Несоответствие политической реальности развивающихся стран представлению о политическом развитии как о результате социальной модернизации, неизбежно связанной с созданием общества «западного образца», породило иные подходы к этой проблеме. В своей совокупности они образуют авторитарно-прагматические концепции «политической модернизации» и политического развития.
Значительно отличается от теорий, отождествляющих политическое развитие с теми или иными аспектами социальной модернизации, структурно-функциональная концепция, наиболее отчетливо выраженная в работах С. Хантингтона. По мнению Хантингтона и его сторонников в буржуазной политологии, следует делать различие между социально-экономической модернизацией и политическим развитием и рассматривать последнее как относительно независимый процесс. Правомерность этого они усматривают в том, что, изменяя и даже разрушая традиционные институты, модернизация вместе с тем не обязательно ведет к созданию современной политической системы в ее буржуазно-демократическом варианте[1]. По мнению Хантингтона, опыт послевоенного развития показал, что вместо установления такой системы в развивающихся странах нарастает тенденция к образованию «авторитарных» военных и однопартийных режимов, а вместо стабилизации положения наблюдается волна гражданских и межнациональных конфликтов. Причину политической нестабильности ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки С. Хантингтон усматривает в отставании развития политических институтов в этих регионах от происходящих там социально-экономических сдвигов. По его мнению, политическая нестабильность, которая наблюдалась в афро-азиатских и латиноамериканских странах на протяжении XX столетия, в основном была следствием того, что модернизация здесь протекала гораздо более быстрыми темпами, нежели в странах Европы и Северной Америки[2]. Считая, что темпы социальной мобилизации и расширения политического участия в этих странах опережают темпы политической организации и «институционализации», вызывая не политическое развитие, а политический упадок, Хантингтон отождествляет политическое развитие с «институционализацией» политических организаций и процедур, с их стабильностью. Используя те же абстрактно-функциональные показатели, Хантингтон считает, что уровень институционализации политических институтов и функций в качестве критерия политического развития зависит от степени их приспособляемости, сложности, автономии и согласованности. В схеме Хантингтона стабильность, однако, не означает полного отсутствия изменения во всех компонентах политической системы, Хантингтон допускает возможность постепенных изменений в политическом участии партий и заинтересованных групп, в политическом лидерстве и т. п.[3] В целом же, концепция политической институционализации преследует определенную цель — анализ и выявление оптимальных условий для поддержания и сохранения политического статус-кво.
Устойчивость политической жизни является важным фактором для политических систем развивающихся стран. Акцент на эту сторону политики в определенной степени отражает стремление буржуазных политологов преодолеть узкую односторонность концепций, отождествляющих политическое развитие лишь с западным типом политической системы, сделать его более «научным» и универсальным. Однако в понятие политического развития буржуазные политологи не включают такой важный его критерий, как социальная ориентация политической системы. Политическое развитие здесь фактически отождествляется исключительно с политической стабильностью. Выдвигая в качестве основных характеристик политического развития политическую организацию и институционализацию, они не соотносят их с политическими системами конкретного исторического типа, с социальной сущностью политической власти. При сосредоточении внимания целиком на вычленении структурных элементов упускаются из виду те черты и свойства политической системы, благодаря которым она существует как конкретно-историческая реальность. По признанию самих западных политологов, концепция политической стабильности остается такой же иллюзорной, как и другие абстрактные концепции в политологическом исследовании[4]. Следует подчеркнуть, что, несмотря на внешнюю теоретическую и ценностную нейтральность, этот подход апологетичен и политически реакционен: политическая институционализация является здесь важнейшей предпосылкой политической стабильности, в способности наиболее эффективного обеспечения которой буржуазные политологи отдают предпочтение двухпартийной буржуазно-демократической политической системе. Рассматривая тем не менее авторитет государственной власти в качестве высшей ценности, сторонники этого подхода рекомендуют правительству США поддерживать «сильные» и авторитарные режимы за рубежом. Поэтому не удивительно, что концепция С. Хантингтона послужила своего рода основой авторитарно-элитистских концепций политической модернизации. Так, американский политолог Т. Цурутани цинично подчеркивал, что развивающиеся нации должны иметь централизованное лидерство, которое ради целей стабильного развития может быть авторитарным, олигархическим и даже тоталитарным[5].
Таким образом, как западноцентристские, так и авторитарные прагматические теории политической модернизации соответственно определяют процесс политического развития либо как установление в освободившихся странах парламентарной буржуазной демократии, либо, когда это оказывается невозможным, как установление жизнеспособного организационного механизма для поддержания политической стабильности и экономического развития в развивающихся странах, но опять же в направлении, соответствующем интересам Запада.
С точки же зрения социально-политической и идеологической направленности этих теорий как в их прозападном, так и прагматическом вариантах, в современной западной политологии они соответственно получили известность как либеральные и постлиберальные теории политического развития[6].
В структурно-функциональных и иных «моделях» политического развития зафиксированы формальные показатели модернизации политических институтов и функций в развивающихся странах. Но, выступая за развитие сравнительных исследований политики, которые бы позволили подходить к анализу мировых политических процессов с точки зрения широкой сравнительно-исторической перспективы, буржуазные политологи-компаративисты тем не менее в целом рассматривают их сквозь призму политического опыта Запада. Антиисторизм их теорий состоит в том, что «модернизация», отвергающая некапиталистический путь развития, выступает синонимом исторического прогресса. Поэтому и критерии политического развития применяются в исторически локальных рамках, очерченных этой теорией, что, в частности, приводит к принципиально неверной типологии политических систем современности. Проводниками же политических преобразований, согласно им, выступают военно-бюрократическая элита и харизматические лидеры, разделяющие цели и ценности модернизации[7]. Прагматические же подходы к проблеме политического развития типа теории политической «институционализации» по существу являются авторитарными, ибо основанные на них неоколониалистские политические рецепты рекомендуют правящим кругам империалистических государств поддерживать «устойчивые», включая и реакционные, режимы в развивающихся странах.
- См.: Ake C. Modernization and political instability: a theoretical exploration. — World Politics, 1974, vol. 26, № 4.
- См.: Huntington S. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1969, p. 46. ↑
- См.: Huntington S. The Chance to change: modernization, development and Politics. — Comparative politics, 1971, v. 3. ↑
- Hurwitch L. Contemporary Approaches to Political Stability. — Comparative Politics, v. 5, 1973, p. 449—463. ↑
- Цит. по: Чиркин В. E. Указ, соч., с. 21. ↑
- Вагсan J. The Development and Underdevelopment Theory: Why Political Science Has Failed the Third World. Univ, of Iowa, 1979, p. 4—5. ↑
- См. Bill J. and Hardgrave R. Comparative Politics: The Quest for Theory. Columbus, 1973, p. 64. ↑
Содержание
- Введение
- Глава I. Современная буржуазная политология в условиях идейно-политического кризиса капитализма
- 1. Политология США — ведущая отрасль буржуазного политического знания
- 2. Теоретико-методологическая основа американской политологии
- 3. Кризис «науки о политическом поведении». Усиление идеологической функции американской политологии
- 4. Воздействие буржуазной политологии США на развитие современных политических исследований в других капиталистических странах
- Глава II. Буржуазно-реформаторская направленность эмпирических исследований политической системы капитализма в буржуазной политологии
- 1. Апологетическая роль социологических исследований групп давления в обосновании буржуазных теорий «политического плюрализма» и «либерального корпоративизма»
- 2. Кризис двухпартийной системы и буржуазная политология
- 3. Буржуазные политологические исследования государственных институтов
- Глава III. Буржуазные концепции политической власти, политической системы и политической культуры
- 1. Кризис бихевиористских определений власти и ее новейшие концепции в западной политологи
- 2. Концепции политической системы и их социально-охранительная роль
- 3. Концепция политической культуры как фактора социально-политической стабильности
- Глава IV. Антиисторизм буржуазных концепций «политического развития» и «политической модернизации»
- 1. «Политология развития» — теоретическое орудие современного неоколониализма
- 2. Прозападные теории политического развития
- 3. Авторитарно-прагматические концепции «политической модернизации»
- 4. Новые аспекты теорий «политического развития» и «политической модернизации»
- Глава V. Политология и право в США
- 1. Традиционная буржуазная политология и прав
- 2. Становление «новой» буржуазно-реформистской политической науки и конституционное право
- 3. Исследования политических аспектов буржуазного права в политической и правовой науках США: новейшие направления и тенденции
- Заключение