В настоящее время возрастает роль социальной функции науки и образования как ее составной части. В полной мере это относится и к юридическому образованию, качество которого пока еще оставляет желать лучшего. Совершенствовать образовательный процесс невозможно без того исторического опыта, который имеется в каждой стране. В свете истории очевидно все — положительное и отрицательное, ошибки и упущения, которые можно и нужно учитывать.

Российское гуманитарное образование, и юридическое в особенности, имеет славное прошлое, хотя этот период был не таким уж и долгим. Нам есть чему учиться у предшественников, и не только учиться, но и гордиться именами выдающихся дореволюционных русских юристов, которые прославили наше Отечество во всем мире. Их идеи, взгляды, предположения и прогнозы актуальны и по сей день.

Настоящее учебное пособие представляет интерес прежде всего тем, что в нем сделана едва ли не первая попытка показать соотношение правовой мысли и юридического образования в дореволюционной России, особенно вскоре после проведения судебной реформы. Большинство исследователей склоняются к тому, что эта реформа может быть признана самой удачной и полезной из преобразований 60-х годов XIX в. (естественно, кроме отмены крепостного права). Правовая мысль и юридическое образование получили мощный импульс для развития, поскольку общество и государство объективно нуждались в блестяще образованных судьях, адвокатах, чиновниках, обладающих широкой эрудицией и либеральным мировоззрением. Это было время самых лучших ожиданий и несбывшихся надежд.

Трудно говорить о полной детерминации юридического образования и господствовавших в обществе идей, но опосредованно такая зависимость существует, и вдумчивый читатель ее легко обнаружит. Как только в обществе нарастали реакционные и консервативные идеи — это непременно отражалось на содержании учебных планов юридических вузов.

Во все времена в основе любых реформ и преобразований лежали какие-либо идеи, мысли. В общественных науках, включая юриспруденцию, соотношение идеи и практики, мысли и ее реализации — диалектически взаимосвязанный процесс. Господствующая идеология материализуется в учебниках, затем становится частью сознания и в конечном счете проявляется в поступках и действиях.

Так сложилось, что в западных государствах правовая мысль и юридическое образование стали развиваться практически одновременно (XI—XIII вв.). В России же правовые идеи значительно опередили создание высших учебных заведений. В силу этого обстоятельства авторы сочли возможным осветить эволюцию правовых взглядов с начала древнерусской государственности. Полагаем, что в этом есть смысл, поскольку наука представляет собой не только производство нового знания, но и известную преемственность.

Мы не стали объединять авторов по каким-либо критериям, скажем, «либералы», «консерваторы», «нормативисты», светские и религиозные мыслители, поскольку каждый из них — яркая индивидуальность. Поэтому в учебном пособии использован так называемый «портретный метод». Отдельные имена, и весьма авторитетные, к сожалению, остались за рамками настоящего пособия. Продиктовано это вовсе не избирательным подходом, а объективными причинами, так как нас интересовало развернутое мнение дореволюционных юристов о праве и государстве, а не узкоотраслевые проблемы уголовного или, например, гражданского права.

Учебное пособие рассчитано на тех, кто изучает историю политической и правовой мысли, историю отечественного государства и права, теорию государства и права, философию права. «Русскому юристу стыдно не знать своих предшественников, — писал известный русский правовед Н.М. Коркунов. — Много или мало они сделали, мы должны это знать»[1].

В приложении содержатся краткие биографические сведения о наиболее авторитетных русских правоведах.

  1. Коркунов Н. М. История философии права. СПб., 1908. С. 232.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *