Позитивные и негативные стороны оценочных категорий достаточно обстоятельно исследованы в науке. Кратко осветим узловые моменты.
Главное преимущество оценочных понятий — в том, что они придают праву эластичность, «являясь мостиком, естественной связкой начал нормативно-правового формализма и практической жизни»[1]. Чтобы выступать эффективным регулятором общественных отношений, праву необходима гибкость. Как пишет французский юрист Ж.-Л. Бержель, «[п]раво не может обойтись без этих эластичных концептов, потому что оно институировано для подчинения живой материи некоему порядку и, соответственно, должно воспроизводить пластичные формы реальной жизни…»[2]. Сам ЕСПЧ, требующий от закона доступности и предсказуемости, признает: «…хотя определенность норм весьма желательна, она может сопровождаться чертами окаменелости, тогда как право должно обладать способностью идти в ногу с меняющимися обстоятельствами. Соответственно, многие законы неизбежно пользуются терминами, которые в большей или меньшей степени расплывчаты…»[3]
Оценочные категории в некоторой степени восполняют пробелы в праве: даже если законодатель и не предвидел появление некого явления, оно тем не менее вполне может охватываться оценочной категорией, если удовлетворяет соответствующим критериям. В этом смысле говорят о прогностической функции оценочных категорий[4].
Другое несомненное преимущество использования относительно определенных средств в нормативных актах — экономия законодательного материала[5].
Очевидны и негативные стороны оценочных категорий: это прежде всего некоторый субъективизм как следствие предоставляемой правоприменителю свободы усмотрения[6]. Здесь всегда существует риск «дискреционного произвола»[7].
Опасность оценочных категорий была признана даже на уровне федерального закона. Так, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» гласит: «Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции». Под положениями, содержащими неопределенные требования, согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы, понимается в том числе «юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера»[8].
С позиций экономического анализа права оценочные категории (точнее, стандарты) рассматривал Р.А. Познер. Ученый отмечал, в частности, что конкретные правила, в отличие от стандартов, быстрее устаревают и, соответственно, требуют обновления. В то же время если формулирование стандартов требует меньших затрат, то их применение — больших[9]. Правила более сложны в том смысле, что они выражают ту же идею, что и стандарт, куда менее лаконично: «Стандарт небрежности проще правил дорожного движения»[10]. Кроме того, стандарты интуитивны, а значит, информационные издержки адресатов регулирования относительно невелики[11]. Наконец, как полагает Р.А. Познер, стандарты могут быть заменены на правила, но такая трансформация, как правило, приводит к «эффекту лазеек», преодолеть который может умышленная избыточность нормы[12].
-
Власенко Н.А. Методологическая результативность исследования определенности права. С. 58 ↑
-
Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 350. ↑
-
Пункт 49 описательно-мотивировочной части Постановления ЕСПЧ от 28 апреля 1979 г. по делу ««Санди Таймс» («The Sunday Times») против Соединенного Королевства» (жалоба № 6538/74). ↑
-
Лукьяненко М.Ф. Указ. соч. С. 76-77. ↑
-
Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 13. ↑
-
Миролевич А.В. Указ. соч. С. 22; ГармышевЯ.В., ЕгеревИ.М., Пархоменко С.В. К вопросу о квалификации некоторых оценочных понятий в уголовном праве России // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 733. ↑
-
Нормы права: теоретико-правовое исследование: Монография / Отв. ред. Т.В. Губаева, А.В. Краснов. С. 102 (автор гл. 5 — Р.Г. Валиев). ↑
-
Подпункт «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96). ↑
-
Познер Р.А. Указ. соч. С. 723–724; см. также: Карапетов А.Г. Экономический анализ права. М.: Статут, 2016. ↑
-
Познер Р.А. Указ. соч. С. 726. ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. С. 725. ↑
Оглавление
- Введение
- ГЛАВА 1. ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА И В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
- § 1. Сущность и понятие принципа правовой определенности
- § 2. Содержание принципа правовой определенности
- § 3. Особенности принципа правовой определенности
- § 4. Принцип правовой определенности как требование качества закона
- ГЛАВА 2. ОЦЕНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ КАК ПРИЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
- § 1. История возникновения и развития дискуссии об оценочных категориях
- § 2. Понятие и особенности оценочных категорий
- § 3. Достоинства и недостатки оценочных категорий
- § 4. Пределы использования оценочных категорий в нормотворчестве в нормотворчестве
- § 5. Использование законодателем некоторых оценочных категорий при конструировании составов правонарушений в различных отраслях права
- Заключение
- Список использованных источников