Один из замечательных русских юристов, профессор Московского университета середины XIX в. Ф. Л. Морошкин, обращаясь к истории развития правовой мысли и юридического образования в России, отмечал, что уже с изданием «Соборного уложения» 1649 года, являвшегося, по существу, кодексом русских законов, «открывается период практической юриспруденции», то есть возникает потребность в людях, знающих и умеющих толковать нормы права.
Действительно, говоря о становлении юридического образования в России начала XVIII в., надо вспомнить, что укрепление и развитие российской государственности в XVII в. после потрясений Смутного времени включали в себя и развитие права как регулятора общественных отношений и необходимого условия эффективного функционирования центрального и местного аппаратов государственного управления, разраставшихся и усложнявшихся.
История государства и права, правовой мысли, педагогики допетровской Руси богата и своеобразна. Она включала и подготовку людей, в чьи профессиональные обязанности входило знание законов, других нормативных актов и их практическое применение. Но только с начала XVIII в., с создания системы научно-педагогических учреждений, основания Академии наук, университетов и других учебных заведений, что вызывалось возрастающими потребностями общества и государства в специалистах, можно говорить о регулярной, организованной подготовке правоведов в России.
Петровские реформы, в том числе в государственно-правовой сфере, в организации науки, образования, были подготовлены развитием культуры России XVII в. К достижениям ее следует отнести такой памятник права, как «Соборное уложение» 1649 года отца Петра I — царя Алексея Михайловича. Оно было отпечатано типографским способом и разослано во все государственные учреждения. Много лет спустя М. М. Сперанский, крупнейший государственный деятель и правовед России девятнадцатого столетия, составляя Полное собрание законов Российской империи, включил в него и «Соборное уложение» 1649 года.
Благоприятствовал российским реформам начала XVIII в. и тот факт, что во главе государства стояла неординарная личность самодержца, понявшего значение России в системе европейских государств и то, что надо сделать для ее величия в будущем. Он сознавал, что Россия в силу ряда исторических особенностей отставала от стран Европы в формировании юридического образования, что западные государства имеют значительно больший опыт в правоведении. Поэтому Петр I активно использовал их идеи в своих реформах.
Труды знаменитых западноевропейских юристов Г. Гроция, С. Пуффендорфа и других ученых благодаря Петру I, увлекавшемуся ими, стали известны в России, вошли в культурный обиход, способствовали развитию отечественной правовой мысли, потому что нашли в России достаточно подготовленную почву, способную их воспринять[1].
В Западной Европе правовые учебные заведения по изучению права начали создаваться еще в XI в. на базе католических монастырей и соборов. В XII в. они стали преобразовываться в университеты — цитадели правовых знаний, объединяющие преподавателей, студентов и обслуживающий персонал. Так, был создан старейший университет в Болонье (Италия), который по всей Европе славился подготовкой квалифицированных специалистов в области права.
Папа Римский и европейские короли покровительствовали этому учебному заведению и широко пользовались советами болонских юристов во внутренней и внешней политике.
В 1211 г. по инициативе Папы Римского был создан университет в Париже. В нем было четыре факультета — теологии, права, медицины и свободных искусств. Парижский университет первым стал практиковать присвоение своим питомцам ученых степеней бакалавра, лиценциата и доктора права.
При университете создавались колледжи для бедных студентов. Название одного из этих колледжей «Робера Сорбонна» впоследствии было присвоено Парижскому университету. Правовые факультеты университетов Гренобля, Оксфорда прославились на всю Европу.
Петровские реформы ломали одни и развивали другие культурные традиции страны предшествовавшего периода. Знаменательным и характерным явлением для истории России начала XVIII в. было введение обязательного (практически принудительного) обучения для дворянства (указ Петра I от 20 января 1720 г.), бывшего тем социальным слоем, опираясь на который Петр I осуществлял задуманные им реформы. Не прошедшим обучение и не сдавшим экзамен запрещалось жениться.
Дворянские и боярские дети учились и до Петра I. Хорошо и разносторонне образованный человек не был на Руси редкостью. Но при Петре организация образования становится важной функцией государства, заинтересованного в воспитании и подготовке людей, обладающих определенной суммой знаний, навыками и умениями, которые государство могло бы использовать в своих интересах и в интересах общества. Как писал В. О. Ключевский: «Разнообразные стимулы были приведены в действие, чтобы двинуть все сословие на службу государству: школьная палка, виселица, инстинкт, привязанность к соседке-невесте, честолюбие, патриотизм, сословная честь»[2].
Создавая новый государственный аппарат, Петр I столкнулся с проблемой подготовки служащих. В России возникает НОВЫЙ социальный слой — чиновничество. Вполне естественyо, что та его часть, которая служила в центральных учреждениях и занимала ответственные должности, формировалась из дворян. Дворяне же испытывали традиционное предубеждение против службы в канцеляриях, конторах, считая ее уделом дьяков и подьячих.
Понимая, что судьба реформ, новых учреждений будет зависеть от того, какие люди придут в них на службу, Петр I принимает меры по подготовке служащих государственных учреждений. В феврале 1720 г. он издает указ, обязывающий дворянских детей поступать на службу в гражданские ведомства, начиная ее с низших должностей и даже без определенной должности, для того чтобы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для чиновника. В указе отмечалось, чтобы «это в укоризну знатным фамилиям не ставить: ибо, кроме сего пути, никто в высший градус и до министерского чина произведен быть не может». К числу знаний, которыми должен был овладеть молодой служащий, относилось и «законоведение», понимаемое как знакомство с указами, инструкциями, «регламентами», определяющими порядок деятельности, функции, компетенцию различных государственных учреждений.
В Табели о рангах, изданной в 1722 г., предусматривался чин коллегии-юнкера, присваиваемый молодому человеку, проходящему своеобразную стажировку в государственном учреждении. В 1740 г. для коллегии-юнкеров при Сенате была открыта специальная школа, которую они должны были посещать наряду со службой. Среди преподаваемых там предметов, было законоведение. От успехов, проявленных на службе и в школе, во многом зависела дальнейшая чиновничья карьера коллегии-юнкера.
Таким образом, в России начинала реализовываться идея Петра I о том, чтобы продвижение по служебной лестнице определялось не только знатностью, древностью, богатством рода, но и усердием в службе, уровнем образования.
При Петре I существенно изменяется содержание и формы организации процесса обучения. По западноевропейскому образцу создается Академия наук, планируется открытие университета с юридическим факультетом, преподавать на котором должны ученые-правоведы. Однако Россия еще не испытывала потребности в знаниях в том виде и объеме, в каком они преподавались в западноевропейских странах. Там были сильны традиции уважения к праву, идущие еще от Римской империи, признание его как важнейшего регулятора общественных отношений. Выход на историческую арену «третьего сословия», заинтересованного в повышении роли права в жизни общества, обусловил повышение интереса к правоведам, теоретическим проблемам права и преподаванию юридических дисциплин. Петр I мог воочию убедиться в том, что в Англии, Пруссии, Голландии судьи, адвокаты, нотариусы играли большую роль в жизни общества, занимали важные посты в государственном аппарате.
Русское право было по преимуществу статутным, и все вопросы, на которые органы правосудия не находили ответов, решались в верхнем эшелоне государственного аппарата. Поэтому не случайно один из крупнейших государственных деятелей России того времени В. Н. Татищев, деля все науки на нужные (риторика, экономика, медицина), полезные (правописание, иностранные языки, арифметика, геометрия, механика, география, история, анатомия, ботаника, физика, химия), щегольские (поэзия, музыка, танцы и вольтижировка), любопытные (астрономия, алхимия) и вредные (волхование), не нашел среди них места для правоведения.
Первые 16 зарубежных ученых — членов Санкт-Петербургской Академии наук прибыли в Петербург в 1725 г. Наиболее известными из них были Иоган Бекенштейн и Христофор Гросс (специалист по моральной философии). Академики-иностранцы должны были не только вести научные исследования, но и готовить научно-педагогические кадры из числа российских и иностранных студентов. Эту деятельность академиков нельзя считать плодотворной. Так, в открытом при Академии университете обучались всего восемь студентов-иностранцев, но и они к 1731 г. покинули Россию. В созданной при университете гимназии к 1737 г. было только 19 учеников. Для становления юридического образования в России потребовалось три десятилетия.
Подготовка профессиональных юристов началась в Московском университете, открытом в 1755 г. В его состав входили три факультета: философский, медицинский, юридический. Необходимость создания юридического факультета объяснялась тем, что «наука о правах по природе есть как бы основание всех прав и законов». Перечень предметов, изучавшихся на факультете, был определен М.В. Ломоносовым. Он считал, что на нем должно быть три профессора: профессор всей юриспруденции, «который преподавать должен натуральные и природные права и узаконения римской древней и новой истории»; профессор юриспруденции российской, «который сверх вышеописанных должен знать и обучать особливо внутренние и государственные права», и профессор политики, который «должен показывать взаимное поведение, союзы государств и государей между собой, как было в прошедшие века и как состоит в нынешнее время». Однако правовое образование шло с трудом. В 1765 г. на правовом отделении обучался один студент.
В 1779 г. при Московском университете по инициативе ректора созданы дворянские классы. Изучение права стало обязательным элементом дворянского образования. В 1783 г. дворянские классы были преобразованы в Благородный пансион. С 1731 г. изучение юриспруденции введено в военных кадетских корпусах. Правовая подготовка будущих офицеров велась по учебникам профессоров Штрубе де Пьермонта и В. Золотницкого, написанным на основе европейской правовой доктрины рецепции римского права.
Первым профессором юридического факультета Московского университета стал австриец Филипп Генрих Дильтей, «заключавший в себе одном долгое время весь факультет правоведения и читавший лекции почти на всех европейских языках, кроме русского. Ему обязана Россия первыми образованными юристами»[3]. Имя Ф. Г. Дильтея не должно быть забыто. Его соратником стал бельгийский юрист — профессор Ф. Ш. Пьермонт. На юридическом факультете читались следующие курсы лекций: естественное право, народное право, всеобщее положительное право, римское право, история римского права, политика, общая энциклопедия, история русского права, практическое законодательство российское, философия. Эпизодически читалось морское и военное право. Профессор Ф. Г. Дильтей пользовался заслуженным авторитетом и популярностью в Москве. Его лекции посещали не только студенты, но и многие жители Москвы. По свидетельству современников, на москвичей большое впечатление произвела прочитанная профессором публичная лекция о роли права в жизни общества.
В 1777 г. Ф. Г. Дильтей издал учебник по истории русского права, а в 1779 г. — учебник по русскому праву и процессу для судей, который в соответствии с традициями того времени имел длинное и подробное название: «Исследование юридическое принадлежности для суда о месте, о судебной власти, о должности судейской, о челобитной и доказательстве судебном».
Ф. Г. Дильтей одним из первых поставил вопрос о необходимости публикации законов и указов и об ознакомлении с действующим законодательством широких масс населения. «Скрывать законы, — говорил он, — есть обыкновение канцелярий российских, не говорю всех, но некоторых, как я уже и сам довольно опытом узнал»[4].
Сложность подготовки российских юристов заключалась в том, что лекции читались на латинском или немецком языке и в них, как правило, рассматривались проблемы, далекие от российской действительности, трудно понимаемой иностранными профессорами. Большое значение для знакомства российской общественности с юридической мыслью Западной Европы имела книга В. Золотницкого «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества», изданная в 1764 г. Сам В. Золотницкий охарактеризовал свою работу так: «Из разных авторов выбрал, и сколько мог на российском языке объяснил».
Следует отметить, что с середины XVIII в. в России заметно увеличивается число издаваемых книг по юридической тематике и, что очень важно, вводится практика публикаций большим тиражом многих законов и распоряжений властей. Так, известный «Устав благочиния или полицейский» 1782 года за первые 10 лет своего действия публиковался довольно большим тиражом пять раз.
Первым отечественным профессором права стал «римских и российских прав» доктор Московского университета, публичный ординарный профессор юриспруденции и Императорской академии член — Семен Ефимович Десницкий.
Десницкий учился в семинарии, в гимназии при университете, был студентом университета. Как способного и старательного, его вместе с другим студентом университета И. А. Третьяковым направили на учебу в Англию. С 1761 по 1767 г. он учился в университете в Глазго, где курс юриспруденции и этики читал знаменитый Адам Смит — основоположник науки политической экономии. По возвращении из-за границы и до конца жизни в 1787 г. С. Е. Десницкий преподавал в Московском университете, возглавляя кафедру российского законоведения, став «праотцом русской юридической профессуры»[5]. Европейски образованный человек, преподававший, кроме права, и английский язык, составивший словарь юридических терминов из древних памятников русского права, С. Е. Десницкий впервые стал преподавать курс на русском языке. Он первый поставил вопрос о необходимости кодификации российского законодательства.
Одним из наиболее способных учеников С. Е. Десницкого был В. Новиков. Он стал первым русским автором, издавшим в 1790 г. учебное пособие по праву: «Театр судоведения или чтение для судей и всех любителей юриспруденции, содержащее достопримечательные и любопытные судебные дела, юридические исследования знаменитых правоискусников и прочие сего рода происшествия, удобные просвещать, трогать, возбуждать к добродетели и ставить полезное и приятное времяпрепровождение». В яркой публицистической манере Новиков утверждал, что право должно играть в жизни людей и общества такую же социально-инструментальную и дидактическую роль, как и литература. В книге упоминаются «юридические исследования знаменитых правоискусников». Правоискусниками (законоискусниками) в России называли специалистов по применению и толкованию норм права. Они помогали населению ориентироваться в сложных вопросах составления и понимания буквы и духа юридических документов, объясняли значение конкретных указов и законов. Правоискусники были характерным явлением российской действительности и сыграли немалую роль в развитии русского правоведения, создав своеобразную прикладную юридическую науку, практическое правоведение — «законоискусство».
Одним из самых известных законоискусников был Захар Аникеевич Горюшкин — знаток права, делопроизводства, деятельности различных учреждений и ведомств. Долгое время (с конца 80-х годов XVIII в. до своей смерти в 1821 г.) он пользовался большой популярностью в Москве, сначала как чиновник, готовый помочь правильно составить и направить куда следует прошение или челобитную, а потом как один из самых любимых студентами профессоров Московского университета.
Большую известность Горюшкин получил после выступления в Московской уголовной палате по делу известного просветителя, публициста, книгоиздателя Н. И. Новикова. Как писал современник: «Спор 3. А. Горюшкина с главнокомандующим Москвы князем Прозоровским по делу Новикова в уголовной палате обнаружил в Горюшкине гражданское мужество: один опирался на личное мнение императрицы, а другой — на силу закона и не убоялся гнева сильного вельможи»[6].
3. А. Горюшкин не получил никакого систематизированного образования, был самоучкой. Право он изучал, служа в канцелярии Московского губернатора, а затем — чиновником юстиц-коллегии. Этот талантливый самородок достиг такого уровня знаний, что в 1786 г. ректор Московского университета П. И. Фонвизин предложил ему преподавать полный курс «Практического законоискусства». Вскоре Горюшкин стал большим мастером в этой области. Он проводил занятия, говоря современным языком, «проблемным методом»: сначала излагал текст того или иного законодательного акта, а затем на конкретных примерах демонстрировал возможность законного решения ситуации. Методика преподавания Горюшкина (решение казусов) впоследствии стала традиционной для юридических учебных заведений. Итогом его практической, научной, преподавательской деятельности стало издание им в 1861 году четырехтомного труда «Руководство к познанию российского законоискусства», длительное время бывшего главным пособием для всех изучавших российское право.
Впервые в России им были составлены образцы юридических документов. 3. А. Горюшкин уделял большое внимание не только форме, но и содержанию юридического документа, языку, стилю, что способствовало развитию юридической техники, общей и правовой культуры. Это было очень важно в то время, когда, как писал один из учеников Захара Аникеевича, «не было еще ни «Русской истории» Карамзина, ни «Полного собрания законов», ни «Свода законов», ни лицеев, ни училища правоведения»[7].
Главной целью преподавания правовых дисциплин 3. А. Горюшкин считал формирование у студентов профессиональной этики, понимания роли и места юриста в обществе в качестве неподкупного слуги закона, ни на йоту не допускающего отступления от буквы и духа закона. Эти традиции сыграли большую роль в становлении русских правоведов, которые подготовили и провели в России реформы 60-х годов XIX в.
Значение Московского университета в подготовке юристов для государственных учреждений, судов возросло после того, как в 1763 г. указом Екатерины II из-за недостатка квалифицированных преподавателей была закрыта школа при Сенате. Но, чтобы «впредь иметь для штатской службы ученых приличным благородному дворянству наукам и знающих юриспруденцию», предполагалось увеличить прием студентов в Московский университет, прежде всего на юридический факультет.
Преподавание «российской юриспруденции» вводилось в шляхетских кадетских корпусах — учебных заведениях для дворянской молодежи. Среди изучаемых в них предметов были «юс-натуре» (естественное право), а также «юриспруденция синильная и криминальная», то есть гражданское и уголовное право. В Уставе сухопутного шляхетского корпуса, где в годы правления Екатерины II обучались более 300 кадетов, в том числе внебрачный сын императрицы, говорилось, что целью этого заведения является подготовка «воинов и граждан, искусных в политической экономии и в законах своего Отечества так, чтобы генерал, одержав победу, мог решить судное дело в Сенате… исполнять должность генерал-полицмейстера…» Конечно, эта программа была во многом декларативной, но способствовала вхождению в культурно-идеологический обиход знания права как важного условия жизнедеятельности общества и государства.
В созданных в 1805 г. двух высших кадетских корпусах в числе обязательных предметов было право естественное, право народное и военное право. Эти дисциплины преподавались также и в военно-учительском институте.
В 1797 г. император Павел I, ревностно относившийся к вопросам организации военной и гражданской службы, посчитал неправильным, что будущие чиновники государственных учреждений, в том числе и высших, готовятся в университете вместе с другими студентами и находятся вне контроля своих будущих начальников. Последовал указ о восстановлении школы при Сенате. Вновь был введен порядок, согласно которому будущие чиновники одновременно с учебой в школе при Сенате проходили служебную практику в центральных государственных учреждениях. Контроль за деятельностью школы, успеваемостью и дисциплиной учащихся был возложен непосредственно на одного из высших должностных лиц империи — генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина.
Куракин имел юридическое образование: окончил знаменитый Лейденский университет. Он привез в Россию большую библиотеку научной, в основном юридической, литературы. Генерал-прокурор сам составил Положение о «классе юридическом», Его концепция заключалась в том, что «правоведение, или юриспруденция, долженствует быть главным предметом в сей школе». Целью обучения в этом классе было «познание гражданских законов теоретически и практически. Первое, разумеется, таким образом, чтобы учитель дал учащимся знания обо всех регламентах, уставах и прочих государственных установлениях и другие нужные в законах знания».
С воцарением в 1801 г. императора Александра I в России предпринимаются попытки значительного совершенствования государственного аппарата, системы управления, что выразилось в создании министерств, Государственного совета, частичной реализации так называемых реформ М. М. Сперанского.
Александр I попытался привить стране методы правления западноевропейского абсолютизма и хотел предстать перед подданными Российской империи в облике легитимного защитника их интересов. Император был намерен осуществить рационализацию органов власти и управления и усилить их централизацию. Для этого было необходимо новое, образованное чиновничество. По мнению М. М. Сперанского, неудовлетворительное функционирование органов власти и судебной системы того периода объяснялось не плохими законами, а низким профессиональным уровнем и моральной нечистоплотностью судей и чиновников[8]. Достаточно сказать, что в 1840 г. в семи департаментах высшего судебного органа империи — Сената насчитывалось только шесть чиновников с юридическим университетским образованием.
Начало царствования Александра I вошло в историю России как время «просвещенного абсолютизма», в котором среди прочего декларировалось укрепление и развитие правовых начал в деятельности государственных учреждений самодержавия, повышение роли права в жизни общества. Был поднят вопрос об упорядочении законодательства, создании нового Уложения законов Российской империи. Большую роль в политической, культурной жизни страны стала играть Комиссия о составлении законов (далее — Комиссия), которая должна была подготовить решение вышеуказанных проблем. К работе Комиссии привлекались иностранные (немецкие, французские) специалисты. Возглавил ее работу лифляндский барон Г. А. Розенкампф. Он окончил юридический факультет Лейпцигского университета, имел определенную европейскую известность, но плохо знал русский язык.
Параллельно решался вопрос об улучшении подготовки отечественных юристов для работы в государственном аппарате.
В 1806 г. школа при Сенате была преобразована в Высшее училище правоведения (далее — Училище) при Комиссии с трехлетним сроком обучения. Его ученики должны были привлекаться к деятельности Комиссии в качестве секретарей, переписчиков, составителей указателей и т. п. Члены Комиссии обязывались преподавать в Училище и «изъясняй» план новой книги российского законодательства, сравнивая его с системами законов других государств и с теми, которые предлагали известные правоведы». Для этого в Училище был введен специальный, получивший название «эклектический» (современное сравнительное правоведение) курс, который преподавал один из образованнейших людей России того времени — А. И. Тургенев. В училище преподавались естественное право, римское право, энциклопедия права и практическое законоведение. Обязательным было изучение трудов «славнейших правоведов». Все это создавало возможность формирования сословия русских образованных юристов.
В 1809 г. состоялся первый и единственный выпуск Высшего училища правоведения. В том же году по предложению заместителя министра юстиции М. М. Сперанского оно приостановило свою деятельность. Объяснялось это в основном двумя причинами. Во-первых, бесполезностью деятельности Комиссии, определенным разочарованием в уровне компетентности ее членов, подвергавшихся справедливой критике за незнание «ни законов, ни нравов, ни обычаев России». Во-вторых, намечавшимися на 1810—1811 гг. реформами, которые должны были изменить государственно-правовую систему России, а следовательно, и учебный курс российского и «практического» законоведения.
Отказ от дальнейшего проведения реформ, ссылка М. М. Сперанского, война 1812 г., длительное бездействие Училища и, как объяснялось в официальном сообщении, «открытие других учебных заведений» обусловили окончательное его упразднение в 1816 г.
«История России со времени Петра I, — писал М. М. Сперанский, — представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали».
Одним из проявлений либерализации внутренней политики в первые годы царствования Александра I было открытие новых университетов в Санкт-Петербурге, Казани и в других городах Российской империи. А принятый в 1803 г. «Регламент Санкт-Петербургской Академии наук» значительно повышал престиж научно-педагогической деятельности, образования, так как предоставлял ученым, преподавателям статус государственных служащих с присвоением соответствующего чина. Звание профессора соответствовало шестому классу (подполковник). Студент после успешной сдачи экзамена мог получить чин 12—14 класса. В 1804 г. был издан «Устав университетов Российской империи», дававший университетам определенную автономию, коллективные формы управления, право издавать газеты, журналы, научно-учебную литературу. Главной задачей университетов являлась подготовка юношества «для вступления в различные государственные службы». Согласно указу от 24 января 1808 г.: «Ко всем должностям гражданским, требующим юридических и других познаний, ни в какой губернии никто не может быть определен, не окончив учения в общественном или частном училище».
В 1803 г. «Предварительными правилами народного просвещения» вводится термин «правоведение» как отрасль высшего образования, цикл учебных дисциплин в области права. Изучая правоведение, учащийся должен был усвоить «политическое его отношение к правительству, разным сословиям и частным людям, его обязанности к оным и права, каких от них ожидать и требовать может», а также «образовывать защитников правоты сограждан своих и угнетенной невинности».
Согласно университетскому Уставу 1804 г. юридический факультет Московского университета был преобразован в нравственно-политическое отделение. Такое же отделение было создано в Казанском университете. В обоих преподавались римское право, история римского права, всеобщая энциклопедия права, право естественное и право народное, право «знатнейших и нынешних народов», теория гражданских и уголовных законов, уголовное право, частное право как в римском, так и в других правах, вексельное право. Помимо юридических дисциплин, студенты изучали логику и психологию, политическую экономию, философию, этику, историю этики, историю философии, историю европейских государств, а также догматическое и нравоучительное богословие и церковную историю.
Широкий круг дисциплин, изучаемых на нравственно-политических отделениях, позволял, как писал современник, «доставлять государству чиновников, методически приготовленных для всех отраслей администрации и правосудия».
Реформа системы народного образования, создание уездных и других училищ вызвали необходимость учреждения педагогических институтов; первоначально они действовали при университетах. Среди предметов, изучавшихся будущими педагогами, было естественное и публичное право, а в Главном педагогическом институте, созданном в 1828 г., имелось философско-юридическое отделение.
Хотя в 1803 г. правительство объявило, что расширение сети учебных заведений, создание новых университетов предпринимается для того, чтобы обеспечить государственный аппарат образованными чиновниками, и поэтому в дальнейшем при назначении на должность и продвижении по службе будет приниматься во внимание наличие свидетельства об окончании учебного заведения, молодежь, чиновничество не проявили ожидаемого стремления к учебе. Власть с разочарованием констатировала, что и благородное дворянство не показывает должного примера.
В процессе реформы государственного аппарата были созданы новые органы центрального управления — министерства. Беспокойство правительства об обеспечении новых государственных учреждений подготовленными чиновниками было вполне объяснимо. Поэтому в августе 1809 г. издается указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники», который вызвал большой переполох в чиновничьем мире. Согласно этому указу производство в коллежские асессоры (чин 8 класса Табели о рангах) было невозможно без университетского диплома. Тем коллежским асессорам, которые этого диплома не имели, объявлялось, что следующий чин статского советника они могут получить, только выслужив положенный срок, и в том случае, если начальство сочтет их службу абсолютно безупречной. Для тех, у кого был университетский диплом, этих условий не требовалось.
Не имеющим высшего образования чиновникам представлялась возможность получить свидетельство о наличии у него необходимых знаний, сдав экзамены в специально образованных при каждом университете комитетах (так называемый комитетский экзамен). Для подготовки к экзамену в университетах с мая по октябрь действовали вечерние курсы для чиновников. В программу подготовки к экзамену входило и правоведение. Экзаменующийся должен был показать «основательное знание права естественного, права римского и права частного гражданского с приложением сего последнего к российскому законодательству»[9].
Поскольку изучение правоведения было обязательным для чиновников всех ведомств, то получалось, как иронизировал Н. М. Карамзин, что и «надзиратель в сумасшедшем доме должен знать римское право».
Одной из причин нежелания дворян учиться в университете было то, что с 1804 г. доступ в него открылся представителям всех сословий, кроме крепостных крестьян. Чтобы привлечь дворян к получению высшего образования, для них при Московском университете создан Благородный пансион (далее — Пансион). Учебная программа Пансиона была близка к университетской. Поэтому аналогичные курсы в нем вели преподаватели университета, а некоторые лекции воспитанники Пансиона слушали в Университете. В отличие от Университета в Пансионе был более свободный порядок посещения лекций, проведения экзаменов. Например, экзамены по «практическому российскому законоведению» проводились в виде «судебного действия» с распределением среди воспитанников ролей судей, истцов, ответчиков. Как правило, помимо университета и Пансиона, профессора проводили у себя дома дополнительные занятия, читали специальные курсы по своим предметам студентам и всем желающим.
Одним из популярных в Москве преподавателей был профессор философии и права И. Буле, о лекциях которого с благодарностью и уважением вспоминали А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, П. А. Вяземский[10]. Большую известность приобрели в Москве лекции по курсу римского и естественного права профессора Л. А. Цветаева. Традиции прикладного преподавания права 3. А. Горюшкина успешно развивал Н. Н. Сандунов. На его занятиях учащиеся разбирали подлинные уголовные и гражданские «сенатские» дела, проводили учебные судебные процессы судов всех инстанций, исполняли практические обязанности всех судебных служителей — от писаря до сенатора. Особое внимание Н. Н. Сандунов обращал на умение студентами четко и ясно составить деловую бумагу, профессионально правильно произнести речь в суде. Но главным, считал Сандунов, было воспитать питомцев в духе глубокого уважения к закону и законности.
Привилегированным учебным заведением, окончание которого давало те же права, что и окончание университета (поступление на государственную службу, получение чинов), было Ярославское училище высших наук. Оно создано в 1803 г. на средства известного промышленника П. Демидова. В 1868 г. училище преобразовано в Демидовский юридический лицей, готовивший высококвалифицированных правоведов. Впоследствии он стал одним из центров научной юридической мысли России. Со дня своего основания Ярославское училище высших наук являлось гуманитарным учебным заведением, где углубленно изучались юридические дисциплины — право естественное и право народное. Следует отметить, что такие учебные дисциплины, как политическая экономия, политическая история, в XIX в. преподавались на юридических факультетах университетов. Поэтому кафедры, на которых преподавались эти предметы, в частности в Ярославском училище высших наук, считались кафедрами юридических факультетов.
Во многом подобной Демидовскому высшему училищу была Гимназия высших наук, открытая на средства крупного государственного деятеля России А. А. Безбородко на его родине в городе Нежине. Эта гимназия известна главным образом тем, что в ней учился Н. В. Гоголь. Она была также гуманитарным учебным заведением, в котором преподавалось и естественное право. В 1840 г. ее преобразовали в юридический лицей, программа обучения в нем соответствовала программе юридического факультета университета. В 1870 г. после создания Демидовского юридического лицея в Ярославле Нежинский лицей был перепрофилирован на изучение филологических наук и иностранных языков.
В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей, ставший впоследствии знаменитым тем, что в нем учился А. С. Пушкин. Сначала лицей предназначался для обучения младших братьев императора Александра I вместе с детьми знатных дворян. Царскосельский лицей должен был дать образование юношеству, предназначенному «к важным частям службы государственной». Устав и программу готовил М. М. Сперанский. Обучение рассчитывалось на шесть лет при практически постоянном пребывании воспитанников в лицее. Лицеисты должны были овладеть различными знаниями и умениями: от физики до фехтования и верховой езды. Среди изучаемых дисциплин числились «науки нравственные», к которым относилась и юриспруденция. Программа ее изучения должна была строиться таким образом, чтобы «начиная от самых простых понятий права довести воспитанников до коренного и твердого познания различных прав и изъяснения им системы права публичного, права частного и особенно права Российского»[11]. В последний год особое внимание уделялось изучению публичного (государственного) права России и зарубежных стран.
Юридические дисциплины (право естественное, частное, публичное), а также философию, политическую экономию, этику, логику в лицее преподавал один из замечательных отечественных ученых первой половины XIX в. А. П. Куницын. В своих лекциях он объяснял воспитанникам «Философское понятие о правах и обязанностях и разделение их по разным отношениям на право естественное, публичное, гражданское и другие».
В период преподавания в лицее Куницын работал над книгами «Право естественное» и «Историческое изображение древнего судопроизводства в России», с материалами которых знакомил своих воспитанников. Часть теоретического наследия А. П. Куницына восстановлена по конспектам лицеиста А. Горчакова, ставшего впоследствии министром иностранных дел, канцлером Российской империи.
Десять лет спустя после окончания лицея, Пушкин (по свидетельству И. И. Пущина), охотнее всего посещавший лекции А. П. Куницына, в записке «О народном воспитании» писал о необходимости преподавания во всех высших и средних учебных заведениях права, а исходя из того, что «Россия слишком мало известна русским: сверх ее истории… ее законодательство требует особенных кафедр в учебных заведениях»[12].
Важным событием в культурной жизни страны явилось планируемое с 1804 г., но осуществленное только в 1819 г. открытие столичного Санкт-Петербургского университета. Создан он был на основе Главного педагогического института и имел три факультета: философско-юридический, физико-математический и историко-филологический. Первым ректором Санкт-Петербургского университета стал ученый-правовед с европейским именем М. А. Балугьянский, родившийся в Венгрии, окончивший Венский университет и приглашенный в 1803 г. на службу в Россию. В 1837 г. он получил потомственное российское дворянство. В гербе его была изображена римская цифра XV, что символизировало заслуги М. А. Балугьянского в подготовке полного собрания законов и 15-томного Свода законов Российской империи.
Срок обучения на философско-юридическом факультете устанавливался в три года. На первом курсе студенты изучали философию, на втором — естественное, публичное право и политическую экономию, а на последнем — «положительное право», то есть различные отрасли права. В столичном университете впервые была создана самостоятельная кафедра уголовного права.
В 1819 г. на философско-юридический факультет было принято 19 студентов. В основном это обуславливалось тем, что дворяне по-прежнему предпочитали учебу в военных школах, кадетских корпусах, Благородном пансионе при Московском и Санкт-Петербургском университетах. Что касается разночинцев, то их поступлению в университет препятствовало слабое знание иностранных языков, а также международного языка права — латыни.
Первые годы деятельности Санкт-Петербургского университета проходили в условиях серьезных изменений во внутриполитической жизни страны, не способствующих развитию просвещения. Происходило свертывание политики продолжения и углубления реформ, начатых в начале царствования Александра I, конечная цель которых могла рассматриваться как введение конституционной монархии. Теперь сама мысль об ограничении самодержавия в России считалась крамольной. В официальной идеологии господствовала идея сохранения незыблемости самодержавия, божественного происхождения и предназначения царской власти. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Естественно, все это не могло не сказаться на деятельности учебных заведений, обязанных так организовать процесс обучения, чтобы «в преподавании всех наук был дух Святого Евангелия».
В 1820 г. после ревизии Казанского университета представитель Министерства духовных дел и народного просвещения М. Л. Магницкий уволил из него профессоров, чья деятельность не соответствовала указанным требованиям. Это в особенности относилось к преподавателям юридического факультета, на котором читались философия и естественное право. Известный профессор Г. И. Солнцев был отдан под суд за проповедование деизма и подрывание веры в самодержавие «как единственно правильную и возможную для России форму правления». Преподавание естественного права теперь велось таким образом, что оно не противоречило идее самодержавия. Все юридические кафедры нравственно-политического отделения Казанского университета были объединены в одну «кафедру прав» с тремя преподавателями.
Подобной ревизии подвергся в 1821 г. и Санкт-Петербургский университет. «Идеологическую» направленность лекций профессоров проверяли по студенческим конспектам. В результате был уволен со службы профессор А. П. Куницын, а его книга «Естественное право» объявлена «сбором пагубных лже- умствований» и запрещена. Уволили профессора М. Плисова, преподававшего естественное право. В постановлении об отставке записали, что «хотя в конспектах его лекций не было найдено ничего предосудительного, но это самое доказывает, что он вредный человек, ибо при устном преподавании мог прибавлять, что ему вздумается».
Был вынужден покинуть университет ректор М. А. Балугьянский, пытавшийся доказать, что свободное преподавание естественного права, например в Австро-Венгерской империи, не считается вредным для государства[13]. Оставшиеся преподаватели были «так потрясены и пришиблены разгромом и вслед за тем всем увиденным и испытанным, что и при благоприятной перемене обстоятельств не могли уже очнуться, чтобы думать не по заданной программе и действовать не по чужой указке»[14].
При наступившей для юристов в конце 20-х годов «благоприятной перемене обстоятельств», вызванной активизацией работы по составлению Свода законов, которой руководили М. М. Сперанский и М. А. Балугьянский, выяснилось, что в университетах не хватает квалифицированных преподавателей, в том числе правоведов, хорошо знавших теорию и «практическое», т. е. текущее, российское законодательство.
Нехватка преподавателей-правоведов обуславливалась тем, что в первой четверти XIX в. российские университеты выпускали всего 40—50 юристов в год[15].
Чтобы исправить создавшуюся ситуацию, образовали группу из молодых преподавателей, в которую вошли и правоведы, и направили ее на обучение в Дерптский университет. После стажировки за границей они возвратились в свои учебные заведения.
Особое внимание было уделено подготовке преподавателей для создаваемых в университетах кафедр российского законоведения. В этих целях по предложению М. М. Сперанского из Московской и Санкт-Петербургской духовных академий отобрали наиболее способных выпускников, изъявивших желание стать правоведами. Очевидно, М. М. Сперанский, сам вышедший из семинарии и Духовной академии, считал, что семинаристы, избравшие светскую службу, будут более настойчивы в овладении новыми знаниями, чем студенты университета. В университете они изучили римское право и латынь, а все остальные знания в области юриспруденции приобрели в процессе службы во II Отделении императорской канцелярии, созданной в 1826 г. для проведения кодификации российского законодательства. Затем их на три года направляли в Берлинский университет. По возвращении на Родину они вновь некоторое время служили во II Отделении императорской канцелярии и только после этого их допускали к преподавательской деятельности в университетах.
Так формировались основы российской юридической научно-педагогической школы, получившей впоследствии международное признание. В недрах российского бюрократического аппарата появилась группа молодых юристов, сочетающих практический опыт работы с высокой образованностью и дворянским происхождением. Их поддерживал граф В. Н. Панин, который полагал, что законность и правопорядок в России возможны только в результате коренного улучшения персонала гражданской службы. Поэтому он назначал на руководящие должности и ответственные посты молодых образованных чиновников, выпускников Училища правоведения и юридических факультетов университетов.
Эти люди видели свое предназначение в том, чтобы создавать прогрессивную правовую систему России. Молодые правоведы вносили в юриспруденцию дух дворянской чести и благородства, помноженный на профессиональные знания и умения юристов-практиков. Они гордо называли себя «слуги закона». Их учила блестящая плеяда русских юристов, профессоров училища правоведения и университетов — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Н. И. Крылов, П. Г. Редкий.
П. Г. Редкин выдвинул концепцию «насыщения государственного организма России правом и законностью». Он считал, что эту миссию может осуществить новое сословие юристов, которое необходимо образовать и которое будет в состоянии установить в России господство закона. Но для этого необходима новая система правового образования. Только в этом случае станет возможным в России «господство высшего типа права — права юристов». Редкин считал, что позитивное право должно быть поднято до уровня философии права, стать частью общественного сознания.
Для претворения в жизнь этой идеи Редкин в 1841 г. стал выпускать первый русский специальный журнал «Юридические записки». Профессор юридического факультета Казанского университета Д. И. Мейер создал «Юридическую клинику», где обучал чиновников приложению теоретических постулатов на практике. Он же написал первый русский учебник по гражданскому праву. Чиновник Министерства юстиции С. И. Зарудный организовал специальный семинар, в котором обучал молодых чиновников юриспруденции.
Одной из характерных черт царствования-Николая I было стремление укрепить дисциплину в государственном аппарате, государственных учреждениях, унифицировать их организацию и деятельность. Относилось это и к учебным заведениям.
В 1835 г. был принят единый для российских университетов устав, согласно которому все они имели три факультета — юридический, философский и медицинский с четырехлетним обучением. Исключением являлся Санкт-Петербургский университет, в котором не было медицинского факультета, зато существовал единственный в стране факультет восточных языков.
Новый университетский устав готовился с участием М. М. Сперанского, уделявшего большое внимание подготовке юристов. Создание самостоятельных юридических факультетов в определенной степени связано и с тем, что к этому времени была проведена систематизация российского законодательства, завершившаяся изданием Полного Собрания законов Российской империи и 15-томным Сводом законов Российской империи[16]. Это была огромная и сложная работа, ход которой контролировал сам Николай I. Он считал, что хорошие законы, добросовестные чиновники, знающие и соблюдающие их, и строгий контроль за деятельностью государственного аппарата — главные условия для благоденствия страны.
Юридические факультеты имели два разряда (отделения) — камеральных и юридических наук. (Камералистика — цикл дисциплин, примерно соответствующих современному административному праву и управлению, финансовому, хозяйственному праву, а также политической экономии.) Обязательными предметами для всех факультетов университетов стали богословие и церковная история. Если раньше российское право изучалось «применительно к праву других стран», то есть в ключе сравнительного правоведения, то согласно уставу 1835 г. отечественное право изучается по различным его отраслям и в виде самостоятельных дисциплин. Таким образом, подготовка юристов в университете была приближена к реалиям российской действительности.
Устав 1835 г. не предусматривал изучения естественного права как самостоятельной дисциплины. На юридических факультетах университетов читались следующие курсы: 1) энциклопедия, или общее обозрение системы законоведения, российские государственные законы, т. е. законы основные, законы о состояниях и государственных учреждениях; 2) римское законодательство и история его; 3) гражданские законы общие, особенные и местные; 4) законы благоустройства и благочиния; 5) законы о государственных повинностях и финансах; 6) законы полицейские и уголовные; 7) начала общенародного правоведения; 8) российское уголовное право; 9) российское гражданское право; 10) российское уголовное и гражданское судопроизводство; 11) российское государственное и полицейское право; 12) история и теория российского законодательства; 13) право знатнейших древних и новых народов; 14) политическая экономия. Преподавалось также право Царства Польского, входившего в состав Российской империи.
В 1848 г. после революций, произошедших в ряде европейских стран, было сокращено преподавание курса права «знатнейших» новых народов, «потрясенных внутренними и крамольными бунтами в самых основах своих».
Юристы, выпускники университетов, других учебных заведений служили в качестве чиновников в аппарате управления вооруженными силами, в системе военной юстиции. Для совершенствования управления вооруженными силами и обеспечения их кадрами в 1832 г. была открыта Военная академия. В том же году с целью подготовки военных юристов для службы в военных судах и в аппарате военно-административного управления создается Аудиторная школа, переименованная вскоре в Военно-юридическое училище, а затем в Военно-юридическую академию.
В 1833 г. завершилась подготовка к изданию Полного Собрания и Свода законов Российской империи. Император Николай I назвал эту работу «главным предметом, к которому было устремлено его внимание», так как неимение полных законов или смешение их от чрезвычайного множества указов, нередко противоречащих один другому, создают условия для неоправданных решений судов, «ябедничества и лихоимства»[17]. Этим объяснялись и трудности в изучении российского права, сказывавшиеся на подготовке юристов, чиновников, их правовой культуре, что, по замечанию известного русского писателя И. С. Аксакова, имевшего юридическое образование и служившего в Министерстве юстиции и внутренних дел, «становилось причиной тех вопиющих злоупотреблений… которыми богата память каждого послужившего на своем веку человека»[18].
Многочисленные жалобы и критика деятельности государственного аппарата, судебных учреждений, профессиональный и моральный уровень чиновничества беспокоили правительство. Поэтому Николай I одобрил в 1835 г. (и выделил на это большие денежные средства) создание нового, ставшего вскоре одним из лучших учебных заведений страны Училища правоведения. Создание этого училища связано также с именем крупнейшего сановника, племянника императора Александра I, представителя династии, известной в России своей государственной и научной деятельностью, принца П. Г. Ольденбургского. Им была пожертвована большая сумма денег на создание Училища. Он же совместно с М. М. Сперанским разработал его устав[19].
Училище было привилегированным, приравненным в «правах и преимуществах» к Царскосельскому лицею. Его выпускники в зависимости от успехов и поведения получали чин 9-10 класса. Окончившие курс с отличием определялись на службу в министерства и Правительствующий сенат, не имея права выйти в отставку, не прослужив шести лет после выпуска из училища. В училище принимались только дети потомственных дворян или «военных чинов» — не ниже полковника, а гражданских — не ниже чиновников пятого класса. Срок обучения составлял шесть лет. Ежегодно училище выпускало около 150 человек, что больше, чем юридические факультеты Московского и Петербургского университетов. Помимо общеобразовательных предметов, изучались дисциплины, «которые потребны по гражданской службе и по части судебной»: энциклопедия правоведения; история правоведения; российское законоведение; римское законоведение; практическое судопроизводство. Большое внимание уделялось практическим занятиям.
Правительствующему сенату и Министерству юстиции предписывалось направлять в училище все нормативные акты, издаваемые ими, а также некоторые «решенные дела» и все связанные с ними материалы. Эти дела в качестве учебных заданий разбирались на практических занятиях.
Преподаватели Училища правоведения составляли цвет и гордость российской юридической науки. Среди них были И. Е. Андреевский, А. Д. Градовский, А. Ф. Кони, Н. С. Таганцев, К. К. Арсеньев.
Выпускники Училища правоведения сыграли важную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г., и особенно — правовой реформы 1864 года. Не будет преувеличением утверждать, что успех последней был невозможен без участия в ней выпускников Училища правоведения[20]. Среди них были многие министры юстиции, внутренних дел, а также другие государственные деятели и ученые России, такие, как Д. Н. Набоков, Н. А. Манасеин, И. Л. Горемыкин, А. Г. Булыгин, К. П. Победоносцев, М. И. Зарудный. Из стен Училища правоведения вышли не только государственные деятели и ученые, но и люди, оставившие свой след в отечественной и мировой культуре: композиторы П. И. Чайковский и А. Н. Серов, поэты и писатели И. С. Аксаков, А. Н. Апухтин, известный литературный критик В. В. Стасов и др.
Несколько выпускников Училища правоведения поступили на службу в Санкт-Петербургскую полицию по предложению вновь назначенного столичного обер-полицмейстера графа П. А. Шувалова. Это рассматривалось как одно из средств улучшения деятельности столичной полиции, вызывавшей нарекания со стороны населения, крупных сановников из-за низкого уровня подготовки и образования ее сотрудников. Популярна была шутка известного государственного деятеля графа Канкрина: если в других странах беспорядки происходят из-за расстройства финансов и продовольственного снабжения, то в Российской империи они могут случиться из-за плохой работы полиции.
Для усиления контроля за деятельностью местных полицейских органов в МВД была образована своеобразная инспекторская служба — «отделение для образования присутственных мест Министерства внутренних дел». В это отделение, а также на службу чиновниками для особых поручений при министре внутренних дел принимались выпускники Царскосельского лицея (основной задачей которого стало готовить чиновников для МВД) и Училища правоведения.
Таким образом, со времен начала петровских преобразований к середине XIX в. сложилась и действовала система подготовки отечественных правоведов. Постоянно увеличивалось число учебных заведений, дававших юридическое образование, велось также преподавание правовых наук и в других учебных заведениях. Юридические факультеты в открывшихся в то время университетах становились основным источником подготовки российских правоведов. Кроме них, в первой половине XIX в. были образованы привилегированные учебные заведения закрытого типа и Училище правоведения, выпускники которых в большом объеме изучали юридические науки и готовились в основном для службы в центральных государственных учреждениях, в том числе в Министерстве внутренних дел, а также в судебном ведомстве. К середине XIX в. правительство начинает понимать необходимость специальной и правовой подготовки полицейских (прежде всего «нижних чинов») и предпринимает первые шаги в этом направлении.
-
См.: Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984. С. 132-133. ↑
-
Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М., 1993. С. 24—25. ↑
-
Морошкин Ф. Л. Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции // Ученые записки Московского университета. 1834. С. 225. ↑
-
Дильтей Ф. Г. Начальные основания вексельного права, а особливо российского со шведским. М., 1768. С. 2. ↑
-
Коркунов Н. М. История философии права. М., 1915. С. 17. ↑
-
Русский архив. 1866. Т. 4. С. 552. ↑
-
Лубяновский Р. Воспоминания // Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 36. ↑
-
См.: Современные зарубежные исследования русской правовой мысли. М., 1982. С. 35. ↑
-
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. I. Т. 30. № 23771. ↑
-
См.: Алексеев А. И. Искание правды. М., 1980; Лазарев В. В. Чаадаев. Из истории политической и правовой мысли. М., 1986. ↑
-
ПСЗ. Собр. I.T. 31. № 24325. ↑
-
Пушкин А. С. Собр. соч. В Ют. М., 1976. Т. 7. С. 311. ↑
-
См.: Косачевская Е. М., Балугьянский М. А. Петербургский университет первой четверти XIX в. Л., 1971. С. 103. ↑
-
Григорьев В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет существования. СПб., 1870. С. 43. ↑
-
См.: Кодан П. В. Из истории юридического образования в России в первой половине XIX в. В кн.: Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. Свердловск, 1991. С. 7. ↑
-
Кодаи П. В. Из истории юридического образования в России в первой половине XIX в. В кн.: Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. С. 12. ↑
-
Государственный совет в России. 1801—1901. СПб., 1902. С. 56. ↑
-
Аксаков И. С. Присутственный день в Уголовной палате // Письма из провинции. М., С. 420. ↑
-
ПСЗ. Собр. II. Т. 10. № 8185. ↑
-
Журнал Министерства юстиции. 1913. № 1. С. 89. ↑
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Становление и развитие правовой мысли (XI-XVII вв.)
- Глава 2. Правовые идеи в XVIII - начале XIX в.
- Глава 3. Правовые идеи во второй половине XIX - начале XX в.
- Чичерин Борис Николаевич
- Шершеневич Габриэль Феликсович
- Победоносцев Константин Петрович
- Леонтьев Константин Николаевич
- Муромцев Сергей Андреевич
- Таганцев Николай Степанович
- Коркунов Николай Михайлович
- Бердяев Николай Александрович
- Соловьев Владимир Сергеевич
- Кистяковский Богдан Александрович
- Савальский Василий Александрович
- Трубецкой Евгений Николаевич
- Вышеславцев Борис Петрович
- Ященко Александр Семенович
- Петражицкий Лев Иосифович
- Виноградов Павел Гаврилович
- Палиенко Николай Иванович
- Котляревский Сергей Андреевич
- Гессен Владимир Матвеевич
- Новгородцев Павел Иванович
- Глава 4. Юридическое образование в дореволюционной России
- 1. Становление юридического образования в дореформенной России (XVII — первая половина XIX в.)
- 2. Развитие юридического образования в пореформенной России (вторая половина XIX — начало XX в.)
- Приложение. Краткие сведения об ученых, государственных и общественных деятелях России, упоминаемых в тексте
- Заключение
- Список использованной литературы