5.1. Нормативно-правовое регулирование экспертной деятельности в РФ

5.2. Юридическая основа экономических экспертиз по уголовным делам в сфере экономики

5.3. Правовая основа экономических экспертиз по арбитражным и гражданским делам в сфере экономики

5.4. Экспертные учреждения

5.5. Саморегулируемые организации экспертов

Основные понятия темы: правовая база, нормативно-правовое регулирование экспертной деятельности, юридическая основа, уголовные дела, экспертные учреждения, саморегулируемые организации.

5.1. Правовую базу судебной экономической экспертизы составляют следующие группы нормативно-правовых актов:

I. Федеральное отечественное законодательство, регулирующее процессуальный порядок организации и производства судебной экономической экспертизы:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ;

3) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ);

4) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;

5) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ);

6) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ);

7) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);

8) законодательство РФ о таможенном деле;

9) Налоговый кодекс РФ (НК РФ);

10) законодательство в сфере охраны здоровья;

11) другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

II. Подзаконные нормативные акты, регулирующие процессуальный порядок организации и производства судебной экономической экспертизы и утвержденные соответствующими министерствами:

1) инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 20.12.2002 г. № 347);

2) методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 20.12.2002 г. № 346);

3) Приказ Минюста России от 27.12.2012 г. № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»;

4) Приказ МВД России от 29.06.2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» («Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»;

5) Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного суда Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1240;

6) решения высших органов судебной власти в части проведения судебных экспертиз.

III. Нормативно-законодательные акты в области регулирования бухгалтерского учета. В данную группу входят федеральные стандарты, являющиеся обязательными к применению.

Правовая база судебно-экономической экспертизы постоянно совершенствуется под воздействием практики применения специальных экономических познаний при выявлении и раскрытии уголовных преступлений, а также в гражданском и арбитражном процессах.

5.2. Правовой основой экономической экспертизы по уголовным делам являются: Конституция РФ, закрепляющая основные принципы; Уголовно-процессуальный кодекс РФ, поскольку в нем закреплены порядок познания и производства экспертизы, а также права и обязанности эксперта, с помощью процессуального закона достигается получение нового источника доказательств; а также другие законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие как порядок судопроизводства, так и порядок формирования системы экономической информации, в т.ч. бухгалтерского, учета и финансовой отчетности.

Основные принципы законодательства нашли свое закрепление в Конституции. Так, например осуществление правосудия только судом (ст. 118); независимость судей и их подчинение закону (ст. 120), равенство граждан перед законом и судом (ст. 123), принцип презумпции невиновности (ст. 49). К числу принципов, закрепленных процессуальным законодательством, относятся такие, как принцип независимости судей и их подчинение только закону (ст. 120); принцип обеспечения обвиняемому право на защиту (ст. 48), принцип устности (ст. 240 УПК), непосредственность процесса и др.

При назначении экономических экспертиз следователь руководствуется нормами УПК, регламентирующими назначение любой экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 195 УПК, следователь, признав необходимость производства экономических экспертиз, составляет постановление, в котором указываются:

а) основания для назначения экспертизы;

б) наименование экспертного учреждения, которому поручается производство экспертизы, или фамилия назначенного эксперта;

в) вопросы, которые ставятся перед экспертом;

г) материалы, предоставленные в его распоряжение.

Следователь должен ознакомить обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему права, установленные ст. 195 УПК. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и обвиняемым (ст. 195 УПК). Характерно, что все материалы, представляемые эксперту для исследования, следователь должен получить самостоятельно и только процессуальными способами.

5.3. Экономические споры рассматривают арбитражные суды, которым в настоящее время предстоит реорганизация. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ и является юридической основой судебно-экономической экспертизы по арбитражным делам.

Арбитражному суду подведомственны экономические споры между организациями, гражданами, предпринимателями, государством и муниципальными органами, находящимися на территории России, независимо от их ведомственной принадлежности, от суммы требований. Разрешение споров производится арбитражным судом в составе трех судей, кроме споров в соответствии с АПК РФ, по которым вопросы разрешаются единолично. Для разъяснения возникающих по рассмотрению споров вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники, ремесла, суд назначает экспертизу. Вопросы, касающиеся государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, регулируются отдельным Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ.

В арбитражном процессе возможно участие следующих лиц: судьи, истца, ответчика, третьих лиц, прокурора. Каждое лицо, участвующее в деле, вправе представить арбитражному суду свои вопросы. Порядок назначения и производства судебно-экономической экспертизы в арбитражном процессе регулируется ст. 16, 17, 19.

Порядки проведения экспертизы в арбитражном и гражданском процессах во многом схожи. Юридической основой судебноэкономической экспертизы по гражданским делам является Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Гражданское процессуальное право представляет самостоятельную отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения и разрешения судом гражданских споров. Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает порядок рассмотрения не только гражданских дел, но и семейных, трудовых правонарушений, а также дел, возникающих из административно-правовых отношений, и дел особого производства, то есть неисковых дел, где нет споров о праве.

В гражданском процессе участвуют лица, которые в соответствии с законом обладают определенными правами и выполняют соответствующие обязанности. К ним относятся: истец, ответчик; третьи лица; прокурор; органы государственного управления; судья; профсоюзы, учреждения, организации и их объединения; общественные организации и отдельные граждане, защищающие права других лиц. Стороны гражданского процесса, третьи лица и некоторые другие участники могут вести свои дела самостоятельно, то есть лично, либо через своих представителей. Представитель не является участником гражданского процесса, его выступления в суде не лишают представляемого права самому участвовать в судебном заседании. По общему правилу, решения споров по гражданским и арбитражным делам исполняются добровольно. Однако если лица не желают добровольно исполнять решения судов, то осуществляется принудительное исполнение решения суда с судебным исполнителем на основании исполнительного листа, который выдается взыскателю после вступления решения суда в законную силу.

Среди различных видов доказательств по арбитражным и гражданским делам, согласно законодательству, особое положение занимает заключение экспертов. Суд назначает эксперта для разъяснения возникающих при разрешении дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в сфере экономики. Порядок назначения и производства экономической экспертизы любого вида в гражданском процессе регламентируется ст. 79, 80-87 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

5.4. В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ГСЭД), государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами.

Ст. 11 ФЗ ГСЭД определяет, что государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов предварительного следствия и дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и подразделений органов дознания и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Основная масса судебных экспертиз производится в государственных судебно-экспертных учреждениях, поскольку выполнение экспертиз в подобных учреждениях обладает рядом преимуществ перед производством этих экспертиз частными экспертами. В государственных экспертных учреждениях:

— имеется соответствующее оборудование, без которого зачастую невозможно производство экспертиз на современном научном уровне;

— организована подготовка и переподготовка экспертных кадров, контроль над качеством выполняемых исследований;

— возможно проведение сложных многообъектных, комплексных и комиссионных экспертиз;

— осуществляются научные разработки новых методик экспертного исследования.

В настоящее время государственные судебно-экспертные учреждения созданы и действуют в органах МВД, Министерстве юстиции и др. Основная масса проводимых судебных экспертиз осуществляется в системе МВД и Министерства юстиции России. Каждая система этих учреждений имеет свою специфику.

В системе органов внутренних дел созданы экспертно- криминалистические подразделения. Они организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел (ЭКП ОВД) выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, баллистические, почерковедческие, технические исследования документов, видеофоноскопические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарнотехнические и взрывотехнические.

Кроме производства судебных экспертиз сотрудники ЭКП ОВД выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий и, прежде всего, в осмотрах мест происшествий. В установленном порядке они проводят экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, совместно с другими подразделениями разрабатывают мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Важной функцией деятельности ЭКП ОВД является оказание практической и методической помощи следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

Согласно ведомственным нормативным актам, в органах внутренних дел функционирует три параллельные системы экспертных подразделений: территориальная, на транспорте и в режимных населенных пунктах. Системы связаны отношениями взаимодействия. Структура ЭКП ОВД соответствует структурам органов внутренних дел, в которые они входят.

Головным экспертным учреждением по территориальному принципу экспертно-криминалистической службы является Государственное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД России» (ЭКЦ). Средний уровень территориальных подразделений представляет экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации — области или республике. К первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел. Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве ведомственных нормативных актах МВД России.

Формирование судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции России началось в 20-х гг. XX в. Система СЭУ была создана для обслуживания судов и органов прокуратуры. В 70-е СЭЦ имела достаточно разветвленную сеть. В настоящее время она включает 50 региональных лабораторий судебной экспертизы.

Основным направлением деятельности всех экспертных учреждений Министерства юстиции является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

5.5. Саморегулирование в Российской Федерации осуществляется на условиях объединения субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в организации, созданные и действующие в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Под саморегулированием, согласно действующему законодательству, понимается самостоятельная и инициативная деятельность, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности;

Саморегулируемая организация в сфере судебно-экспертной деятельности (СРО) способна разработать и установить стандарты и правила судебно-экспертной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению профессиональной деятельности и которые, в соответствии с ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», проходят процедуру проверки и утверждения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР). Кроме того, указанными правилами и стандартами, в соответствии с федеральным законодательством, могут устанавливаться дополнительные требования к профессиональной деятельности.

Однако саморегулируемая организация должна не только разработать и установить стандарты и правила к осуществлению профессиональной деятельности, но и предусматривать обязательность выполнения всеми ее членами установленных правил и стандартов и контроль за их соблюдением. В настоящее время саморегулируемая организация может быть тем самым механизмом, с помощью которого возможно устранить имеющийся правовой вакуум в негосударственной судебно-экспертной деятельности, поскольку СРО может разработать и установить правила, стандарты, нормы, которые не предусмотрены действующим законодательством в сфере судебно-экспертной деятельности.

Так, для указанных целей была создана первая в Российской Федерации саморегулируемая организация в области профессиональной деятельности судебных экспертов — Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация судебных экспертов», на данный момент объединяющая в качестве своих членов 345 экспертов, зарегистрированная в Государственном реестре саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) при Министерстве экономического развития РФ (per. № 0206).

Темы докладов

1. Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности в РФ

2. Взаимосвязь принципов государственной судебно-экспертной деятельности и бухгалтерского учета

3. Кодекс административных правонарушений РФ как основа правового регулирования судебно-бухгалтерской экспертизы

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные концепции регулирования экспертной деятельности в РФ.

2. Назовите нормативные документы, регламентирующие экспертную деятельность в РФ.

3. Назовите субъекты экспертной деятельности.

4. Что означает определение судебной экспертизы как средства доказывания?

5. В каких случаях назначается судебная экономическая экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессах?

6. Каковы процессуальные положения органа или лица, назначившего экономическую экспертизу?

7. Перечислите функции органов регулирования экспертной деятельности в РФ.

8. Перечислите функции саморегулируемых организаций экспертов.

Выполнение заданий (решение задач) (с последующим обсуждением их результатов)

Задание 1. Изучите законодательные и нормативные акты, определяющие основания и порядок назначения судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.

Задание 2. Установить перечень законодательных и нормативных актов, регламентирующих судебную экономическую экспертную деятельность в рамках определенного судопроизводства по устранению конкретного экономического правонарушения и урегулированию конкретного экономического спора.

Формы и виды самостоятельной работы студентов: проработка лекционного материала, проработка учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, выполнение заданий, подготовка к семинарскому занятию, докладу.

Содержание