Василий Александрович Савальский (1873—1915) более всего известен как специалист в области государственного (конституционного) права, курс которого он читал в Варшавском университете. Внес определенную лепту в разработку теории правового государства, парламентаризма, прав и свобод человека. Применительно к проблеме соотношения государства и права занимал четко определенную позицию. И общество, и государство одинаково могут быть названы правовыми явлениями «вне нормативной связанности элементов общества, то есть вне права государство вовсе и не существует; право и государство есть один и тот же предмет, именно известный правопорядок; спрашивать же о том, связан ли правопорядок правом, не имеет смысла»[1]. Позиция, надо сказать, в одинаковой степени как убеждает, так и вызывает возражения, особенно сегодня, когда научная классификация специальностей разделила право и политику. С нашей точки зрения, сделать это можно лишь умозрительно и никак иначе. Государство — это правовой или политический институт? И тот, и другой. Савальский же пошел еще дальше, то есть государство и право объединил в общей категории правопорядка. Уже приходилось писать о сильном влиянии немецкой науки, прежде всего государственного права, на российскую юриспруденцию хотя бы потому, что молодых людей, закончивших курс в университете, для подготовки к преподаванию очень часто посылали за казенный счет в немецкие университеты на стажировку. Вполне понятно, что оттуда они возвращались не только с новым багажом знания, но и с определенными идеями и мировоззрением.
Как истинный государствовед и конституционалист, Савальский считал, что «народное представительство есть одно из средств осуществления свободы… нет свободы, если закон поведения мне дан, извне навязан, а не создан мною и при моем участии»[2]. Для профессора Варшавского университета подобная позиция является закономерной, а может быть, и типичной, поскольку парламентаризм, по сути, никогда не исчезал в Польше, которая долгое время входила в состав Российской империи.
Понимание природы государства Савальским можно смело назвать оригинальным. Хотя государство и состоит из различных элементов, оно собственно состоит не из них, а из связи этих элементов. В существо государства он привносит некоторый «динамический» оттенок психофизиологического характера: «…мы понимаем государство как некоторый процесс, то есть нечто непрерывно созидаемое в психическом мире людей. Государство не есть вещь, тело, оно психический процесс»[3]. Он определяет государство как совместную деятельность людей в общественном интересе, урегулированную законом свободы, то есть нормами, притязающими на всеобщее значение для всех лиц, населяющих данную территорию. Государство существует, потому что люди — нравственно разумные существа, и оно следует с необходимостью (как следствие из причин) из нравственно разумной человеческой природы. Не разделяя позиции многих представителей интеллигенции, он называет государство венцом и сосредоточением культуры: «…оно есть обнаружение, выявление «откровения» человеческой природы: оно не только необходимое следствие из этой последней, оно, кроме того, наилучшее средство для ее культуры, т. е. для лучшей цели»[4].
Государство, понимаемое как психический процесс, уже само по себе привлекает читателя прежде всего нетривиальностью. Это весьма интересно, но одновременно и спорно, если не сказать больше.
Государство обладает властью, но власть — явление не изолированное и не самодостаточное. По мнению Савальского, источник государственной власти находится «в юридической норме, то есть мотивирующей волю участников государственного общения к поведению, поскольку эта воля стремится к удовлетворению потребностей человеческой природы»[5].
Савальский не только считал, что право и государство — это одно и то же. Государство и человек, по сути, также тождественны, так как государство следует из человеческой природы с такой же необходимостью, с какой сумма углов в треугольнике равняется двум прямым[6]. Надо полагать, что здесь отмечается не всеобъемлемость государства и его всемогущество, а лишь то, что государство есть изобретение рук человеческих и должно служить человеку, но ни в коей мере его не подменять. Государство может только нормировать деятельность своих членов, иными словами, организовывать сотрудничество, однако создание самого продукта сотрудничества подлежит регламентированию уже не правилами и нормами, а естественными законами природы. Это в полной мере относится к процессу создания как материальных, так и духовных благ. В этой связи он пишет, что естественная граница государственной власти проходит там, где начинается власть моральной идеи. При этом, говорит Савальский, современное государство все более увеличивает свою управленческую функцию[7].
-
Савальский В. А. Государственное право. Общее и русское. Варшава, 1912. Ч. 1. С. 5. ↑
-
Там же. Ч. 1. С. 153. ↑
-
Савальскии В. А. Государственное право. Общее и русское. Ч. 1. С. 138. ↑
-
Там же. Ч. 1. С. 190. ↑
-
Там же. Ч. 2. С. 80. ↑
-
Савальский В. А. Указ. раб. Ч. 1. С. 190. ↑
-
Савальский В. А. Государственное право. Общее и русское. Ч. 1. С. 151. ↑
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Становление и развитие правовой мысли (XI-XVII вв.)
- Глава 2. Правовые идеи в XVIII - начале XIX в.
- Глава 3. Правовые идеи во второй половине XIX - начале XX в.
- Чичерин Борис Николаевич
- Шершеневич Габриэль Феликсович
- Победоносцев Константин Петрович
- Леонтьев Константин Николаевич
- Муромцев Сергей Андреевич
- Таганцев Николай Степанович
- Коркунов Николай Михайлович
- Бердяев Николай Александрович
- Соловьев Владимир Сергеевич
- Кистяковский Богдан Александрович
- Савальский Василий Александрович
- Трубецкой Евгений Николаевич
- Вышеславцев Борис Петрович
- Ященко Александр Семенович
- Петражицкий Лев Иосифович
- Виноградов Павел Гаврилович
- Палиенко Николай Иванович
- Котляревский Сергей Андреевич
- Гессен Владимир Матвеевич
- Новгородцев Павел Иванович
- Глава 4. Юридическое образование в дореволюционной России
- 1. Становление юридического образования в дореформенной России (XVII — первая половина XIX в.)
- 2. Развитие юридического образования в пореформенной России (вторая половина XIX — начало XX в.)
- Приложение. Краткие сведения об ученых, государственных и общественных деятелях России, упоминаемых в тексте
- Заключение
- Список использованной литературы