1.2. Задачи судебной экспертизы
1.3. Классификация судебных экспертиз
Основные понятия темы: судебная экспертиза, судопроизводство, правонарушение, принцип законности, принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, принцип объективности, всесторонности и полноты исследований, принцип использование современных достижений науки и техники, идентификационные задачи, диагностические задачи, классификационные задачи, классы (типы) экспертиз, роды экспертиз, виды экспертиз, криминалистические экспертизы.
1.1. В процессе уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, гражданского судопроизводства как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах, часто возникает необходимость в исследованиях с использованием специальных знаний. Закон не дает определения понятия «специальные знания». Традиционно в юридической литературе под этим термином понимают систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых специальной подготовкой или профессиональным опытом и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе уголовного или гражданского судопроизводства.
Основной формой использования специальных знаний в судопроизводстве является судебная экспертиза. Ее сущность состоит в анализе по заданию следователя, дознавателя, суда, лица или органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сведущим лицом — экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.
По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое служит одним из предусмотренных законом источников доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, — доказательствами.
Понятие «экспертиза» (от лат. expertus — знающий по опыту, опытный; испытанный, изведанный) применяется в науке и практике для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью специального инструментария — экспертных методик.
Экспертизы производятся практически во всех сферах человеческой деятельности. Это могут быть так называемые государственные экспертизы, выполняемые органами исполнительной власти и другими государственными органами (как межведомственные, так и внутриведомственные экспертизы).
Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на нижеследующих основных принципах.
Принцип законности — основной принцип права, определяющий многие другие его положения и принципы. В современном понимании законность представляет собой режим общественной жизни, метод государственного управления, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность является общим принципом организации современного демократического государства, основой обеспечения прав личности, поддержания правопорядка в стране.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Принцип законности в государственной судебно-экспертной деятельности имеет несколько аспектов. Прежде всего, это обеспечение и защита прав и свобод граждан при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности как со стороны государственных судебно-экспертных учреждений, так и работающих в этих учреждениях должностных лиц — экспертов.
В организационном плане режим законности означает строгую регламентацию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений. Стабильность правового регулирования порождает уверенность в том, что соответствующие правила поведения не случайны, а полезны и необходимы, что они отражают объективные потребности жизни и требуют безусловного соблюдения. Поскольку государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства, она должна соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации. Поэтому деятельность государственных судебно-экспертных учреждений должна осуществляться по единым правилам. Положения об этих учреждениях, утвержденные органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, уставы учреждений необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица определяет то, что государственная судебноэкспертная деятельность осуществляется в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46); при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50).
Принцип независимости эксперта следует понимать как отсутствие его зависимости от субъекта, назначившего судебную экспертизу по уголовному, гражданскому делу, делу об административном правонарушении. Эксперт независим от суда, следователя, дознавателя, прокурора, лица или органа, рассматривающих дело, сторон и их представителей и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Принцип независимости эксперта в данном его толковании подкрепляется возможностью отвода эксперта в случаях, когда установлена его пристрастность и заинтересованность и исходе дела.
Принцип объективности, всесторонности и полноты исследований обязывает судебного эксперта давать объективное заключение, основываясь на результатах проведенных всесторонних и полных исследований, в соответствии со своими специальными знаниями с использованием современных достижений науки и техники. Объективность эксперта и соответственно объективность его заключения возможны только при условии его процессуальной и личностной независимости. Что касается всесторонности и полноты исследований, то они связаны, во-первых, с необходимостью разрешения всех вопросов, вынесенных эксперту; во-вторых, с исследованием всех объектов, представленных на экспертизу; в-третьих, с использованием всех существующих на данный момент апробированных и рекомендованных для практического применения методик экспертного исследования вещественных доказательств.
Принцип использования современных достижений науки и техники требует от судебного эксперта при производстве исследований максимально полно использовать современные технико — криминалистические средства и методы.
1.2. В общем смысле «задача — это то, что требует исполнения, разрешения». Наиболее общим в науке является представление о задаче, как цели исследования, заданной в определенных условиях.
Подзадачей конкретного экспертного исследования понимается принятое экспертом задание, содержащееся в вопросе, поставленном перед экспертом.
В словаре основных терминов судебных экспертиз подчеркивается, что «с гносеологической точки зрения понятие задачи характеризует конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт в соответствии со своим процессуальным положением и специальными познаниями обязан действовать, чтобы дать ответ на этот вопрос». Таким образом, понятие задачи судебной экспертизы имеет как процессуальный (задание эксперту органа, назначившего экспертизу), так и гносеологический (познавательный) аспекты.
Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам).
При решении идентификационных задач в объектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление и на основе совпадения совокупности частных признаков устанавливается индивидуально-конкретное тождество. Если индивидуализация частных признаков оказывается недостаточной, решение идентификационной задачи завершается отнесением объекта к группе однородных с ним объектов — установлением групповой принадлежности объекта.
Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок), о принадлежности объектов к одному роду, виду, группе, об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики-изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты); о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, фарному рассеивателю автотранспортного средства); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.
Диагностические задачи состоят в выявлении механизма события, времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинной связи между ними, природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д., например, каков механизм возникновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от изготовленного в соответствии с утвержденными техническими условиями.
Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи, которые некоторыми авторами выделяются в отдельную группу. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой системе или модели относится огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо установить, к какой марке относится сплав.
Не следует смешивать диагностические классификационные задачи и идентификационные задачи, при решении которых устанавливается групповая принадлежность объекта. Безусловно, классификация — это отнесение объекта к какой-то группе (роду, виду), но количественно эта группа не определена, и решение диагностической по сути задачи не предполагает индивидуальной идентификации.
Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.
Простые диагностические задачи:
— диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:
а) исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;
б) определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;
в) установление первоначального состояния объекта;
г) определение причин и условий изменения свойств (состояния) объекта;
— диагностическое исследование свойств и состояния объекта по его отображению:
а) определение степени информативности следа;
б) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;
в) определение причины изменения свойств или состояния объекта.
Сложные (составные) диагностические задачи — это исследование механизма, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:
— определение механизма события, процесса, действия:
а) определение возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;
б) установление механизма события в его динамике;
в) установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях;
г) установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;
— определение условий (обстановки):
а) времени (периода) или хронологической последовательности действия (события);
б) определение места действия (его локализация, границы), позиции участников;
в) определение иных условий;
— определение причинно-следственной связи между действиями и наступившими последствиями.
Еще одним основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.
Прямые диагностические задачи — движение от причины к следствию.
Это, как правило, простые диагностические задачи типа, каков состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание вещества. Прямые сложные диагностические задачи типа, каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований.
Одним из основных методов в диагностических исследованиях является аналогия. Повторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влечет за собой возникновение повторяющихся типичных следов. Реально существующие отклонения зависят от вариаций тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях используются впоследствии при решении обратных диагностических задач.
Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными — от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является мысленное, физическое или математическое моделирование. Так, прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструировать по обломку «биографию» изделия, установить технологию его изготовления или причину излома.
Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические задачи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.
Наряду с этой классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям. Так, по степени общности задачи делят:
— на общие — задачи рода экспертизы, например в трасологической экспертизе исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;
— типичные — задачи вида экспертизы, например типичные задачи трасологической экспертизы следов обуви (установление вида обуви, оставившей следы, идентификация обуви по следам);
— конкретные — задачи данного экспертного исследования, например не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями и г.д.
Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода.
Типичные задачи вида экспертизы, которые приводятся в справочной литературе, формулируются применительно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориентирующих для постановки конкретных задач.
Конкретные задачи — это задачи, поставленные перед экспертом при производстве конкретной экспертизы.
С гносеологической точки зрения, конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.
Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы.
Общие и типичные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского или уголовного дела, дела об административном правонарушении.
1.3. В настоящее время можно считать сформировавшейся общую теорию судебной экспертизы, в которой все судебные экспертизы принято подразделять на классы, роды и виды. Основанием для такого деления служит характер исследуемых объектов в совокупности с решаемыми задачами. Причем экспертные задачи, объекты экспертизы, методы и методики экспертного исследования не зависят от процессуальной процедуры, а определяются исключительно родом и видом судебных экспертиз. В этой связи должны быть едиными и критерии оценки выводов эксперта следователем, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях.
Ведь во многих случаях результаты экспертизы, выполненной в процессе уголовного судопроизводства или производства по делу об административном правонарушении, в дальнейшем используются при рассмотрении гражданского дела, и наоборот.
Классификация судебных экспертиз производится исходя из характера, отрасли специальных знаний, которые используются при их производстве. В этой связи принято выделять четыре классификационных уровня судебных экспертиз:
1. Классы (типы) экспертиз;
2. Роды экспертиз;
3. Виды экспертиз;
4. Разновидности (подвиды) экспертиз.
Класс экспертиз — это множество экспертных исследований, объединяемых общностью знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ судебных экспертиз (например, криминалистические, биологические, судебно-медицинские экспертизы и т.п).
Роды экспертиз — это подмножество экспертиз определенного класса. Экспертизы различаются по предмету, объекту, методике экспертного исследования и соответствующей отрасли научного знания о судебной экспертизе. Например, в криминалистической экспертизе на уровне рода выделяют экспертизы: судебные, почерковедческие, технические экспертизы документов, трасологические, баллистические, портретные и др.
Виды экспертизы — элементы рода, отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих для рода объектов и методик. Например, в судебно-трасологической экспертизе различают четыре вида экспертизы: гомеоскопические, механоскопические, транспортные и следов животных.
Подвид экспертизы — разновидность экспертизы, отличающаяся своеобразной группой задач, характерных для предмета данного вида экспертизы, и комплексами метода исследования отдельных объектов или их групп. Например, в рамках гомеоскопических экспертиз про — водятся экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви; механоскопических — экспертизы запирающих и предохранительных устройств, орудий взлома, установления целого по частям и т.п.
В целом по видам специальных знаний судебные экспертизы классифицируются на двенадцать классов:
1) криминалистические;
2) медицинские и психофизиологические;
3) инженерно-технические;
4) инженерно-транспортные;
5) инженерно-технологические;
6) экономические;
7) биологические;
8) почвоведческие;
9) сельскохозяйственные;
10) пищевых продуктов;
11) экологические;
12) искусствоведческие.
Криминалистические экспертизы подразделяются на следующие виды:
1. Судебная почерковедческая;
2. Судебная автороведческая;
3. Судебная баллистическая;
4. Судебная портретная;
5. Судебная техническая экспертиза документов;
6. Судебная трасологическая;
7. Судебная фоноскопическая;
8. Судебная взрывотехническая;
9. Судебная фототехническая;
10. Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений;
11. Судебная экспертиза денежных знаков;
12. Криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий:
12.1. Судебная экспертиза объектов волокнистой природы;
12.2. Судебная экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий;
12.3. Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов;
12.4. Судебная экспертиза стекла, керамики и изделий из них;
12.5. Судебная экспертиза металлов, сплавов и изделий из них (металловедческая);
12.6. Судебная экспертиза полимерных материалов, пластмасс, резин и изделий из них;
12.7. Судебная экспертиза наркотических средств и психотропных веществ;
12.8. Судебная экспертиза спиртосодержащих жидкостей;
12.9. Судебная экспертиза парфюмерных и косметических средств.
Кроме того, экспертизы различаются в зависимости от очередности проведения, объема исследования и количества лиц, осуществляющих производство судебной экспертизы и характера их специальных знаний.
В зависимости от очередности проведения судебной экспертизы:
а) первоначальная;
б) повторная.
По объему проводимого исследования:
а) основная;
б) дополнительная.
По количеству производящих экспертизу лиц:
а) единоличная;
б) групповая.
В зависимости от характера одновременной реализации в ходе экспертизы специальных знаний:
а) комиссионая;
б) комплексная.
Темы докладов
1. Введение в курс судебной экспертологии
2. Правовые и организационные вопросы экспертной деятельности
3. Криминалистические судебные экспертизы
4. Судебная экспертиза человека и животных
5. Технические судебные экспертизы
6. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском и арбитражном процессах России
7. Формы и содержание взаимодействия субъектов государственной судебно-экспертной деятельности
8. Виды государственных судебно-экспертных учреждений и их ведомственное подчинение
9. Современные представления о месте и роли общей теории судебной экспертизы в системе высшего профессионального образования
10. Генезис научных представлений о сущности судебной экспертологии
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое судебная экспертиза?
2. Раскройте основные принципы государственной судебноэкспертной деятельности.
3. В чем заключаются задачи судебной экспертизы?
4. Перечислите четыре классификационных уровня судебных экспертиз.
5. Дайте определение классам (типам) экспертиз.
6. Что такое роды экспертиз?
7. В чем особенность видов экспертиз?
8. Приведите примеры разновидностей (подвидов) экспертиз.
Выполнение заданий (решение задач) (с последующим обсуждением их результатов)
Задание 1. Перечислить, какие объекты исследуются при проведении судебно-биологических экспертиз.
Задание 2. Изучить законодательные и нормативные акты, определяющие основания и порядок назначения судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.
Задание 3. Разработать краткосрочный прогноз количества экономических правонарушений и споров по их основным категориям и составу на ближайшую перспективу 2018-2020 гг. (на основе статистических данных о деятельности арбитражных судов РФ).
Формы и виды самостоятельной работы студентов: проработка лекционного материала, проработка учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, выполнение заданий, подготовка к семинарскому занятию, докладу.
Содержание
- Введение
- Тема 1. Судебная экспертиза: сущность, задачи и классификация
- Тема 2. Общие положения судебной экономической экспертизы
- Тема 3. Этапы становления и развития судебной экономической экспертизы
- Тема 4. Инструменты контрольной деятельности
- Тема 5. Правовые основы экономической экспертизы
- Тема 6. Предмет и объекты судебной экономической экспертизы
- Тема 7. Субъекты судебной экономической экспертизы
- Тема 8. Особенности и порядок назначения судебной экономической экспертизы
- Тема 9. Организация судебной экономической экспертизы
- Тема 10. Составление экспертного заключения
- Тема 11. Экспертное исследование операций с денежными средствами в кассе и на счетах в банке
- Тема 12. Экспертное исследование расчетных операций
- Тема 13. Экспертное исследование операций с основными средствами и нематериальными активами
- Тема 14. Экспертное исследование операций с материально-производственными запасами
- Тема 15. Экспертное исследование операций по учету труда и его оплаты
- Тема 16. Экспертное исследование операций по формированию финансовых результатов и использованию прибыли
- Тестовые задания по дисциплине
- Вопросы для промежуточного контроля знаний
- Словарь основных понятий и терминов
- Литература