravo.gov.ru (см. ст. 9.1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 1 мая 2019 г.). ↑
-
Следует отметить, во-первых, дискуссионность использования термина «презумпция» применительно к знанию закона. Многими авторами небезосновательно утверждается, что в действительности речь идет о юридической фикции (см., например: Горячев И.Н. Презумпция знания закона и принцип несущественности юридической ошибки в уголовном праве России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 14; Старовойтова Е.И. Презумпция знания закона в избирательном законодательстве Российской Федерации // Избирательное право. 2008. № 2(10). С. 2). Во-вторых, названное правило не является абсолютным, и в некоторых случаях незнание закона может освобождать от ответственности (см., например: Дорогин Д.А. Разновидности юридической ошибки, исключающей уголовную ответственность // Lex russica. 2019. № 8. С. 74—85). В-третьих, несмотря на, возможно, несколько спорные основания действия презумпции (фикции) знания закона, очевидно, что без нее обойтись невозможно — по крайней мере на современном этапе развития права, общества и государства: слишком высоки будут издержки, связанные, например, с необходимостью доказывания того факта, что тот или иной гражданин действительно знал или должен был знать содержание законов. В то же время нельзя не заметить, что наличие огромного массива нормативных актов, принятие бесчисленного множества поправочных законов не просто ослабляет и без того малопрочную опору презумпции (фикции) знания законов, но и превращает последнюю в явление нелепое и смехотворное. ↑
-
Абзац восьмой п. 2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 27 марта 2012 г. № 8-П. ↑
-
Абзац второй п. 4.2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 27 марта 2012 г. № 8-П. ↑
-
Контрольный список вопросов для оценки соблюдения верховенства права: Исследование № 711/2013 (Страсбург, 18 марта 2016 г.) (CDL-AD(2016)007). С. 18 (п. 57) («…решения судов могут устанавливать, уточнять и разъяснять закон…»). ↑
-
Абзац второй п. 29 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 15 ноября 1996 г. по делу «Кантони (Cantoni) против Франции» (жалоба № 17862/91); абзац третий п. 28 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 24 апреля 1990 г. по делу «Крюслен (Kruslin) против Франции» (жалоба № 11801/85). ↑
-
См., например: п. 65 и 66 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 16 апреля 2013 г. по делу «Фазлийский (Fazliyski) против Болгарии» (жалоба № 40908/05); п. 90 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 28 июня 1984 г. по делу «Кэмпбелл (Campbell) и Фелл (Fell) против Соединенного Королевства» (жалобы № 7819/77, 7878/77). ↑
-
См., например: Калентьева Т.А. Информационная доступность судебных актов: миф или реальность? // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 2. С. 180-183. ↑
-
Роскомнадзор заблокировал сайт «Росправосудие» по жалобе о распространении персональных данных (18 июля 2018 г.). ↑
-
См. перечень персональных данных применительно к судебным актам ч. 3 и 4 ст. 15 Фе.дерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.). ↑
-
Контрольный список вопросов для оценки соблюдения верховенства права: Исследование № 711/2013 (Страсбург, 18 марта 2016 г.) (CDL-AD(2016)007). С. 18 (п. 58). ↑
-
См., например: абзац второй п. 67 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 2 августа 1984 г. по делу «Мейлоун (Malone) против Соединенного Королевства» (жалоба № 8691/79); п. 64 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 27 января 2015 г. по делу «Рохлена (Rohlena) против Чешской Республики» (жалоба № 59552/08). ↑
-
См., например, абзац четвертый п. 3 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 27-П. ↑
-
См., например, абзац первый п. 8 Постановления КС РФ от 25 февраля 2019 г. № 12-П. ↑
-
См., например, абзац третий п. 5 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П. ↑
-
Елинский А. Конституционное измерение уголовного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 3(88). С. 165; ВарламоваН.В. Принцип правовой определенности как выражение социального назначения права. С. 166. ↑
-
Абзац первый п. 5.1 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П. ↑
-
Абзац второй п. 3.4 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П; см. также абзац восьмой п. 3 Постановления КС РФ от 10 февраля 2017 г. № 2-П. ↑
-
Пионтковский А.А. Уголовно-правовые воззрения Канта, А. Фейербаха и Фихте (= Ученые труды ВИЮН. Вып. I). М.: Юрид. изд-во ВИЮН, 1940. С. 101. ↑
-
Krefi C. Nulla Poena Nullum Crimen Sine Lege // Max Planck Encyclopedia of Public International Law. Para. 1. Развернутая трактовка данного принципа не чужда и ЕСПЧ (см., например: п. 90—94 Особого мнения судьи Пауло Пинто де Альбукерке по Постановлению ЕСПЧ от 4 декабря 2018 г. по делу «Ильнзеер (Ilnseher) против Германии» (жалобы № 10211/12 и 27505/14); п. 6 Совместного частично не совпадающего особого мнения судей Пауло Пинто де Альбукерке и Ксении Туркович по Постановлению ЕСПЧ от 27 марта 2014 г. по делу «Матыцина (Matytsina) против Российской Федерации» (жалоба № 58428/10); п. 154 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 20 октября 2015 г. по делу «Василяускас (Vasiliauskas) против Литвы» (жалоба № 35343/05)). В мировой практике, кроме того, встречаются и другие вариации принципа nullum crimen (poena) sine lege (см.: Gallant K. The Principle of Legality in International and Comparative Criminal Law. Cambridge University Press, 2008. P. 12-13 https:// doi.org/10.1017/CBO9780511551826). ↑
-
Впрочем, Россия в этом плане не исключение: таково регулирование в большинстве государств. Тем не менее есть и обратные примеры, когда требование lex certa фиксируется в позитивном праве, причем даже не в законе, а в конституции (см., например: абзац девятый ч. 3 ст. 19 Конституции Республики Чили; ч. 1 ст. 7 Конституции Греческой Республики). ↑
-
Леони Б. Свобода и закон / Пер. с англ. В. Кошкина; Под ред. А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2008. С. 115. ↑
-
Там же. С. 98. ↑
-
Контрольный список вопросов для оценки соблюдения верховенства права: Исследование № 711/2013 (Страсбург, 18 марта 2016 г.) (CDL-AD(2016)007). С. 19 (п. 60). ↑
-
Абзац второй п. 2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 29 января 2004 г. № 2-П; абзац четвертый п. 2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П. ↑
-
См., например, абзац третий п. 4 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П. ↑
-
КС РФ апеллировал к требованию стабильности при рассмотрении дел, связанных с различными отраслями права. Так, например, в одном деле Суд связал предсказуемость законодательства о налогах и сборах с созданием «предпосылок] для конституционно-правового режима разумной стабильности условий хозяйствования, при котором налогоплательщики, действующие добросовестно, должны получать государственную защиту от рисков, создаваемых публичной властью, и в том числе от внезапных изменений налогового законодательства, не позволяющих налогоплательщикам своевременно подготовиться к изменяющимся условиям осуществления предпринимательской деятельности» (абзац шестой п. 3 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 28 февраля 2019 г. № 13-П). В других делах Суд обращает внимание на необходимость обеспечения стабильности процессуального законодательства (см.: п. 9 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П; абзац четвертый п. 4 Постановления КС РФ от 12 июля 2018 г. № 31-П). Реже Суд формулирует требование стабильности именно как универсальное (см. абзац первый п. 4.2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 27 марта 2012 г. № 8-П («…изменение законодателем ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм…»); см. также абзац девятый п. 3 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 15 февраля 2019 г. № 10-П). ↑
-
Абзац четвертый п. 2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 14 мая 2013 г. № 9-П; абзац третий п. 4.1 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П. ↑
-
Там же. ↑
-
Абзац четвертый п. 4.2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 6 февраля 2014 г. № 2-П. ↑
-
Абзац второй п. 4.1 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 апреля 2010 г. № 9-П. ↑
-
Абзац первый п. 3.2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 15 февраля 2016 г. № 3-П. ↑
-
См., например, абзац третий п. 2.2 описательно-мотивировочной части Определения КС РФ от 18 сентября 2014 г. № 1819-О. ↑
-
Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. 6-е изд., пе- рераб. и доп. М.: Проспект, 2018. С. 763. ↑
-
Мораторий или дискуссия: как остановить «бешеный принтер» законодательства (13 февраля 2017 г.). ↑
-
См.: Олейник О.М. Формирование правовой определенности и стабильности в сфере государственного контроля (надзора) за бизнесом // Закон. 2016. № 11 (СПС «Кон- сультантПлюс»). ↑
-
Там же. ↑
-
Статья 10 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса». ↑
-
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 497-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». ↑
-
В то же время, если законопроект, имеющий самостоятельный предмет регулирования, предусматривает внесение изменение в БК РФ, УК РФ и (или) УПК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, ТК РФ, «Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает решение о возвращении законопроекта его инициатору» (ч. 6—7.3 ст. 108 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (приложение к Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД). Таким образом, по не слишком понятным причинам поправочные оговорки в одних случаях были прямо включены в тексты российских кодексов, а в других «удостоились» лишь закрепления на уровне Регламента Государственной Думы. ↑
-
Если и вводить подобные нормы, то не точечно в кодексы, а путем принятия закона о законах (закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации) с предшествующей ему детальной проработкой вопросов иерархии нормативных правовых актов, соотношения различных коллизионных норм, влияния нарушения поправочных оговорок на действительность законов и пр. Между тем существует большое количество проектов закона о законах (см., например, проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации); см. также: О нормативных правовых актах в Российской Федерации (инициативный проект федерального закона). 5-е изд., перераб. и доп. / Рук. авт. коллектива Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М.: ИЗиСП, 2019). ↑
-
Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1—16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / Отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2020. С. 365-366 (авторы комментария к ст. 3 — А.Г. Карапетов, С.В. Сарбаш). ↑
-
Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1—16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / Отв. ред. А.Г. Карапетов. С. 365-366 (авторы комментария к ст. 3 — А.Г. Карапетов, С.В. Сарбаш). ↑
-
Пункт 45 ст. 1, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ↑
-
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ↑
-
В пояснительной записке к первому законопроекту указывалось: «Оскорбление и клевета по степени общественной опасности… более соответствуют деяниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нежели Уголовным кодексом Российской Федерации…» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы 7 июня 2011 г.)), в связи с чем предлагалось эти деяния декриминализировать. Но уже в составленной через полгода пояснительной записке изложена диаметрально противоположная позиция: «существующие меры защиты чести и достоинства личности, закрепленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. регламентирующие законодательные положения о клевете и оскорблении в полной мере недостаточны» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы 6 июля 2012 г.)). Комментарии, как говорится, излишни. Интересно, что «оскорбление» не исчезло из УК РФ полностью. Так, по-прежнему существует «оскорбление чувств верующих» (ч. 1 ст. 148 УК РФ), «оскорбление участников судебного разбирательства», а равно «оскорбление судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия» (ч. 1 и 2 ст. 297 УК РФ), «публичное оскорбление представителя власти» (ст. 319 УК РФ), «оскорбление одним военнослужащим другого», «оскорбление подчиненным начальника» (ч. 1 и 2 ст. 336 УК РФ). Как представляется, подобная «декриминализация» не только является половинчатой и непоследовательной, но и нарушает принцип равенства (ст. 4 УК РФ). ↑
-
Наумов А.В. Указ. соч. С. 767. ↑
-
Абзац восьмой п. 2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П. ↑
-
Абзац девятый п. 2, абзацы третий и четвертый п. 3 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П. ↑
-
Абзац третий п. 4.1 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П. ↑
-
Абзац шестой п. 3.2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 14 июля 2005 г. № 8-П. ↑
-
Абзац первый п. 4.2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П. ↑
-
Подпункт «д» п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений». ↑
-
Известна в этом отношении позиция Аппарата Государственной Думы Российской Федерации: «Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать» (абзац первый п. 1 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490). Ссылки на это положение начали появляться в том числе в особых мнениях судей КС РФ (см., например, абзац второй п. 1.1 Особого мнения судьи Г.А. Гаджиева по Постановлению КС РФ от 28 марта 2017 г. № 10-П). ↑
-
См. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»». Данным Федеральным законом в ст. 1 Федерального закона об исполнительном производстве была включена ч. 3, допустившая регулирование условий и порядка исполнения отдельных судебных актов иными федеральными законами. Примечательно, что указанная новелла появилась в тексте соответствующего законопроекта лишь к третьему чтению и позиционировалась лишь как корреспондирующая проектируемой норме ст. 32.4 КоАП РФ (см.: Таблица поправок, рекомендуемых к принятию (Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству)). ↑
-
Raitio J. Op. cit. P. 200; Контрольный список вопросов для оценки соблюдения верховенства права: Исследование № 711/2013 (Страсбург, 18 марта 2016 г.) (CDL- AD(2016)007). С. 19 (п. 61). ↑
-
C-120/86, J. Mulder v. Minister van Landbouw en Vissery, [1988] ECR I-02321. ↑
-
Ibid., paras. 24-26. ↑
-
Ibid., paras. 27, 28. ↑
-
Пункт 102 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 25 июня 2009 г. по делу «Лийвик (Liivik) против Эстонии» (жалоба № 12157/05). ↑
-
Там же. ↑
-
Абзац первый п. 2.2 описательно-мотивировочной части Определения КС РФ от 12 июля 2006 г. № 267-О. ↑
-
Там же. ↑
-
См., например, Определение ВАС РФ от 29 октября 2010 г. № ВАС-11884/10 по делу № А78-5642/2009. ↑
-
Определения СКЭС ВС РФ от 6 марта 2018 г. № 308-КГ17-14457 по делу № А53- 18839/2016, от 19 июля 2019 г. № 305-КГ18-17303 по делу № А40-232515/2017; Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10 апреля 2019 г. № 51-КА19-1. Примерно такую же позицию занимает Суд ЕС, посчитавший, что даже двух лет может быть вполне достаточно для формирования у лица законных ожиданий в связи с отсутствием у властей каких-либо претензий к правомерности его деятельности (см.: C-344/85, Ferriere San Carlo v. Commission, [1987] ECR I-04435, para. 13). Восприятие европейских подходов не может не радовать. ↑
-
Исполинов А. С. Решение Коллегии ВС РФ по делу Apple Watch и международное право. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20.09.2017 № 305-КГ17-3138 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. № 11. С. 4. ↑
-
Определение СКЭС ВС РФ от 20 сентября 2017 г. № 305-КГ17-3138 по делу № А40-32818/2016. ↑
-
Одновременно принцип защиты инвестора от неблагоприятных изменений законодательства является случаем ультраактивности, т.е. применения закона, уже утратившего силу, к последующим отношениям, и, следовательно, исключением из общего правила действия закона во времени. ↑
-
В судебной практике указанный принцип иногда прямо так и называется (см. п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18 января 2001 г. № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов»). ↑
-
Следует сказать, что идея, лежащая в основе «дедушкиной оговорки», проявляет себя не только в области инвестиционного права. Так, ст. 422 ГК РФ устанавливает неприменимость по общему правилу положений вновь принятых законов к ранее заключенным договорам. При этом под «новыми обязательными для сторон правилами» понимаются не только императивные, но и диспозитивные нормы. См.: Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307—453 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / Отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2017. С. 835-837 (авторы комментария к ст. 422 — А.Г. Карапетов, М.А. Церковников). ↑
-
Хабибулина Г.Р. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в практике конституционных (уставных) судов субъектов // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 4. С. 178; Павлисова Т.Е., Ембулаева Н.Ю. Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства (защиты законных ожиданий) в российском праве: проблемы и перспективы // Право и политика. 2018. № 4. С. 1—10. ↑
-
Абзац третий п. 4 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П. ↑
-
Кроме того, КС РФ прямо указал, что «требовани[я] поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений» составляют «ядро принципа правовой определенности, имеющего универсальное значение в отношениях государства и индивида» (абзац пятый п. 5 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 17 января 2019 г. № 4-П). ↑
-
Лейст О.Э. Указ. соч. С. 97-98. ↑
-
Абзац первый п. 4 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 22 апреля 2014 г. № 12-П. ↑
-
В равной мере позиции КС РФ об обратной силе распространяются также и на действие во времени правовых позиций высших судов (см., например: п. 4 и 5 описательно-мотивировочной части, п. 1 резолютивной части Постановления КС РФ от 21 января 2010 г. № 1-П; п. 6 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П). ↑
-
Это правило имеет давнюю историю и, как и запрет на придание обратной силы «ухудшающим» законам, вряд ли нуждается в комментировании. ↑
-
Абзац третий п. 3.1 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 15 февраля 2016 г. № 3-П. Данная позиция была сформулирована КС РФ и ранее (см. абзац десятый Решения КС РФ от 1 октября 1993 г. № 81-р). ↑
-
Подпункт «а» п. 32 ст. 3 Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона он вступил в силу с 1 октября 2014 г. Суд апелляционной инстанции же рассматривал дело 15 октября 2014 г., т.е. после вступления названного Федерального закона в действие. ↑
-
Часть 7 ст. 7 Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ↑
-
Определение СИП от 12 февраля 2015 г. № С01-113/2013 по делу № А76- 13283/2012. ↑
-
Абзац четвертый п. 2 описательно-мотивировочной части Определения КС РФ от 2 июля 2015 г. № 1539-О. ↑
-
Абзац тринадцатый п. 3 описательно-мотивировочной части Определения КС РФ от 2 июля 2015 г. № 1539-О. ↑
-
Рассказова Н.Ю. Действие актов гражданского законодательства во времени // Арбитражные споры. 2019. № 2 (СПС «КонсультантПлюс»). ↑
-
Абзац седьмой п. 5 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 21 января 2010 г. № 1-П. ↑
-
Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 — 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / Отв. ред. А.Г. Карапетов. С. 392-393 (автор комментария к ст. 4 — М.А. Церковников). ↑
-
Из этого исходит большинство специалистов (см., например: Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2014. С. 31 (автор гл. 2 — В.В. Ярков); Гражданский процесс: Учебник / Под ред. А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. 3-е изд., перераб. и доп. М. ПБОЮЛ Гри- женко, 2001. С. 14 (автор гл. I — Д.М. Чечот)). ↑
-
Курс уголовного процесса / Под ред. Л.В. Головко. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2017. 252-253 (автор гл. 6 — Н.В. Ильютченко). ↑
-
См. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26. Отдельную проблему составляет также ретроспективность судебного правотворчества: выработанная в практике позиция применяется к отношениям, возникшим до ее появления. Хотя ретроспективность и является во многом феноменом неизбежным, строго говоря, она серьезным образом подрывает правовую определенность. В связи с этим в литературе предлагается при придании правовой позиции суда обратной силы учитывать ряд критериев: наличие у участников оборота четких регулятивных ожиданий; качество и степень влияния новой позиции на прежние отношения; балансирование возможных негативных последствий с позитивными результатами ретроспективности; отрасль права (см.: Верещагин А.Н., Карапетов А.Г., Тай Ю.В. Пути совершенствования правотворческой деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ // Вестник ВАС РФ. 2013. № 6. С. 72-73). ↑
-
Пункт 28 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 4 ноября 2010 г. по делу «Эйдельман (Eydelman) и другие «пенсионеры-эмигранты» против Российской Федерации» (жалобы № 7319/05, 9992/07 10359/07, 13476/07, 3565/08, 10628/08, 33904/08, 33918/08, 40058/08, 42112/08, 42115/08 и 60792/08). ↑
-
Пункт 52 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 24 июля 2003 г. по делу «Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации» (жалоба № 52854/99). ↑
-
Пункты 61 и 62 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 28 октября 1999 г. по делу «Брумареску (Brumarescu) против Румынии» (жалоба № 28342/95). ↑
-
Рехтина И.В. Правовая определенность (res judicata) в истории права Древнего Рима // История государства и права. 2011. № 22 (СПС «КонсультантПлюс»). ↑
-
Рехтина И.В. Предпосылки принципа правовой определенности (res judicata) в источниках права Древней Руси X-XVI вв. // История государства и права. 2014. № 15 (СПС «КонсультантПлюс»). ↑
-
См., например: Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. С. 503; Князев А.А. Законная сила судебного решения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 18-19. КС РФ прямо указывал, что «[и]менно судебная власть, независимая и беспристрастная по своей природе, играет решающую роль в государственной защите прав и свобод человека и гражданина, и именно суд окончательно разрешает спор о праве, чем предопределяется значение судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер…» (абзац второй п. 2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 8 ноября 2012 г. № 25-П). ↑
-
Пункт 52 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 24 июля 2003 г. по делу «Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации» (жалоба № 52854/99). ↑
-
Пункт 28 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 4 ноября 2010 г. по делу «Эйдельман (Eydelman) и другие «пенсионеры-эмигранты» против Российской Федерации» (жалобы № 7319/05, 9992/07 10359/07, 13476/07, 3565/08, 10628/08, 33904/08, 33918/08, 40058/08, 42112/08, 42115/08 и 60792/08). ↑
-
Пункт 38 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 23 июля 2009 г. по делу «Сутяжник (Sutyazhnik) против Российской Федерации» (жалоба № 8269/02). ↑
-
Пункт 52 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 24 июля 2003 г. по делу «Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации» (жалоба № 52854/99); п. 25 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 18 ноября 2004 г. по делу «Праведная (Pravednaya) против Российской Федерации» (жалоба № 69529/01). ↑
-
Пункт 22 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 1 апреля 2010 г. по делу «Царева (Tsareva) против Российской Федерации» (жалоба № 43327/02). ↑
-
Абзац третий п. 9.2 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П. ↑
-
Пункт 1 резолютивной части Постановления КС РФ от 11 мая 2005 г. № 5-П. ↑
-
Абзац седьмой п. 3.1 описательно-мотивировочной части Постановления КС РФ от 11 мая 2005 г. № 5-П. ↑
-
Определение СКЭС ВС РФ от 10 декабря 2019 г. № 305-ЭС19-20584 по делу № А40-127011/2018 (отменено Постановлением Президиума ВС РФ от 17 июня 2020 г. № 381-ПЭК19 по иным основаниям). ↑
-
Там же. ↑
-
Кулакова В.Ю. Правовая определенность судебного решения в свете реализации права на судебную защиту в суде кассационной инстанции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 7 (СПС «КонсультантПлюс»); Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика. М.: Статут, 2012. С. 176-177. ↑
-
Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика. С. 177. ↑
-
См., например: Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М. Динамизм и стабильность судебной практики // Журнал российского права. 2019. № 7 (СПС «КонсультантПлюс»). ↑
-
Данный принцип имеет тесную связь с res judicata (см.: Дикарев И.С. Указ. соч. С. 41–44; Lelieur J. Op. cit. P. 201). ↑
-
Егоров А.В. Исковая давность по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности при банкротстве // Вестник гражданского права. 2018. Т. 18. № 4 (СПС «КонсультантПлюс»); см. также п. 22 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 7 июля 2009 г. по делу «Станьо (Stagno) против Бельгии» (жалоба № 1062/07). ↑
Оглавление
- Введение
- ГЛАВА 1. ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА И В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
- § 1. Сущность и понятие принципа правовой определенности
- § 2. Содержание принципа правовой определенности
- § 3. Особенности принципа правовой определенности
- § 4. Принцип правовой определенности как требование качества закона
- ГЛАВА 2. ОЦЕНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ КАК ПРИЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
- § 1. История возникновения и развития дискуссии об оценочных категориях
- § 2. Понятие и особенности оценочных категорий
- § 3. Достоинства и недостатки оценочных категорий
- § 4. Пределы использования оценочных категорий в нормотворчестве в нормотворчестве
- § 5. Использование законодателем некоторых оценочных категорий при конструировании составов правонарушений в различных отраслях права
- Заключение
- Список использованных источников